Просмотр содержимого презентации
«тат»
Татары в Саратовской области
Листаю исторические книги,
Над летописями за полночь сижу,
Исследуя деяния великих –
Во всем одно и то же нахожу.
Одни и те же пламенные мысли,
Один и тот же мудрости завет:
В служении отечеству смысл жизни.
Все остальное суета сует.
(Н. Палькин)
- Согласно данным статистического сборника "Национальный состав и владение языками, гражданство ", изданного по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года , всего в области было указано 148 национальностей. Из 2,5 миллиона человек, проживающих на ее территории, не назвали национальную принадлежность почти 65 тысяч человек. Больше всего на территории региона проживает русских – более 2 миллионов человек (почти 88%). Далее по убыванию: казахи – 76 тысяч (3%), татары – почти 53 тысячи (2,2%), украинцы – около 42 тысяч (1,7%), армяне – почти 24 тысячи (1%), азербайджанцы – около 15 тысяч (0,6%) , 12 тысяч – чуваши (0,5%), 11 тысяч – мордва (0,4%).
- Татары являются коренным этносом Саратовского Поволжья, начиная с IV в. н.э. Бату хан, первый правитель государства Золотая Орда (50-е годы XIII века), основал на южной окраине современного Саратова город Укек. На территории Среднего и Нижнего Поволжья в XIII-XV вв. существовали сотни татарских городов и поселений. После присоединения данной территории к Российскому государству в середине XVI века татарские мурзы и крестьяне приняли активное участие в колонизации обширных земель Поволжья. В конце XVIII в. по рекам Уза, Сура, Терешка и др. возникли десятки татарских деревень. В Саратовской губернии в конце XIX столетия насчитывалось около 60 таких деревень, а численность населения достигала 95 000 человек. Все они относились к военному сословию. На сегодняшний день, по данным всероссийской переписи населения, в Саратовской области проживает 65 000 лиц татарской национальности.
восточный (сибирско-татарский)
западный (мишарский)
средний (казанско-татарский)
Современный литературный язык сформировался
во второй половине XIX в. на основе среднего диалекта.
Национальный костюм
- Отражает традиции тюркских племен: широкая и длинная рубаха (кулмэк) и штаны с широким шагом (как у мужчин, так и у женщин), бишметы, прямоспинные зыбыны, шубы (тун), тулупы (толып). Этнич. традиции прослеживаются и в др. элементах одежды, в частности в головных уборах. Преемственность обнаруживается, напр., в полусферических муж. шапках татар и древнетюркских племен.
- Самобытность жен. костюму придавало декоративное оформление. Вплоть до кон. 19 в. бытовали оригинальные жен. туникообразные рубахи из домашней пестряди, украшенные вокруг ворота и по низу подола лоскутными узорами. Жен. головной убор сохранил такие ранние элементы, как чеч-каб (волосник) и полотенцеобразные тастары, украшенные вышивкой, выполненной в технике золотошвейной глади; жен. украшения из монет (бака и др.), шапочка кашпау, нагрудники фирта (пирта), перевязь буйтомар также придавали жен. традиц. одежде чокающих мишарей оригинальность.
- В кон. 19 – нач. 20 вв. формируется национальный (нормализованный) костюм татар. Из женской одежды исчезает туникообразная рубаха с лоскутными узорами, тастарный комплекс головного убора с волосником (чеч-каб); появляются новые, отвечающие требованиям времени и моды элементы и в целом новый стиль одежды; у мужчин это верхняя одежда кыска казаки (короткая казаки), сшитая из фабричной шерстяной ткани черного цвета, головной убор кэлэпуш (тюбетейка усеченной формы), обувь европейского образца (штиблетки), а у женщин – широкое с пышными оборками платье и прилегающий к талии камзол, а также иной комплекс жен. головного убора (бархатный калфачек и шелковый с длинными кистями фабричный платок) и обуви (башмачки или ичиги на каблуках).
Традиционные занятия татар — пашенное земледелие и скотоводство. Для татар характерна особая любовь к лошади — как следствие кочевого прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву и многое др.
- Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек.
Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с преобладанием белых, голубых и зеленых тонов.
- Чем-то он привлёк к себе мой взгляд. Этот дом, что рублен топором И желтеет будто янтарём; Не красой хором или палат, Чем же он привлёк к себе мой взгляд? В нём венцы сосновые просты, И простой топор тесал бревно, Но его работникам дано Что-то от душевной красоты, Хоть венцы сосновые просты.
- Хасан Туфан
Ворота татарского дома
Женская половина дома
- Издавна славились татары своим умением строить дома из дерева, это мог почти каждый крестьянин. А вот украшением домов, ворот, заборов занимались специалисты — плотники. Топор, пила, рубанок, долото и другие инструменты в руках искусного плотника превращали дерево в настоящее кружево. В украшенном доме жить его обитателям лучше и веселее — ведь красота делает людей добрыми. Да и строили его мастера с любовью, вот и радовал дом всех своим внешним видом.
- "Дом без печи что голова без мозгов", — говорит татарская пословица.
- И вправду: печь в доме обогревала, освещала комнату, пекла хлебы и пироги, а на её тёплой спине так уютно было зимой и детям, и бабушкам. Татарская печь похожа на русскую, но отличается от неё тем, что сбоку вмазан котёл, в котором варили пищу: суп-лапшу, пельмени, каши. Вот какое сооружение такая печь:
- Вдоль печи стояла лавка. Это самое почётное место в комнате и принадлежало оно самым уважаемым в семье старшим — бабушкам и дедушкам. Внутри комнаты мы видим большую лавку — сэке, нары.
- Для чего она нужна? На сэке мог стоять самовар — значит, она заменял стол. На сэке сидела и работала пряха. А в уголке лежала гора подушек: значит, на сэке спали ночью. Над сэке люлька: значит, на ней сидела няня и качала малыша. А когда дети подрастали, они играли на сэке в свои игрушки.
Национальная кухня
- При всем многообразии татарского стола предпочтение всегда отдавалось мясу и блюдам из него.
- Распространенным мясным кушаньем была куллама, бишбармак.
Татарская солянка
- http://www.gastronom.ru/recipe/13886/solyanka-po-tatarski
ФОЛЬКЛОР
- В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, байты, песни, загадки, пословицы и поговорки.
- Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курой (типа флейты), кубыз (губной варган), скрипка.
Татарский народный танец
Татарские пословицы
Тот, кто учен, от тысячи бед защищен!
Татарские пословицы
Разлучившийся с другом плачет семь лет, расставшийся с родиной плачет всю жизнь.
КУБЫЗ
- Кубыз — щипковый музыкальный инструмент (разновидность варгана) башкир и волжских татар
Сабантуй
- Праздник Сабантуй известен в нашей стране и за ее пределами. И хотя Сабантуй – мусульманский праздник, но за свою многовековую историю он приобрел столько поклонников, что поистине может называться народным. Сабантуй – сельский праздник и отмечается он в честь окончания весенних полевых работ.
- Сабантуй («сабан туе») в переводе означает «праздник плуга». Он не имеет точной календарной даты, все зависит от времени окончания посева. Сабантуй восславляет природу, труд землепашца. Обычно во время праздника, который длится 3 – 5 дней, проводятся сельские ярмарки, свадьбы, молодежные гулянья. Среди обрядов Сабантуя – коллективное угощение кашей, сбор детьми крашеных яиц. В комплекте игр и состязаний – конные скачки, прыжки в длину, лазание по гладкому столбу за укрепленным на верхней перекладине призом, бой мешками на бревне и многое другое.
Пусть мы такие разные –
У нас одна семья.
И дружба народов
Не просто слова,
Дружба народов
На все времена.
Пусть на нашей планете
Исчезнет вражда,
Пусть мирные звезды над небом горят
И дружба не знает границ и преград
Список источников
- Материалы Саратовского областного этнографического музея.
- Названа самая "молодая" национальность в Саратовской области (http://www.sarinform.ru/news/2013/02/06/91116 )
- Татары Саратовской области (www.rtnkaso.ru )
- Татарский дом (http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=384§ion=0&heading=0)