СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие "День национальных культур. Татары"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает презентацию о тарарской национальности, танец с платками, песню на татарском языке (минус и слова).

Просмотр содержимого документа
«песня»

1) кулчaтырым бик мaтур

шешеклe aлaн кeбeк

бoлoт киле дэ китэ

йөрим мин ямгыр кэтэп

ямгыр кирек гөллэргэ

кирэк ул игeннерге

кoяшлы ямгыр яусын

бeрки xaвaны кусын

припeв:

кулчaтырым кулчaтыр

желы ямгырны чaкыр

яусын ямгыр курыкмыйим

кулымдa минeм чaтыр

2 рaзa

2) кулчaтырым кулымдa

тoрaм мэнэ урaмдa

ямгыр xaмaндa яумы

нигэдeр ялындырa

кулчaтырым бик мaтур

шешеклe aлaн кeбeк

бoлoт килэ дэ китэ

йөрим мин ямгыр кэтэп

припeв


1) кулчaтырым бик мaтур

шешеклe aлaн кeбeк

бoлoт киле дэ китэ

йөрим мин ямгыр кэтэп

ямгыр кирек гөллэргэ

кирэк ул игeннерге

кoяшлы ямгыр яусын

бeрки xaвaны кусын

припeв:

кулчaтырым кулчaтыр

желы ямгырны чaкыр

яусын ямгыр курыкмыйим

кулымдa минeм чaтыр

2 рaзa

2) кулчaтырым кулымдa

тoрaм мэнэ урaмдa

ямгыр xaмaндa яумы

нигэдeр ялындырa

кулчaтырым бик мaтур

шешеклe aлaн кeбeк

бoлoт килэ дэ китэ

йөрим мин ямгыр кэтэп

припeв

1) кулчaтырым бик мaтур

шешеклe aлaн кeбeк

бoлoт киле дэ китэ

йөрим мин ямгыр кэтэп

ямгыр кирек гөллэргэ

кирэк ул игeннерге

кoяшлы ямгыр яусын

бeрки xaвaны кусын

припeв:

кулчaтырым кулчaтыр

желы ямгырны чaкыр

яусын ямгыр курыкмыйим

кулымдa минeм чaтыр

2 рaзa

2) кулчaтырым кулымдa

тoрaм мэнэ урaмдa

ямгыр xaмaндa яумы

нигэдeр ялындырa

кулчaтырым бик мaтур

шешеклe aлaн кeбeк

бoлoт килэ дэ китэ

йөрим мин ямгыр кэтэп

припeв


1) кулчaтырым бик мaтур

шешеклe aлaн кeбeк

бoлoт киле дэ китэ

йөрим мин ямгыр кэтэп

ямгыр кирек гөллэргэ

кирэк ул игeннерге

кoяшлы ямгыр яусын

бeрки xaвaны кусын

припeв:

кулчaтырым кулчaтыр

желы ямгырны чaкыр

яусын ямгыр курыкмыйим

кулымдa минeм чaтыр

2 рaзa

2) кулчaтырым кулымдa

тoрaм мэнэ урaмдa

ямгыр xaмaндa яумы

нигэдeр ялындырa

кулчaтырым бик мaтур

шешеклe aлaн кeбeк

бoлoт килэ дэ китэ

йөрим мин ямгыр кэтэп

припeв

1) кулчaтырым бик мaтур

шешеклe aлaн кeбeк

бoлoт киле дэ китэ

йөрим мин ямгыр кэтэп

ямгыр кирек гөллэргэ

кирэк ул игeннерге

кoяшлы ямгыр яусын

бeрки xaвaны кусын

припeв:

кулчaтырым кулчaтыр

желы ямгырны чaкыр

яусын ямгыр курыкмыйим

кулымдa минeм чaтыр

2 рaзa

2) кулчaтырым кулымдa

тoрaм мэнэ урaмдa

ямгыр xaмaндa яумы

нигэдeр ялындырa

кулчaтырым бик мaтур

шешеклe aлaн кeбeк

бoлoт килэ дэ китэ

йөрим мин ямгыр кэтэп

припeв


1) кулчaтырым бик мaтур

шешеклe aлaн кeбeк

бoлoт киле дэ китэ

йөрим мин ямгыр кэтэп

ямгыр кирек гөллэргэ

кирэк ул игeннерге

кoяшлы ямгыр яусын

бeрки xaвaны кусын

припeв:

кулчaтырым кулчaтыр

желы ямгырны чaкыр

яусын ямгыр курыкмыйим

кулымдa минeм чaтыр

2 рaзa

2) кулчaтырым кулымдa

тoрaм мэнэ урaмдa

ямгыр xaмaндa яумы

нигэдeр ялындырa

кулчaтырым бик мaтур

шешеклe aлaн кeбeк

бoлoт килэ дэ китэ

йөрим мин ямгыр кэтэп

припeв


кулчатырым бик матур

чәчәкле алан кебек

1)болот килә дә китә

йөрим мин ямгыр көтөп

ямгыр кирәк гөлләргә

кирәк ул игеннәргә

кояшлы ямгыр яусын

беркү хаваны кусын

припев:

кулчатырым кулчатыр

жылы ямгырны чакыр

яусын ямгыр курыкмыйм

кулымда минем чатыр

2 раза

2)кулчатырым кулымда

торам менә урамда

ямгыр хаманда яумы

нигәдер ялындыра

кулчатырым бик матур

чәчәкле алан кебек

болот килә дә китә

йөрим мин ямгыр көтөп

припев




Просмотр содержимого презентации
«тат»

Татары в Саратовской области

Татары в Саратовской области

Листаю исторические книги, Над летописями за полночь сижу, Исследуя деяния великих – Во всем одно и то же нахожу. Одни и те же пламенные мысли, Один и тот же мудрости завет: В служении отечеству смысл жизни. Все остальное суета сует. (Н. Палькин)

Листаю исторические книги,

Над летописями за полночь сижу,

Исследуя деяния великих –

Во всем одно и то же нахожу.

Одни и те же пламенные мысли,

Один и тот же мудрости завет:

В служении отечеству смысл жизни.

Все остальное суета сует.

(Н. Палькин)

Согласно данным статистического сборника
  • Согласно данным статистического сборника "Национальный состав и владение языками, гражданство ", изданного по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года , всего в области было указано 148 национальностей. Из 2,5 миллиона человек, проживающих на ее территории, не назвали национальную принадлежность почти 65 тысяч человек. Больше всего на территории региона проживает русских – более 2 миллионов человек (почти 88%). Далее по убыванию: казахи – 76 тысяч (3%), татары – почти 53 тысячи (2,2%), украинцы – около 42 тысяч (1,7%), армяне – почти 24 тысячи (1%), азербайджанцы – около 15 тысяч (0,6%) , 12 тысяч – чуваши (0,5%), 11 тысяч – мордва (0,4%).

Татары являются коренным этносом Саратовского Поволжья, начиная с IV в. н.э. Бату хан, первый правитель государства Золотая Орда (50-е годы XIII века), основал на южной окраине современного Саратова город Укек. На территории Среднего и Нижнего Поволжья в XIII-XV вв. существовали сотни татарских городов и поселений. После присоединения данной территории к Российскому государству в середине XVI века татарские мурзы и крестьяне приняли активное участие в колонизации обширных земель Поволжья. В конце XVIII в. по рекам Уза, Сура, Терешка и др. возникли десятки татарских деревень. В Саратовской губернии в конце XIX столетия насчитывалось около 60 таких деревень, а численность населения достигала 95 000 человек. Все они относились к военному сословию. На сегодняшний день, по данным всероссийской переписи населения, в Саратовской области проживает 65 000 лиц татарской национальности.
  • Татары являются коренным этносом Саратовского Поволжья, начиная с IV в. н.э. Бату хан, первый правитель государства Золотая Орда (50-е годы XIII века), основал на южной окраине современного Саратова город Укек. На территории Среднего и Нижнего Поволжья в XIII-XV вв. существовали сотни татарских городов и поселений. После присоединения данной территории к Российскому государству в середине XVI века татарские мурзы и крестьяне приняли активное участие в колонизации обширных земель Поволжья. В конце XVIII в. по рекам Уза, Сура, Терешка и др. возникли десятки татарских деревень. В Саратовской губернии в конце XIX столетия насчитывалось около 60 таких деревень, а численность населения достигала 95 000 человек. Все они относились к военному сословию. На сегодняшний день, по данным всероссийской переписи населения, в Саратовской области проживает 65 000 лиц татарской национальности.

восточный (сибирско-татарский)  западный (мишарский)  средний (казанско-татарский)  Современный литературный язык сформировался  во второй половине XIX в. на основе среднего диалекта.

восточный (сибирско-татарский)

западный (мишарский)

средний (казанско-татарский)

Современный литературный язык сформировался

во второй половине XIX в. на основе среднего диалекта.

Национальный костюм Отражает традиции тюркских племен: широкая и длинная рубаха (кулмэк) и штаны с широким шагом (как у мужчин, так и у женщин), бишметы, прямоспинные зыбыны, шубы (тун), тулупы (толып). Этнич. традиции прослеживаются и в др. элементах одежды, в частности в головных уборах. Преемственность обнаруживается, напр., в полусферических муж. шапках татар и древнетюркских племен.

Национальный костюм

  • Отражает традиции тюркских племен: широкая и длинная рубаха (кулмэк) и штаны с широким шагом (как у мужчин, так и у женщин), бишметы, прямоспинные зыбыны, шубы (тун), тулупы (толып). Этнич. традиции прослеживаются и в др. элементах одежды, в частности в головных уборах. Преемственность обнаруживается, напр., в полусферических муж. шапках татар и древнетюркских племен.

Самобытность жен. костюму придавало декоративное оформление. Вплоть до кон. 19 в. бытовали оригинальные жен. туникообразные рубахи из домашней пестряди, украшенные вокруг ворота и по низу подола лоскутными узорами. Жен. головной убор сохранил такие ранние элементы, как чеч-каб (волосник) и полотенцеобразные тастары, украшенные вышивкой, выполненной в технике золотошвейной глади; жен. украшения из монет (бака и др.), шапочка кашпау, нагрудники фирта (пирта), перевязь буйтомар также придавали жен. традиц. одежде чокающих мишарей оригинальность.
  • Самобытность жен. костюму придавало декоративное оформление. Вплоть до кон. 19 в. бытовали оригинальные жен. туникообразные рубахи из домашней пестряди, украшенные вокруг ворота и по низу подола лоскутными узорами. Жен. головной убор сохранил такие ранние элементы, как чеч-каб (волосник) и полотенцеобразные тастары, украшенные вышивкой, выполненной в технике золотошвейной глади; жен. украшения из монет (бака и др.), шапочка кашпау, нагрудники фирта (пирта), перевязь буйтомар также придавали жен. традиц. одежде чокающих мишарей оригинальность.

В кон. 19 – нач. 20 вв. формируется национальный (нормализованный) костюм татар. Из женской одежды исчезает туникообразная рубаха с лоскутными узорами, тастарный комплекс головного убора с волосником (чеч-каб); появляются новые, отвечающие требованиям времени и моды элементы и в целом новый стиль одежды; у мужчин это верхняя одежда кыска казаки (короткая казаки), сшитая из фабричной шерстяной ткани черного цвета, головной убор кэлэпуш (тюбетейка усеченной формы), обувь европейского образца (штиблетки), а у женщин – широкое с пышными оборками платье и прилегающий к талии камзол, а также иной комплекс жен. головного убора (бархатный калфачек и шелковый с длинными кистями фабричный платок) и обуви (башмачки или ичиги на каблуках).
  • В кон. 19 – нач. 20 вв. формируется национальный (нормализованный) костюм татар. Из женской одежды исчезает туникообразная рубаха с лоскутными узорами, тастарный комплекс головного убора с волосником (чеч-каб); появляются новые, отвечающие требованиям времени и моды элементы и в целом новый стиль одежды; у мужчин это верхняя одежда кыска казаки (короткая казаки), сшитая из фабричной шерстяной ткани черного цвета, головной убор кэлэпуш (тюбетейка усеченной формы), обувь европейского образца (штиблетки), а у женщин – широкое с пышными оборками платье и прилегающий к талии камзол, а также иной комплекс жен. головного убора (бархатный калфачек и шелковый с длинными кистями фабричный платок) и обуви (башмачки или ичиги на каблуках).

Традиционные занятия татар — пашенное земледелие и скотоводство. Для татар характерна особая любовь к лошади — как следствие кочевого прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву и многое др.

Традиционные занятия татар — пашенное земледелие и скотоводство. Для татар характерна особая любовь к лошади — как следствие кочевого прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву и многое др.

Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек.
  • Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек.

Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с преобладанием белых, голубых и зеленых тонов.

Чем-то он привлёк к себе мой взгляд.  Этот дом, что рублен топором  И желтеет будто янтарём;  Не красой хором или палат,  Чем же он привлёк к себе мой взгляд?   В нём венцы сосновые просты,  И простой топор тесал бревно,  Но его работникам дано  Что-то от душевной красоты,  Хоть венцы сосновые просты.    Хасан Туфан
  • Чем-то он привлёк к себе мой взгляд. Этот дом, что рублен топором И желтеет будто янтарём; Не красой хором или палат, Чем же он привлёк к себе мой взгляд? В нём венцы сосновые просты, И простой топор тесал бревно, Но его работникам дано Что-то от душевной красоты, Хоть венцы сосновые просты.
  • Хасан Туфан

Ворота татарского дома

Женская половина дома

Издавна славились татары своим умением строить дома из дерева, это мог почти каждый крестьянин. А вот украшением домов, ворот, заборов занимались специалисты — плотники. Топор, пила, рубанок, долото и другие инструменты в руках искусного плотника превращали дерево в настоящее кружево. В украшенном доме жить его обитателям лучше и веселее — ведь красота делает людей добрыми. Да и строили его мастера с любовью, вот и радовал дом всех своим внешним видом.
  • Издавна славились татары своим умением строить дома из дерева, это мог почти каждый крестьянин. А вот украшением домов, ворот, заборов занимались специалисты — плотники. Топор, пила, рубанок, долото и другие инструменты в руках искусного плотника превращали дерево в настоящее кружево. В украшенном доме жить его обитателям лучше и веселее — ведь красота делает людей добрыми. Да и строили его мастера с любовью, вот и радовал дом всех своим внешним видом.

  • "Дом без печи что голова без мозгов", — говорит татарская пословица.
  • И вправду: печь в доме обогревала, освещала комнату, пекла хлебы и пироги, а на её тёплой спине так уютно было зимой и детям, и бабушкам. Татарская печь похожа на русскую, но отличается от неё тем, что сбоку вмазан котёл, в котором варили пищу: суп-лапшу, пельмени, каши. Вот какое сооружение такая печь:

Вдоль печи стояла лавка. Это самое почётное место в комнате и принадлежало оно самым уважаемым в семье старшим — бабушкам и дедушкам.  Внутри комнаты мы видим большую лавку — сэке, нары.   Для чего она нужна? На сэке мог стоять самовар — значит, она заменял стол. На сэке сидела и работала пряха. А в уголке лежала гора подушек: значит, на сэке спали ночью. Над сэке люлька: значит, на ней сидела няня и качала малыша. А когда дети подрастали, они играли на сэке в свои игрушки.
  • Вдоль печи стояла лавка. Это самое почётное место в комнате и принадлежало оно самым уважаемым в семье старшим — бабушкам и дедушкам. Внутри комнаты мы видим большую лавку — сэке, нары.
  • Для чего она нужна? На сэке мог стоять самовар — значит, она заменял стол. На сэке сидела и работала пряха. А в уголке лежала гора подушек: значит, на сэке спали ночью. Над сэке люлька: значит, на ней сидела няня и качала малыша. А когда дети подрастали, они играли на сэке в свои игрушки.

Национальная кухня При всем многообразии татарского стола предпочтение всегда отдавалось мясу и блюдам из него. Распространенным мясным кушаньем была куллама, бишбармак.

Национальная кухня

  • При всем многообразии татарского стола предпочтение всегда отдавалось мясу и блюдам из него.
  • Распространенным мясным кушаньем была куллама, бишбармак.

Татарская солянка http://www.gastronom.ru/recipe/13886/solyanka-po-tatarski

Татарская солянка

  • http://www.gastronom.ru/recipe/13886/solyanka-po-tatarski

ФОЛЬКЛОР В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, байты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курой (типа флейты), кубыз (губной варган), скрипка.

ФОЛЬКЛОР

  • В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, байты, песни, загадки, пословицы и поговорки.
  • Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курой (типа флейты), кубыз (губной варган), скрипка.

Татарский народный танец Татарские пословицы Тот, кто учен, от тысячи бед защищен! Татарские пословицы Разлучившийся с другом плачет семь лет, расставшийся с родиной плачет всю жизнь.

Татарский народный танец

Татарские пословицы

Тот, кто учен, от тысячи бед защищен!

Татарские пословицы

Разлучившийся с другом плачет семь лет, расставшийся с родиной плачет всю жизнь.

КУБЫЗ Кубыз — щипковый музыкальный инструмент (разновидность варгана) башкир и волжских татар

КУБЫЗ

  • Кубыз — щипковый музыкальный инструмент (разновидность варгана) башкир и волжских татар

Сабантуй Праздник Сабантуй известен в нашей стране и за ее пределами. И хотя Сабантуй – мусульманский праздник, но за свою многовековую историю он приобрел столько поклонников, что поистине может называться народным. Сабантуй – сельский праздник и отмечается он в честь окончания весенних полевых работ.

Сабантуй

  • Праздник Сабантуй известен в нашей стране и за ее пределами. И хотя Сабантуй – мусульманский праздник, но за свою многовековую историю он приобрел столько поклонников, что поистине может называться народным. Сабантуй – сельский праздник и отмечается он в честь окончания весенних полевых работ.

Сабантуй («сабан туе») в переводе означает «праздник плуга». Он не имеет точной календарной даты, все зависит от времени окончания посева. Сабантуй восславляет природу, труд землепашца. Обычно во время праздника, который длится 3 – 5 дней, проводятся сельские ярмарки, свадьбы, молодежные гулянья. Среди обрядов Сабантуя – коллективное угощение кашей, сбор детьми крашеных яиц. В комплекте игр и состязаний – конные скачки, прыжки в длину, лазание по гладкому столбу за укрепленным на верхней перекладине призом, бой мешками на бревне и многое другое.
  • Сабантуй («сабан туе») в переводе означает «праздник плуга». Он не имеет точной календарной даты, все зависит от времени окончания посева. Сабантуй восславляет природу, труд землепашца. Обычно во время праздника, который длится 3 – 5 дней, проводятся сельские ярмарки, свадьбы, молодежные гулянья. Среди обрядов Сабантуя – коллективное угощение кашей, сбор детьми крашеных яиц. В комплекте игр и состязаний – конные скачки, прыжки в длину, лазание по гладкому столбу за укрепленным на верхней перекладине призом, бой мешками на бревне и многое другое.

Пусть мы такие разные – У нас одна семья. И дружба народов Не просто слова, Дружба народов  На все времена. Пусть на нашей планете Исчезнет вражда, Пусть мирные звезды над небом горят И дружба не знает границ и преград

Пусть мы такие разные –

У нас одна семья.

И дружба народов

Не просто слова,

Дружба народов

На все времена.

Пусть на нашей планете

Исчезнет вражда,

Пусть мирные звезды над небом горят

И дружба не знает границ и преград

Список источников Материалы Саратовского областного этнографического музея. Названа самая

Список источников

  • Материалы Саратовского областного этнографического музея.
  • Названа самая "молодая" национальность в Саратовской области (http://www.sarinform.ru/news/2013/02/06/91116 )
  • Татары Саратовской области (www.rtnkaso.ru )
  • Татарский дом (http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=384§ion=0&heading=0)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!