МОУ Новониколаевская сош
Место и роль классного руководителя в воспитании культуры здорового образа жизни.
Выполнила зам. директора по ВР Шандра Оксана Викторовна
Январь, 2010год.
"Здоровье – это возможность возможностей.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом,
как если бы от этого зависела Ваша жизнь".
Л. Кьюби
Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения. Вследствие этого возникает конфликтность отношений в семье, разрушаются сложившиеся нравственно-эстетические нормы. Порой родители занимаются "зарабатыванием" денег, забывая о здоровье ребенка, как физическом, так и моральном. Необходимость системы работы по формированию установок на здоровый образ жизни определялась из усиливающейся в стране тенденцией к употреблению наркотических и психоактивных веществ, алкоголя и табака, к распространению СПИДа.
Периодически проводимые акции, конкурсы агитбригад, рисунков «За здоровый образ жизни» только частично решают проблемы здоровья детей. Необходимо объединение усилий педагогов, родителей, учащихся по систематизации всех форм, направлений организации здорового образа жизни, профилактической работы.
В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья – главная школа воспитания. А мы, педагоги, лишь помогаем родителям в воспитании их детей.
Совместная работа должна сориентировать ребенка на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Ребята должны научиться быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Высказывание о том, что здоровье – основа долгой, счастливой жизни ни у кого не вызывает сомнения. Но жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни. Классные руководители нашей школы стараются формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни в учебной и внеучебной деятельности.
Умение заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, а так же индивидуальное здоровье ученика зависит от многих факторов:
культура здоровья родителей;
культура здоровья школы;
культура здоровья коллектива;
культура здоровья учителя;
оздоровительная работа в учебное и внеучебное время.
В школе постоянно проводится:
работа с учащимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
спортивно - массовые мероприятия;
профилактика употребления наркотических, психоактивных веществ, алкоголя и табака, СПИДа, суицида, туберкулеза;
ежегодный медицинский осмотр и профилактические прививки.
в общешкольный план ВР включены и проводятся Дни здоровья;
графики занятости спортивного зала (секции по ОФП, дзю-до, лёгкой атлетике и т.д.);
ежедневный контроль дежурного класса за чистотой помещений, помощь в уборке;
ежедневный контроль дежурного класса за наличием сменной обуви у каждого учащегося;
конкурсы рисунков, плакатов по теме «Мы за здоровый образ жизни!».
Культура здоровья коллектива складывается: из микроклимата коллектива, комфортности каждого члена этого коллектива, взаимоотношений между учениками, всех проводимых мероприятий, роли каждого учащегося в данном мероприятии.
Учебная деятельность:
уроки, а особенно окружающего мира, физкультуры;
физминутки на уроках;
подвижные игры на переменах.
На уроках, помимо педагогических задач, классные руководители пытаются решать задачи, способствующие охране и укреплению здоровья учащихся.
Гигиенические показатели, характеризующие урок:
Обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещенность.
Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение упражнений, так как однообразность способствует утомлению школьников.
Частота чередования различных видов деятельности 5 – 10 минут.
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это такие методы, как:
метод свободного выбора (выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества);
активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ученик как исследователь);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения).
Место и длительность применения технических средств обучения.
Физкультминутки, гимнастика для глаз и другие оздоровительные моменты на уроке.
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Психологический климат на уроке.
В каждом классном коллективе выполняются:
Дежурство по здоровью: контроль за выполнением самых простых гигиенических правил.
Маленькая живая природа в каждом классе.
Чистый воздух в каждом классе: уборка, проветривание, разведение растений.
Класс без курения, алкоголя, наркотиков.
Внеучебная деятельность:
Классные часы: беседы, соревнования, анкетирование, экскурсии, конкурсы плакатов, праздники;
Работа с родителями.
В планах воспитательной работы классные руководители выбрали те "Основные даты" - праздники, которые близки детям. Эти даты помогают в выборе тем для бесед по теме здоровья.
9 сентября – Международный день красоты.
1 октября – Международный день врача.
10 октября – Международный день психического здоровья.
13 ноября – Международный день слепых.
14 ноября – Всемирный день борьбы против диабета
1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.
3 декабря – Международный день инвалидов.
11 декабря – Всемирный день прав человека.
11 февраля – Всемирный день больного.
1 марта – Международный день борьбы с наркоманией.
24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом.
7 апреля – Всемирный день здоровья.
21 мая – День памяти умерших от СПИДа.
Работа с родителями строится в форме сотрудничества. Проводятся тематические классные собрания, индивидуальные беседы. На одном из собраний проводится знакомство с памяткой по сохранению здоровья детей:
Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью.
Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия.
Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх, забавах.
Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите навстречу ему вместе со своим ребенком!
Вместе с родителями планируются мероприятия: праздники, походы, экскурсии, беседы для формирования у учащихся положительной мотивации для занятий физкультурой и спортом.
Воспитательные моменты на уроках, внеклассные занятия строятся таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал себя успешным – "ситуации успеха", проводится контроль успешности обучения и воспитания.
ВЫВОД:
О хорошем психологическом климате в нашей школе «говорят»:
чистота (сменная обувь, форма);
четкое, отлаженное дежурство классных коллективов по школе;
оформление (эстетическое) школы и классов;
сочетание требовательности с уважительным отношением к ученику;
здесь тебя всегда ждут, здесь тебе рады, здесь заметят твои удачи, успехи, достижения и обязательно поздравят;
нет пронзительного, раздражающего крика.
Учащиеся нашей школы:
с желанием посещают школу;
у них отсутствует стремление курить, наносить материальный ущерб школе;
после окончания уроков продолжают в школе заниматься тем, к чему «лежит душа» и «тянется тело»;
с заинтересованностью участвуют в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья;
в хорошей эмоциональной форме ожидают каждого следующего урока (даже при большой учебной нагрузке!);
в основе взаимоотношений с учителями и друг с другом – доброжелательны, готовы к поддержке;
ощущают потребность в уроках физкультуры и это их любимое занятие;
у нас не курят ни в школе, ни на ее территории;
нет учащихся, стоящих на учете в наркологическом диспансере;
значительно возросла у детей забота о своем здоровье, интерес к занятиям физической культурой, появились успехи в спорте (в масштабах района).