СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение как часть речи. 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект первого урока по разделу "Местоимение" в 6 классе. Дать общее понятие о местоимении и его разрядах.

Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи. 6 класс»

6 класс

Тема: Местоимение как часть речи.

Цель: Образовательная - дать понятие о местоимении как части речи, о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте; упражнять в нахождении местоимений в речи;

Воспитательная – способствовать воспитанию бережного отношения к слову;

Развивающая – способствовать развитию аналитических способностей учащихся, формировать умения определять синтаксическую роль местоимений в тексте, предупредить возможные ошибки в употреблении местоимений.

Оборудование: плакаты с выводами.

Ход урока

I. Орфографическая 5-минутка. Словарный диктант. Двое у доски (на закрытых сторонах, остальные пишут в тетрадях)

Глиняная вещь, газета «Школьник», четыреста цифр, 668, январский мороз, камышовые заросли, плюшевый медвежонок, тысяча девятьсот шестнадцатый год, пятимиллионный житель.

Взаимопроверка. Объяснение орфограмм. Вопросы от учащихся.

II. Повторение изученного. Запись на доске:

В нашем классе одиннадцать учеников. Все они старательные, хорошо учатся(Слайд2)

-Указываем части речи. Сколько частей речи мы изучали? (3). Устный МР по 1 части речи.

Незнакомые части речи: нашем, все, они.

III. Изучение новой темы

  1. На доске записан текст (1-е предложение спрятано). (или на листочках) (Слайд 3)

Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но в магазин не зашёл, остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.

- Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека? (Варианты)

-Являются ли слова он, мой, я, у самой, его названиями предметов или только указывают на эти предметы?

- Какой частью речи они являются? (Местоимения)

Я недавно ходил в магазин, и от самых ворот парка за мной увязался лист клёна.

  1. Чтение теоретической части по учебнику (стр. 164, § 68). Ответы на вопросы:

-О чем идет речь?

-Что такое местоимение?

-Что узнали о признаках местоимения?

-Какова синтаксическая роль местоимения?

3. Выводы по теории (Слайд 4).

4. Теория на стр. 165. Слайд 5. Разряды местоимений: § 69–79. МР. Орфограмма

5. Стр. 190 «Контрольные вопросы и задания». Осмыслить, осознать для подготовки к экзаменам. Ваша цель на изучение раздела «Местоимение». Билет №

6. “Справочное бюро”. Знаете ли вы, что… Слайд 6.

Местоимений в русском языке немного, всего около 70, но по частоте употребления они занимают 3 место (после существительных и глаголов).

Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи, в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают.

К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи, которую заменяет местоимение.

Местоимения – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа.

ІV. Тренировочные упражнения.

  1. Работа с текстом, записанным на доске (устно). Слайд 7.

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

- Красивый текст? Что в этом тексте не так?

- А теперь попробуем заменить часто повторяющееся слово «ёжик» местоимением. Что у нас получилось?

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.

-Который текст красивее? Что мы сделали? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Местоимения позволяют избегать неоправданных повторов в (письменной) речи, чаще всего используются в предложении вместо имён существительных. Помощники.

  1. Самостоятельная работа (письменно). Слайд 8.

Оставшись одна, собака по кличке Стрелка легла на матрасик. Грусть подкрадывалась к Стрелке незаметно. В воображении Стрелки рождались какие-то фигуры. Стрелка сильно волновалась.

Коллективная проверка по тетрадям с экрана. Оставшись одна, собака по кличке Стрелка легла на матрасик. Грусть подкрадывалась к ней незаметно. В её воображении рождались какие-то фигуры. Она сильно волновалась.

  1. Синтаксическая роль местоимений. Слайд 8.

V. Закрепление изученного на уроке. Вопрос к обучающимся:

-Что изучали мы сегодня на уроке?

-Что узнали о местоимениях?

-Какие признаки имеет местоимение? (разряд, падеж, род, число, член пр-ия).

-С какой целью местоимения используются в речи? (помогают избежать повтора, разнообразят речь)

VІ. Домашнее задание.

1. § 69–79. МР. Орфограмма (подготовка к экзаменам).

2. Найдите в тексте все местоимения и подчеркните их как члены предложения

(можете переписать в тетради, выучить наизусть).

“Пожелание друзьям”

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.

С.Я.Маршак






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!