Просмотр содержимого документа
«Метапредметный урок»
Метапредметный урок
Необходимо "в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения«
Н.В. Громыко
- “ Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях.
Что такое метапредмет?
Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по предмету цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях
- - личностном,
- - метапредметном
- - предметном.
При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Что такое метапредмет?
Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?
Что такое метапредмет?
В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: “Знание”, “Знак”, “Проблема”, “Задача”, “Слово” и др.
- Основная задача метапредмета «Знак» : формирование у школьников способности схематизации. Основная задача метапредмета «Знание» : формирование способности работать с понятиями. Основная задача метапредмета «Проблема» : формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.
- Основная задача метапредмета «Задача» : решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
Цели метапредметного урока:
- обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
- активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
- подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы ;
Цели метапредметного урока:
- формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;
- формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;
- 1) Личностные УУД
- 2) Регулятивные УУД – действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность.
- 3) Познавательные УУД – действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания.
- 4) Коммуникативные УУД – действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьм
Цели метапредметного урока:
- ориентация на развитие у школьников базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере столкновений позиций науки и искусства;
- умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;
Цели метапредметного урока:
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает .
Признаки метапредметного урока
Формирование целостности картины мира;
Наличие основополагающих, проблемных и учебных вопросов
Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия.
Учащийся осмысляет во время урока использование содержания материала в жизни.
Использование образовательных технологий.
Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики
Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия, связь теории с практикой.
Организация внеурочной деятельности школьников.
Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями.
Средства достижения метапредметных результатов образования
- Метапредметы Метапредметные программы Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.) Метапредметный урок Предметный урок + метапредметная тема Метапредметные задания Межпредметные проблемные ситуации Межпредметные, надпредметные проекты
- Метапредметы
- Метапредметные программы
- Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
- Метапредметный урок
- Предметный урок + метапредметная тема
- Метапредметные задания
- Межпредметные проблемные ситуации
- Межпредметные, надпредметные проекты
Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие (методические рекомендации учителю)
- Это обязательно работа с деятельностью учащегося , передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания.
Из выступления Громыко Нины Вячеславовны
(методические рекомендации учителю)
- Вторая особенность. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета , что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
- Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей . Таких, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая и т.д.
- Наконец, четвертая особенность – это новаторство в плане использования разного типа методических приемов .
Громыко Нины Вячеславовны
- Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.
- Учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет. Но будет развиваться лишь в той мере, в какой будет пронизана метапредметным подходом.