Метапредметность на уроке математики
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому
и я научусь.
Конфуций
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность.
Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
Просмотр содержимого документа
«Метапредметные задания для комплексной контрольной работы»
В XII в. Причерноморье и Приазовье стали объектом торговых интересов Генуи и Венеции. Агрессивные и напористые, эти города-республики постоянно конкурировали между собой, не жалели сил, чтобы обосноваться в регионе. Первым закрепились в дельте Дона венецианцы, построив торговую факторию Тану (Азов). В 1261 г. Византийский император Михаил Палеолог подписал договор с правительством Генуи, по которому генуэзцам разрешалось беспрепятственно плавать через все проливы, вести беспошлинную торговлю: селиться во всех владениях империи. Со временем Черное море превратилось во внутреннее море республики Генуя. Только от Таны до Себастополиса (Сухуми), находящихся на расстоянии 692,3 км друг от друга , генуэзцы основали 39 поселений. Превратив многие из них в крепости. Наиболее важными были Матрега и Копарио (Копа). Столицей владений Генуи стал город Кафа (современная Фодосия) в Крыму. Население этих мест было разнообразным. Город был многонациональный, население составляло 100 тыс. человек, из которых генуэзцы-1 тыс. человек. Здесь проживали армяне (0,67% или 469 тысяч), греки (0,16% или112 тысяч), адыги (0,08 или 56 тысяч), евреи (0,20% или 140 тысяч), татары(1,01% или 700 тысяч), русские(79,39% или 55573 тысяч).
Торговали итальянцы тканями (шелк, парча, бархат, сукно). Стеклянными изделиями, оружием, солью, рисом и пряностями. Часть товаров они получали с Востока и везли дальше в Средиземноморье. У местного населения скупали сушеную и соленую рыбу, икру, меха, хлеб, мед, воск, кожу и редкие сорта дерева. Кафинские власти внимательно следили за всеми торговыми операциями в своих владениях, чтобы пресекать запрещенные сделки и вовремя собирать пошлины и налоги. Господству итальянцев пришел конец в последней четверти 15 века когда войска Османской империи в 1475 г. захватили колонии Генуи в Крыму.
Приложение 1.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/14/s_58f085877ba04/611380_1.jpeg)
Приложение 2.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/14/s_58f085877ba04/611380_2.png)
Приложение 3.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/14/s_58f085877ba04/611380_3.png)
Задачи.
Выпишите все числовые значения из текста (включая римскую и арабскую запись чисел) и найдите среднее арифметическое этих чисел.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На карте (см. приложение 1) представлен фрагмент торговых путей (XI-XIV веков). Определите кратчайшее расстояние между населениями Тана и Кафа. Округлите ответ до целого числа.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из текста самое длинное и самое короткое географические названия. Найдите отношение самого длинного к самому короткому географическому названию (в именительном падеже). Названия выбирать по количеству букв.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая дата написана в истлевшем манускрипте (дата записана в римской записи, см. приложение 2). И найди в тексте, в каком предложении записана эта дата?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите в тексте, в каком году пришел конец господства итальянцев в Крыму? Переведите эту дату в римскую систему исчисления. (см. приложение 3)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каком году от Рождества Христова «…генуэзцам разрешалось беспрепятственно плавать через все проливы, вести беспошлинную торговлю: селиться во всех владениях империи…»
В каком году по летоисчислению от сотворения мира произошло это событие, если известно, что в данном летоисчислении 2017 год от Р.Х. это 7525 год.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите в тексте расстояние от Таны до Себастополиса и ответьте на вопрос: сколько верст от Азова до Сухуми, учитывая, что одна верста равна примерно 1,07 км.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте таблицу национальностей, населявших столицу республики Генуи. Постройте столбчатую диаграмму населения в %.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зная ,что итальянцы занимались торговлей составьте :
а) таблицу групп товаров
б)по таблице составьте круговую диаграмму по количеству группы товаров
Ткань | Продукты | Товары обихода |
| | |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По данным таблицы, составленной по заданию вопроса №8
национальностей, населявших столицу Генуи (в тыс.чел.) расставьте их в порядке убывания численности и составьте круговую диаграмму
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________