Контрольная работа №2.
Учитель Смелтер Нина Анатольевна.
Ключевые ситуации 8 класс.
Изменение агрегатных состояний вещества.
Закон Ома для участка цепи.
Ключевая ситуация « Изменение агрегатных состояний вещества.
Разноуровневые задачи.
Уровень 1.
По указанному графику (рис. 1) определите участок этого графика, который соответствует конденсации вещества. Первоначально вещество находится в газообразном состоянии.

Рис. 1.
Уровень2.
Три килограмма воды, находившейся при температуре 20 градусов Цельсия, довели до кипения в алюминиевом чайнике массой 1 килограмм. Удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг×°C), удельная теплоёмкость алюминия равна 920 Дж/(кг×°C) Необходимо: определить количество теплоты, затраченное при этом процессе.
Уровень 3.
20 л холодной воды, взятой при температуре
, поместили в некий изолированный сосуд. К этой воде добавили некоторое количество кипятка. В результате получилась вода температурой
. Какой объем кипятка был добавлен к холодной воде?
Фрагмент урока .
Учитель : урок, который мы проведем сегодня является завершающим в главе «Агрегатные состояния вещества.. Ранее мы рассмотрели множество тепловых процессов: нагревание и охлаждение, плавление и кристаллизация, парообразование и конденсация, горение топлива.
Вспомним, какие формулы необходимо знать, чтобы решать задачи по теме «Тепловые явления и агрегатные состояния вещества».
1 ученик : Количество теплоты нагрева или охлаждения тела (запись на боковой доске):

2 ученик: Количество теплоты плавления или кристаллизации тела:

3 ученик :Количество теплоты парообразования или конденсации тела:

4 ученик : Количество теплоты сгорания топлива:

В указанных формулах присутствуют табличные величины, которые тоже необходимо вспомнить ( ответ цепочкой с 1 парты):
удельная теплоемкость,
;
удельная теплота плавления,
;
удельная теплота парообразования,
;
удельная теплота сгорания топлива,
.
Перейдем к решению задач. Начнем с графической задачи, которая встречается в заданиях ЕГЭ. Задача на исследования графика тепловых процессов.
. По указанному графику (рис. 1) определите участок этого графика, который соответствует конденсации вещества. Первоначально вещество находится в газообразном состоянии. Охарактеризуйте все участки графика.

Рис. 1.
Учитель : проанализируйте условие.
Ученик: В условии задачи сказано, что некое вещество в начале находится в газообразном состоянии (в точке А),
Рассмотрим участок АВ. На нем с течением времени происходит понижение температуры вещества в газообразном состоянии (до точки B).
На участке BC, как видно, с течением времени не происходит изменения температуры, а это соответствует конденсаци .
В точке С все вещество превратилось в жидкость и на участке CD происходит остывание жидкости, а на DE – ее нагревание.
Ответ. Участок BC.
2.Три килограмма воды, находившейся при температуре двадцать градусов Цельсия, довели до кипения в алюминиевом чайнике массой один килограмм. Удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг×°C), удельная теплоёмкость алюминия равна 920 Дж/(кг×°C)
Необходимо: определить количество теплоты, затраченное при этом процессе.
Дано: m1=1 кг; c1=920 Дж/(кг×°C); m2=3 кг; c2=4200 Дж/(кг×°C);
t1=20 °C; t2=100 °C
Найти: Q — ?
Решение.
Оформление электронной доски.

Q1
чайник
Q
Q2
вода


Учитель :
Учитель : Рассмотрим процессы, о которых идет речь в этой задаче.
Ученик : Нагревается чайник от 20 до 100 градусов.
Ученик : Нагревается вода в чайнике от 20 до 100 градусов.
Учитель : Какое количество теплоты затрачивается при всем этом процессе.
Ученик: Надо сложить количество теплоты, затраченное на нагревание чайника и на нагревание воды.
Ученик оформляет у доски краткую запись. Комментирует свои записи решения ;
Определим количество теплоты, полученное чайником
Дж
Определим количество теплоты, полученное водой
Дж
Определим количество теплоты, затраченное на нагревание чайника и воды
Дж
Ответ : Q=1081600 Дж.
Учитель : Рассмотрим с Вами решение задач на уравнение теплового баланса.
3. 20 л холодной воды, взятой при температуре
, поместили в некий изолированный сосуд. К этой воде добавили некоторое количество кипятка. В результате получилась вода температурой
. Какой объем кипятка был добавлен к холодной воде?
Рассмотрите ситуацию, которая возникла из условия задачи.
Ученик: В результате смешивания воды, горячая вода отдает некоторое количество теплоты холодной воде и остывает до температуры 60 градусов. Холодная вода принимает это количество теплоты и нагревается до 60 градусов. Количество теплоты отданное равно количеству теплоты полученному .Больше ни на что энергия не расходуется ,т.к. сосуд изолирован.
Решение. Запишем краткое условие задачи(ученик у доски):
Учитель: Запишем уравнение теплового баланса для нашего случая
Ученик:
уравнение теплового баланса.
количество теплоты нагревания холодной воды
количество теплоты охлаждения горячей воды.
Учитель : Какое данное отсутствует в условии задачи?
Ученик: Для решения задачи нам не хватает массы.
Учитель : Как можно найти массу?
Ученик: Возьмем плотность из соответствующей таблицы
и вычислим массу .
Подставим полученные выражения в уравнение теплового баланса:
.
Вычислим искомый объем воды: .
Ответ.
.
Ключевая ситуация : закон Ома для участка цепи.
Разноуровневые задачи.
1 уровень.
Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
Найдите сопротивление в точке А и в точке В.
Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.
Какой вывод можно проделать по результатам задачи?
2 уровень. Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B.
3 уровень. Два резистора сопротивлением r 1 = 5 Ом и r2= 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи.
Фрагмент урока.
Учитель: Сегодня на уроке, мы решаем задачи на закон Ома для участка
цепи .Вспомним все основные определения и формулы величин, входящих в закон Ома. На Ваших столах лежат листы с заданием. Ваша задача:
Заполнить пустые ячейки таблицы.
Проговорить друг другу основные определения и формулы.
№ задания | Физическая величина | Обозначение в физике (буква) | Единица измерения в системе СИ | | Формула |
1 | | | А | | |
2 | Напряжение | | | | |
3 | | R | | | |
4 | Удельное сопротивление | | | | |
| | ФОРМУЛЫ , СХЕМЫ соединения |
5 | Законы последовательного соединения проводников | | |
6 | Законы параллельного соединения проводников | | |
7 | Закон Ома для участка цепи | | |
Учитель: Приступаем к решению задач.
На электронной доске условие задачи.
Уровень 1.
1.Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
2.Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
3.Найдите сопротивление в точке А и в точке В.
4.Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 8 В и вычислите сопротивление в этом случае.
5.Какой вывод можно проделать по результатам задачи?
Учитель: Прежде, чем отвечать на поставленные вопросы, давайте соберем все, что мы знаем о законе Ома и его графическом представлении.
На прошлых уроках мы установили зависимость между силой тока и напряжением. Какая это зависимость?
Ученик: Чем больше напряжение, тем больше сила тока, и наоборот: чем меньше напряжение, тем меньше сила тока.
Учитель: А как называется такая зависимость?
Ученик: Прямая зависимость!
Учитель: Графиком этой зависимости будет прямая.А каким мы брали сопротивление?
Ученик: Постоянным.
Учитель : Подведем итог. При постоянном сопротивлении, т.е. при R = const, I ~ U.
Теперь, ответим на вопросы задачи.
Сила тока = 0,4 А, напряжение – 4В.
Сила тока = 0,6 А, напряжение – 6В.
Сопротивление в т .А – 10 Ом, в т.В – 10 Ом.
Сила тока = 0,8А, сопротивление – 10 Ом.
При изменении силы тока и напряжения на одинаковую величину, сопротивление остается постоянным.
Приступаем к решению второй задачи.
Уровень 2.
Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B.
Ученик у доски делает краткую запись задачи
Дано:
I=100м
S=0,5мм2
U=6,8В
I-?
Решение:
Учитель :Каким законом связаны величины в этой задаче?
Ученик : Законом Ома.
Учитель: Но у нас нет значения сопротивления проводника.
Ученик: Если по проводнику течет ток, то в проводнике возникает сопротивление, которое зависит от рода проводника, длины и площади поперечного сечения.

Из таблицы удельного сопротивления берем удельное сопротивление медного проводника. Подставляем числовые значения и находим величину сопротивления.

Далее по закону Ома рассчитываем силу тока в цепи.

Ответ: Сила тока равна 2А.
Уровень3.
Два резистора сопротивлением r 1 = 5 Ом и r2= 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи.
Дано:
r1=5 Ом
r2=30 Ом
U=6B
I0-?
Решение:
Учитель. Для того, чтобы решить эту задачу нам надо определиться со способом соединения проводников.
Ученик. Это параллельное соединение проводников.
Учитель: Почему ты так решил?
Ученик: Здесь есть разветвление цепи.
Учитель: Хорошо, что это нам дает?
Ученик. Мы можем применить законы параллельного соединения проводников, а именно:
Ученик: Общий ток в данной цепи равен сумме токов через каждое сопротивление. Если мы найдем ток на каждом сопротивлении, то найдем весь ток в цепи .Мы знаем ,что при параллельном соединении проводников напряжение на них одно и то же.
Учитель: Чему же оно равно в этой задаче.
Ученик: Напряжению между точками А и В.К Каждому сопротивлению можно применить закон Ома для участка цепи и найти токи на них.





Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4 А.
5