СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод шаблонов при обучении чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для обучения чтению на уроках английского в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Метод шаблонов при обучении чтению»

8


Обучение чтению «метод шаблона»

Глава 1. Запоминание визуального образа слова

Этап 1. Цель 1. – формирование визуального образа слова, запоминание и воспроизведение для дальнейшего формирования шаблона. Планируемые результаты: усвоение простых слов и умение их читать.

Данная модель – это сначала слово, затем буквы.

1.1. Распечатываем таблички со словами, обозначающими предметы мебели в классной комнате, названиями животных, именами людей на фотографиях в семейном альбоме. Можно прикреплять их с участием детей. Идея в том, чтобы ученик как постоянно видел эти слова, а наша задача указывать на них и произносить. Подобная практика нужна в течение всего учебного года. За это время ученик , независимо от возраста, запомнит все написанные слова.

1.2. Распечатываем карточки с теми же словами и играем в следующую игру. Раздаем стопку карточек или раскладываем несколько перед учениками, просим взять карточку с тем словом, которое произносим из стопки. Например, называем слово «chair» -стул. Ребенок может либо сразу выбрать карточку с этим словом, либор поискать в комнате стул, показать и выбрать из нашей стопки карточку с этим словом. Это тоже часть процесса обучения и запоминания.

1.3 Играем в игру наоборот. Мы выбираем одну из напечатанных карточек со словом, показываем её ученикам, а они должны найти соответствующий предмет или картинку. При этом мы слово не произносим, ребенок должен сам распознать его.

1.4. Следующий этап-расширение запаса слов, которые ученик сможет прочитать. Все слова невозможно распечатать, поэтому дальнейшая практика чтения будет происходить при совместной работе с учебником. Выбираем слова из учебника, рекомендованные для каждого урока, которые часто повторяются на странице. Указываем на выбранное слово, произносим его и просим найти это же слово в других местах страницы. Каждый раз, находя слово, просим его произнести. Начинаем с наиболее часто повторяющихся, например артикли – «the» и «a», слова «to», «do». «have», «this», имена героев.

1.5. Следующее упражнение при совместном чтении: снова выбираем повторяющиеся на странице слова, может быть те же, что ребенок искал в предыдущем упражнении. Первые 2-3 раза указываем на это слово и читаем его, при последующих повторениях этого слова, ученик сам должен его прочитать. Начинаем с коротких слов: toy-boy, cat-rat и т.д

1.6. Практикуем совместное чтение на каждом уроке 10-15 мин. Следим за тем, чтобы на каждом уроке к запасу прочитанных слов добавлялись по 3-4 новых слова и обязательно читаем уже разученные слова, которые попадаются в тексте. Действуя таким образом, уже к концу 1-й четверти ученик научиться бегло читать многие слова, по тому же принципу, что и взрослые. Он будет узнавать слова, понимая их смысл и произнесение. Алфавит учится по буквам в словах. Само знание алфавита и названия букв никак не влияет на умение читать.

Глава 2. Чтение по правилам

Этап 2. Цель – обучение чтению по правилам.

Планируемые результаты: обучить чтению слов с закрытым типом слога, с комбинацией гласных и согласных, с сочетанием гласных и с открытым типом слога

Последующие занятия

Когда ученик накопит небольшой запас слов, которые он умеет читать, переходим к чтению по правилам. Это означает обучение определенным устойчивым сочетаниям букв, которые в основном читаются одинаково в этих сочетаниях. Такие сочетания есть в разделе чтения в нашем учебнике «Spotlight» Student’s Book 2, Verginia Evans, Jenny Dooley, Nadezhda Bykova, Marina Pospelova.

2.1. Сначала разучиваем произнесение следующих согласных букв: B, C в произнесении «к», D, F, G в произнесении «дж», H, J, K, L, M, N, P, R, S, T, V, W, X, Z

Эти буквы в основном произносятся в словах одинаково.

2.2. Создаем небольшие отдельные карточки со всеми буквами в 2-х или 3-х экземплярах, чтобы можно было складывать из них слова. Начинаем обучать шаблонам. Выбираем из раздела учебника по правилам чтения шаблоны с закрытым типом слога. Это шаблоны типа:

at

pin

dot

cut

pen

rat

bin

pot

but

ten

fat

sin

lot

nut

men

pan

fit

box

bug

leg

fan

sit

fox

sun

bed

Действуем по аналогии, подставляя вместо одних согласных другие, только так, чтобы получилось существующее слово, желательно, клторое ребенок знает по смыслу. Даем задание – собрать самому слово по аналогии. Например, сложите at – cat-rat.

2.3.Когда ученик твердо запомнит, как читаются согласные в словах, а также гласные в таких типах слов, переходим к сочетаниям согласных типа:

sh

th

ch

ck

kn

gn

Ship

This

Chin

Click

Knit

Gnat

Shed

That

Chest

Check

knock


и так далее. Чем больше слов мы соберем по аналогиям, тем лучше. Все слова с разученными сочетаниями практикуются при совместном чтении.

2.4. Далее переходим к комбинациям гласных и согласных, например:

ar

or

ir

ur

er

all

igh

ought

air

bar

for

girl

turn

term

tall

sight

thought

hair

star

north

bird

burn

jerk

wall

right

bought

chair

far

born

first

curl

fern

ball

night

fought

fair


Ow в произнесении

ау


Ow в произнесении

оу

aw

Ew

wow

low

jow

few

bow

bow

pawn

Bbw

town

know

lawn

stew

gown

blow

dawn

knew


Ear в произнесении

Эа

Ear в произнесении

ИА

are

ore

bear

ear

dare

store

rear

tear

fare

bore

wear

near

care

pore

2.5. Переходим к сочетаниям гласных. Принцип все тот же – чтение по шаблону. Мы произносим первое слово, последующие, где меняются только согласные – читает ученик.

ee

oo

Ea- как «и»

Ea- как «э»

oi

Ai

feet

tooth

read

death

coin

Pain

been

foot

dream

breath

boil

Tail

see

root

steam

read

soil

grain

2.6. Переходим к чтению слов с открытым типом слога:

a_e

o_e

i_e

u_e

e_e

ate

tone

fine

cute

Pete

game

nose

bite

tune

delete

talw

toe

pie

due

these

2.7. Делаем упор на те сочетания, к которым мы сможем подобрать много слов. Основная идея этого метода – дать как можно юольше аналогий, чтобы мозг ребенка сформировал шаблон. В английском языке еще много правил чтения, не представленных здесь. Их можно найти во многих учебниках, однако общий принцип обучения сочетаний звуков – это наборы слов, читающихся по аналогии, ток чтобы надо было менять лишь 1 или 2 буквы в слове. Все пройденные сочетания тренируем при совместном чтении.

Используя данный метод, мы научим ребенка бегло читать уже к концу первого года обучения. Конечно, всегда будут попадаться слова сложные или читающиеся не по правилам. Их надо произносить и отдельно заучивать.

Глава 3. Практические упражнения.

Этап 3. Цель 3применение изученных правил, используя практические упражнения.

Планируемые результаты: выполнение заданий с целью выявления усвоения изученного материала.

3.1. Выдели разными цветами сочетания ar, or, ur, er. Помести в соответствующую колонку слова 3 группы (сочетания ar, or, ur, ir, er)

Arm, order, turn farm, girl, morning, furniture, fork, her, bird, far, nurse, yard, horse, her, parking, turn, start, more, scarf, for, curtain , park, short, card, turtle, article, alarm-clock, garden, garage, mark, or, before, burn, car


ar [a:]

or [o:]

ur [ə:]

er [ə:]

ir [ə:]







3.2 Выдели разными цветами сочетания букв. Помести слова по столбикам в соответствии с правилами чтения:


Book, she, think, cheese, this, light, thanks, look, shelf, fight, those, thick, too, night, shut, that, check, thin, fool, these, the, moon, good, chess, might

oo [u:]

sh [ʃ]

ch [ʧ]

th [ð]

th [Q]

ight [ait]








3.3. Выдели разными цветами сочетания букв. Помести слова по столбикам в соответствии с правилами чтения:


Ear, tall, fire, dear, flower, small, fear, higher, tired, our, call, hear, near, wall, hour


ear [iə]

all [o:l]

ire [aiə]

ower/our [auə]






3.4. Выдели одним цветом слова 1 группы и другим цветом слова 2 группы. Распредели слова по группам (тип слога) 1. 2. :

Am, is, at, bag, bed, big, bike, black, blond, blue, box, but, cake, camp, can, cat, clap, dad, desk, dog, elephant, face, family, fat, fine, fish, five, fox, frog, fun, game, hand, hat, he, his, home, hot, in, it, jump, leg, like, long, make, me, name, neck, nice, nine, no, nose, on, ox, pen, pencil, pet, pink, plane, red, run, ride, sad, see, seven, she, sit, smile, six, song, summer, sun, swim, table, take, ten, that, this, three, tree, us, under, up, we, well, tube, blue.

1 тип-открытый

2 тип- закрытый






3.5. Помести слова по столбикам в соответствии с правилами чтения:


Book, she, think, cheese, this, light, thanks, look, shelf, fight, those, thick, too, night, shut, that, check, thin, fool, these, the, moon, good, chess, might

oo [u:]

sh [ʃ]

ch [ʧ]

th [ð]

th [Q]

ight [ait]








3.6. Помести слова по столбикам в соответствии с правилами чтения:


Ear, tall, fire, dear, flower, small, fear, higher, tired, our, call, hear, near, wall, hour


ear [iə]

all [o:l]

ire [aiə]

ower/our [auə]







    1. Упражнения для чтения – закрытый слог. Выдели разными цветами гласные буквы a, i, o, u,e

Cat [æ]

Milk [i]

Frog [ɒ]

Nut [˄]

Pen [e]

Fat

Pink

Dog

But

Hen

Hat

Sit

Stop

Drum

Desk

Bat

Big

Hot

Sun

Men

Cap

Swim

Got

Fun

Ten

Black

Rich

On

Run

dress

Can

Is

Donna

Bus

Seven

Hand

Sick

lot

Jump

Red

Man

Kitten

frog

Up

Bed

And

Listen

log

Cup

Wet

Ant

lift

spot

Fun

Egg

has

pin

fog

run

leg

3.8. Упражнения для чтения – открытый слог. Выдели разными цветами гласные буквы a, i, o, u,e в середине слова. Подчеркни букву « е » в конце слова.

Cake [ei]

Bike [ai]

Home [ou]

Use [ju:]

We [i:]

Snake

Like

Bone

Cute

He

Lake

Mike

Rose

Pupil

Me

Plane

Kite

Nose

Student

Be

Jane

Write

Go

Music

See

Name

Fine

Rope

Tube

She

Plate

Nine

No

Blue

Fee

late

Ride

stone

True

Tree

face

Drive

Smoke

glue

Three

date

Five

joke

unite

Pete

       
Выполнение данных упражнений осуществляется с применением информационных технологий, а именно с использованием интерактивной доски с участием всего класса, а затем индивидуально каждым учащимся с работой по карточкам, приведенным выше по схеме T-Class, T-P1, P2, P3, P1-P2. Наряду с этим, обучение чтению осуществляется с помощью использования электронных компьютерных программ через Интернет, а именно: www.starfall.com. Программа очень интересна детям, они с удовольствием выполняют задания в игровой форме типа: составь слово, чтобы оно соответствовало картинке; добавь букву и прочитай новое слово и т.д.

    

 Глава 4. Чтение мини-текстов

Этап 4. Цель 4. – обучение читать мини-тексты (Spotlight 2, раздел Spotlight in Russia, p.136-139. раздел First steps to reading, p. 142-144), применяя технологию продуктивного чтения.

Ожидаемые результаты- научились читать тексты, используя приемы работы с текстом в 3 этапа:

  1. до чтения-ученики смотрят на картинки и прогнозируют содержание;

  2. во время чтения- выписать определенные слова, изображенные на картинках и т.д.

  3. после чтения – беседа по содержанию, дать своё название и т.д.


     

 

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!