8
Обучение чтению «метод шаблона»
Глава 1. Запоминание визуального образа слова
Этап 1. Цель 1. – формирование визуального образа слова, запоминание и воспроизведение для дальнейшего формирования шаблона. Планируемые результаты: усвоение простых слов и умение их читать.
Данная модель – это сначала слово, затем буквы.
1.1. Распечатываем таблички со словами, обозначающими предметы мебели в классной комнате, названиями животных, именами людей на фотографиях в семейном альбоме. Можно прикреплять их с участием детей. Идея в том, чтобы ученик как постоянно видел эти слова, а наша задача указывать на них и произносить. Подобная практика нужна в течение всего учебного года. За это время ученик , независимо от возраста, запомнит все написанные слова.
1.2. Распечатываем карточки с теми же словами и играем в следующую игру. Раздаем стопку карточек или раскладываем несколько перед учениками, просим взять карточку с тем словом, которое произносим из стопки. Например, называем слово «chair» -стул. Ребенок может либо сразу выбрать карточку с этим словом, либор поискать в комнате стул, показать и выбрать из нашей стопки карточку с этим словом. Это тоже часть процесса обучения и запоминания.
1.3 Играем в игру наоборот. Мы выбираем одну из напечатанных карточек со словом, показываем её ученикам, а они должны найти соответствующий предмет или картинку. При этом мы слово не произносим, ребенок должен сам распознать его.
1.4. Следующий этап-расширение запаса слов, которые ученик сможет прочитать. Все слова невозможно распечатать, поэтому дальнейшая практика чтения будет происходить при совместной работе с учебником. Выбираем слова из учебника, рекомендованные для каждого урока, которые часто повторяются на странице. Указываем на выбранное слово, произносим его и просим найти это же слово в других местах страницы. Каждый раз, находя слово, просим его произнести. Начинаем с наиболее часто повторяющихся, например артикли – «the» и «a», слова «to», «do». «have», «this», имена героев.
1.5. Следующее упражнение при совместном чтении: снова выбираем повторяющиеся на странице слова, может быть те же, что ребенок искал в предыдущем упражнении. Первые 2-3 раза указываем на это слово и читаем его, при последующих повторениях этого слова, ученик сам должен его прочитать. Начинаем с коротких слов: toy-boy, cat-rat и т.д
1.6. Практикуем совместное чтение на каждом уроке 10-15 мин. Следим за тем, чтобы на каждом уроке к запасу прочитанных слов добавлялись по 3-4 новых слова и обязательно читаем уже разученные слова, которые попадаются в тексте. Действуя таким образом, уже к концу 1-й четверти ученик научиться бегло читать многие слова, по тому же принципу, что и взрослые. Он будет узнавать слова, понимая их смысл и произнесение. Алфавит учится по буквам в словах. Само знание алфавита и названия букв никак не влияет на умение читать.
Глава 2. Чтение по правилам
Этап 2. Цель – обучение чтению по правилам.
Планируемые результаты: обучить чтению слов с закрытым типом слога, с комбинацией гласных и согласных, с сочетанием гласных и с открытым типом слога
Последующие занятия
Когда ученик накопит небольшой запас слов, которые он умеет читать, переходим к чтению по правилам. Это означает обучение определенным устойчивым сочетаниям букв, которые в основном читаются одинаково в этих сочетаниях. Такие сочетания есть в разделе чтения в нашем учебнике «Spotlight» Student’s Book 2, Verginia Evans, Jenny Dooley, Nadezhda Bykova, Marina Pospelova.
2.1. Сначала разучиваем произнесение следующих согласных букв: B, C в произнесении «к», D, F, G в произнесении «дж», H, J, K, L, M, N, P, R, S, T, V, W, X, Z
Эти буквы в основном произносятся в словах одинаково.
2.2. Создаем небольшие отдельные карточки со всеми буквами в 2-х или 3-х экземплярах, чтобы можно было складывать из них слова. Начинаем обучать шаблонам. Выбираем из раздела учебника по правилам чтения шаблоны с закрытым типом слога. Это шаблоны типа:
at | pin | dot | cut | pen |
rat | bin | pot | but | ten |
fat | sin | lot | nut | men |
pan | fit | box | bug | leg |
fan | sit | fox | sun | bed |
Действуем по аналогии, подставляя вместо одних согласных другие, только так, чтобы получилось существующее слово, желательно, клторое ребенок знает по смыслу. Даем задание – собрать самому слово по аналогии. Например, сложите at – cat-rat.
2.3.Когда ученик твердо запомнит, как читаются согласные в словах, а также гласные в таких типах слов, переходим к сочетаниям согласных типа:
sh | th | ch | ck | kn | gn |
Ship | This | Chin | Click | Knit | Gnat |
Shed | That | Chest | Check | knock | |
и так далее. Чем больше слов мы соберем по аналогиям, тем лучше. Все слова с разученными сочетаниями практикуются при совместном чтении.
2.4. Далее переходим к комбинациям гласных и согласных, например:
ar | or | ir | ur | er | all | igh | ought | air |
bar | for | girl | turn | term | tall | sight | thought | hair |
star | north | bird | burn | jerk | wall | right | bought | chair |
far | born | first | curl | fern | ball | night | fought | fair |
Ow в произнесении ау | Ow в произнесении оу | aw | Ew |
wow | low | jow | few |
bow | bow | pawn | Bbw |
town | know | lawn | stew |
gown | blow | dawn | knew |
Ear в произнесении Эа | Ear в произнесении ИА | are | ore |
bear | ear | dare | store |
rear | tear | fare | bore |
wear | near | care | pore |
2.5. Переходим к сочетаниям гласных. Принцип все тот же – чтение по шаблону. Мы произносим первое слово, последующие, где меняются только согласные – читает ученик.
ee | oo | Ea- как «и» | Ea- как «э» | oi | Ai |
feet | tooth | read | death | coin | Pain |
been | foot | dream | breath | boil | Tail |
see | root | steam | read | soil | grain |
2.6. Переходим к чтению слов с открытым типом слога:
a_e | o_e | i_e | u_e | e_e |
ate | tone | fine | cute | Pete |
game | nose | bite | tune | delete |
talw | toe | pie | due | these |
2.7. Делаем упор на те сочетания, к которым мы сможем подобрать много слов. Основная идея этого метода – дать как можно юольше аналогий, чтобы мозг ребенка сформировал шаблон. В английском языке еще много правил чтения, не представленных здесь. Их можно найти во многих учебниках, однако общий принцип обучения сочетаний звуков – это наборы слов, читающихся по аналогии, ток чтобы надо было менять лишь 1 или 2 буквы в слове. Все пройденные сочетания тренируем при совместном чтении.
Используя данный метод, мы научим ребенка бегло читать уже к концу первого года обучения. Конечно, всегда будут попадаться слова сложные или читающиеся не по правилам. Их надо произносить и отдельно заучивать.
Глава 3. Практические упражнения.
Этап 3. Цель 3 – применение изученных правил, используя практические упражнения.
Планируемые результаты: выполнение заданий с целью выявления усвоения изученного материала.
3.1. Выдели разными цветами сочетания ar, or, ur, er. Помести в соответствующую колонку слова 3 группы (сочетания ar, or, ur, ir, er)
Arm, order, turn farm, girl, morning, furniture, fork, her, bird, far, nurse, yard, horse, her, parking, turn, start, more, scarf, for, curtain , park, short, card, turtle, article, alarm-clock, garden, garage, mark, or, before, burn, car
ar [a:] | or [o:] | ur [ə:] | er [ə:] | ir [ə:] |
| | | | |
3.2 Выдели разными цветами сочетания букв. Помести слова по столбикам в соответствии с правилами чтения:
Book, she, think, cheese, this, light, thanks, look, shelf, fight, those, thick, too, night, shut, that, check, thin, fool, these, the, moon, good, chess, might
oo [u:] | sh [ʃ] | ch [ʧ] | th [ð] | th [Q] | ight [ait] |
| | | | | |
3.3. Выдели разными цветами сочетания букв. Помести слова по столбикам в соответствии с правилами чтения:
Ear, tall, fire, dear, flower, small, fear, higher, tired, our, call, hear, near, wall, hour
ear [iə] | all [o:l] | ire [aiə] | ower/our [auə] |
| | | |
3.4. Выдели одним цветом слова 1 группы и другим цветом слова 2 группы. Распредели слова по группам (тип слога) 1. 2. :
Am, is, at, bag, bed, big, bike, black, blond, blue, box, but, cake, camp, can, cat, clap, dad, desk, dog, elephant, face, family, fat, fine, fish, five, fox, frog, fun, game, hand, hat, he, his, home, hot, in, it, jump, leg, like, long, make, me, name, neck, nice, nine, no, nose, on, ox, pen, pencil, pet, pink, plane, red, run, ride, sad, see, seven, she, sit, smile, six, song, summer, sun, swim, table, take, ten, that, this, three, tree, us, under, up, we, well, tube, blue.
1 тип-открытый | 2 тип- закрытый |
| |
3.5. Помести слова по столбикам в соответствии с правилами чтения:
Book, she, think, cheese, this, light, thanks, look, shelf, fight, those, thick, too, night, shut, that, check, thin, fool, these, the, moon, good, chess, might
oo [u:] | sh [ʃ] | ch [ʧ] | th [ð] | th [Q] | ight [ait] |
| | | | | |
3.6. Помести слова по столбикам в соответствии с правилами чтения:
Ear, tall, fire, dear, flower, small, fear, higher, tired, our, call, hear, near, wall, hour
ear [iə] | all [o:l] | ire [aiə] | ower/our [auə] |
| | | |
Упражнения для чтения – закрытый слог. Выдели разными цветами гласные буквы a, i, o, u,e
Cat [æ] | Milk [i] | Frog [ɒ] | Nut [˄] | Pen [e] |
Fat | Pink | Dog | But | Hen |
Hat | Sit | Stop | Drum | Desk |
Bat | Big | Hot | Sun | Men |
Cap | Swim | Got | Fun | Ten |
Black | Rich | On | Run | dress |
Can | Is | Donna | Bus | Seven |
Hand | Sick | lot | Jump | Red |
Man | Kitten | frog | Up | Bed |
And | Listen | log | Cup | Wet |
Ant | lift | spot | Fun | Egg |
has | pin | fog | run | leg |
3.8. Упражнения для чтения – открытый слог. Выдели разными цветами гласные буквы a, i, o, u,e в середине слова. Подчеркни букву « е » в конце слова.
Cake [ei] | Bike [ai] | Home [ou] | Use [ju:] | We [i:] |
Snake | Like | Bone | Cute | He |
Lake | Mike | Rose | Pupil | Me |
Plane | Kite | Nose | Student | Be |
Jane | Write | Go | Music | See |
Name | Fine | Rope | Tube | She |
Plate | Nine | No | Blue | Fee |
late | Ride | stone | True | Tree |
face | Drive | Smoke | glue | Three |
date | Five | joke | unite | Pete |
Выполнение данных упражнений осуществляется с применением информационных технологий, а именно с использованием интерактивной доски с участием всего класса, а затем индивидуально каждым учащимся с работой по карточкам, приведенным выше по схеме T-Class, T-P1, P2, P3, P1-P2. Наряду с этим, обучение чтению осуществляется с помощью использования электронных компьютерных программ через Интернет, а именно: www.starfall.com. Программа очень интересна детям, они с удовольствием выполняют задания в игровой форме типа: составь слово, чтобы оно соответствовало картинке; добавь букву и прочитай новое слово и т.д.
Глава 4. Чтение мини-текстов
Этап 4. Цель 4. – обучение читать мини-тексты (Spotlight 2, раздел Spotlight in Russia, p.136-139. раздел First steps to reading, p. 142-144), применяя технологию продуктивного чтения.
Ожидаемые результаты- научились читать тексты, используя приемы работы с текстом в 3 этапа:
до чтения-ученики смотрят на картинки и прогнозируют содержание;
во время чтения- выписать определенные слова, изображенные на картинках и т.д.
после чтения – беседа по содержанию, дать своё название и т.д.
8