СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод составления карт памяти на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод составления карт памяти на уроках химии и при подготовке домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Метод составления карт памяти на уроках химии»

"Метод интеллект-карт на уроках химии»

Тони Бьюзен «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации» .

Тони Бьюзен

«Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации» .

Теория Ассоциа тивного мышления Теория Семантическ их  сет ей  Теория Р адиантного мышления Теория Установки Технология Интеллект-карт 3

Теория Ассоциа тивного мышления

Теория Семантическ их сет ей

Теория Р адиантного мышления

Теория Установки

Технология

Интеллект-карт

3

    «Каждый бит информации, поступающей в мозг, ―  каждое  ощущение, воспоминание или мысль - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от  которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или  архивом.  В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит

«Каждый бит информации, поступающей в мозг, ― каждое ощущение, воспоминание или мысль - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».

Тони Бьюзен

Образование связей между  нейронами Интеллект-карта

Образование связей между

нейронами

Интеллект-карта

Психологические основания метода интеллект-карт

Психологические основания метода интеллект-карт

Цели создания интеллект-карт запоминание сложного материала;  передача информации;  прояснение для себя какого-то вопроса;  использование в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Цели создания интеллект-карт

  • запоминание сложного материала;
  • передача информации;
  • прояснение для себя какого-то вопроса;
  • использование в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.
Виды интеллект-карт «КАРТА ТЕКСТА » ПОЗВОЛЯЕТ ПОНЯТЬ И ЗАПОМНИТЬ ЛЮБОЙ ТЕКСТ . « КАРТА ПРАВИЛА» ПОЗВОЛЯЕТ УСКОРИТЬ ПРОЦЕСС ЗАПОМИНАНИЯ ПРАВИЛ. «КАРТА УЧЕБНИКА» ПОЗВОЛЯЕТ ПОНЯТЬ СТРУКТУРУ УЧЕБНИКА. «КОНСПЕКТ-КАРТА » УСКОРЯЕТ ПРОЦЕСС ЗАПИСИ ЛЕКЦИЙ . «ВОПРОС КАРТА» УСКОРЯЕТ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОВ ХИМИИ. «КАРТА МЫШЛЕНИЙ» ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Виды интеллект-карт

«КАРТА ТЕКСТА » ПОЗВОЛЯЕТ ПОНЯТЬ И ЗАПОМНИТЬ ЛЮБОЙ ТЕКСТ . « КАРТА ПРАВИЛА» ПОЗВОЛЯЕТ УСКОРИТЬ ПРОЦЕСС ЗАПОМИНАНИЯ ПРАВИЛ. «КАРТА УЧЕБНИКА» ПОЗВОЛЯЕТ ПОНЯТЬ СТРУКТУРУ УЧЕБНИКА. «КОНСПЕКТ-КАРТА » УСКОРЯЕТ ПРОЦЕСС ЗАПИСИ ЛЕКЦИЙ . «ВОПРОС КАРТА» УСКОРЯЕТ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОВ ХИМИИ. «КАРТА МЫШЛЕНИЙ» ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Законы построения интеллект-карт Законы содержания, оформления и структуры 1. Используйте  эмфазу (выразительность, выделение, подчёркивание …) 2. Ассоциируйте 3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей 4. Вырабатывайте свой стиль 5. Соблюдайте иерархию мыслей 6. Используйте номерную последовательность  в изложении мыслей Т.  Бьюзен  «Супермышление»

Законы построения интеллект-карт

Законы содержания, оформления и структуры

1. Используйте эмфазу (выразительность, выделение, подчёркивание …)

2. Ассоциируйте

3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей

4. Вырабатывайте свой стиль

5. Соблюдайте иерархию мыслей

6. Используйте номерную последовательность

в изложении мыслей

Т. Бьюзен «Супермышление»

Законы построения интеллект-карт  Центральный образ , символизирующий основную идею , рисуется в середине листа. Лист располага е т ся горизонтально ( альбомный разворот ).

Законы построения интеллект-карт

Центральный образ , символизирующий основную идею , рисуется в середине листа. Лист располага е т ся горизонтально ( альбомный разворот ).

Законы построения интеллект-карт К центрально му образ у  добавляются вет ви первого уровня, на которых записываются слова , ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею .

Законы построения интеллект-карт

К центрально му образ у добавляются вет ви первого уровня, на которых записываются слова , ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею .

Законы построения интеллект-карт К вет вям первого уровня при необходимости добаляются вет ви 2 -го уровня со словами -ассоциациями, раскрывающи ми идеи вет вей 1-го уровня.

Законы построения интеллект-карт

К вет вям первого уровня при необходимости добаляются вет ви 2 -го уровня со словами -ассоциациями, раскрывающи ми идеи вет вей 1-го уровня.

Законы построения интеллект-карт При построении интеллект- карты и спользу ется максимальное количество разных цветов , отображающих разнообразие идей.

Законы построения интеллект-карт

При построении интеллект- карты и спользу ется максимальное количество разных цветов , отображающих разнообразие идей.

Законы построения интеллект-карт По возможно сти , добавля ются рисунки, символы, смайлы , ассоциирующиеся с о словами на ветвях . Этот мнемонический приём связывает пару – слово-образ.

Законы построения интеллект-карт

По возможно сти , добавля ются рисунки, символы, смайлы , ассоциирующиеся с о словами на ветвях . Этот мнемонический приём связывает пару – слово-образ.

Законы построения интеллект-карт С помощью двухсторонних пунктирных стрелок  устанавливаются объективные связи между понятиями, расположенными на разных ветвях.

Законы построения интеллект-карт

С помощью двухсторонних пунктирных стрелок устанавливаются объективные связи между понятиями, расположенными на разных ветвях.

Законы построения интеллект-карт Иерархия идей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов.

Законы построения интеллект-карт

Иерархия идей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов.

Последовательность составления ИК Создание центрального образа Построение карты Ассоциирование Группировка слов Рисунок Подбор ключевого слова к группе Объём Построение структуры карты Записываем все слова, которые приходят на ум на отдельном листе бумаги Слово Цвет Заполнение структуры словами и рисунками Анимация Установление связей Звук

Последовательность составления ИК

Создание центрального образа

Построение

карты

Ассоциирование

Группировка слов

Рисунок

Подбор ключевого слова к группе

Объём

Построение структуры карты

Записываем все слова, которые приходят на ум на отдельном листе бумаги

Слово

Цвет

Заполнение структуры словами и рисунками

Анимация

Установление связей

Звук

Области применения  интеллект-карт:  Запоминание подготовка к экзаменам; запоминание списков. Презентации вы за меньшее время демонстрируете больше информации,  при этом вас лучше понимают и запоминают; проведение деловых встреч и переговоров.  

Области применения интеллект-карт:

Запоминание

  • подготовка к экзаменам;
  • запоминание списков.

Презентации

  • вы за меньшее время демонстрируете больше информации,  при этом вас лучше понимают и запоминают;
  • проведение деловых встреч и переговоров.  
 Области применения интеллект-карт: Совместное планирование целей изучения темы с использованием технологии «интеллект-карт». Изучение нового материала. Повторение ранее изученного материала. Обобщение изученной темы. Представление результатов проектной деятельности.

Области применения интеллект-карт:

  • Совместное планирование целей изучения темы с использованием технологии «интеллект-карт».
  • Изучение нового материала.
  • Повторение ранее изученного материала.
  • Обобщение изученной темы.
  • Представление результатов проектной деятельности.
Свойства интеллект - карт:      Наглядность .( Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)   Привлекательность. (Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)   Запоминаемость. (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.)   Своевременность. (Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)   Творчество. (Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)   Возможность пересмотра .(Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Свойства интеллект - карт:

  •   Наглядность .( Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)
  •   Привлекательность. (Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)
  •   Запоминаемость. (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.)
  •   Своевременность. (Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)
  •   Творчество. (Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)
  •   Возможность пересмотра .(Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)
Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока:   изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы подготовка проекта, презентации аннотирование конспектирование  

Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала
  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  • подготовка проекта, презентации
  • аннотирование
  • конспектирование

 

Данный метод дает возможность учителю          повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся       развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности       активизировать деятельность       выявлять причины когнитивных затруднений       корректировать знания учащихся  Для эффективного применения метода необходимо следовать трем принципам:  Принимай  Применяй  Приспосабливай

Данный метод дает возможность учителю

  •        повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
  •       развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
  •       активизировать деятельность
  •       выявлять причины когнитивных затруднений
  •       корректировать знания учащихся
  • Для эффективного применения метода необходимо следовать трем принципам:
  • Принимай
  • Применяй
  • Приспосабливай
 Примеры  интеллект-карт  на уроках химии

Примеры интеллект-карт на уроках химии

Технология интеллект-карт позволяет

  • Формировать ЗУНы (предметная область). Формировать компетентности (метапредметная область): информационную, коммуникативную, личностную, регулятивную. Диагностировать сформированность ЗУНов и компетентностей. Изучать предметное содержание. Визуализировать процессы мышления. Визуализировать способы деятельности. Организовывать учебно-познавательную деятельность. Управлять учебно-познавательной деятельностью. Изучать личности учащихся. Систематизировать и обобщать предметное содержание. Проводить подготовку к итоговой аттестации. Познавать себя и регулировать свою деятельность.
  • Формировать ЗУНы (предметная область).
  • Формировать компетентности (метапредметная область): информационную, коммуникативную, личностную, регулятивную.
  • Диагностировать сформированность ЗУНов и компетентностей.
  • Изучать предметное содержание.
  • Визуализировать процессы мышления.
  • Визуализировать способы деятельности.
  • Организовывать учебно-познавательную деятельность.
  • Управлять учебно-познавательной деятельностью.
  • Изучать личности учащихся.
  • Систематизировать и обобщать предметное содержание.
  • Проводить подготовку к итоговой аттестации.
  • Познавать себя и регулировать свою деятельность.