Урок математики в 5 классе
Округление натуральных чисел.
Целевые ориентации урока
Личностные: формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; формирования желания выполнять учебные действия
Метапредметные: формирование умений и навыков анализа, сравнения; выделение главного, формулирование выводов, формирование навыков смыслового чтения.
Предметные: изучение правила округления натуральных чисел и формирование умений применения этого правила.
Планируемые результаты
Личностные умения: личностное мировоззрение, позитивное отношение к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; желание выполнять учебные действия.
Метапредметные умения
ПУУД: Выражают структуру задачи разными средствами. Выполняют операции со знаками и символами.
РУУД: навык планирования своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане. Умение участвовать в совместной деятельности, сверяют свой способ действия с эталоном.
КУУД: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Предметные умения
Ученик должен знать: понятие натурального числа, правило округления натуральных чисел.
Ученик должен уметь: выполнять действия с натуральными числами и округлять натуральные числа до указанного разряда.
Организация образовательного пространства
Ресурсы: компьютер, проектор, раздаточный дидактический материал.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, парная.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Вспомнить таблицу разрядов
2. Прочитать число: 37569104578
3. Ответить на следующие вопросы:
а) Какая цифра стоит в разряде единиц тысяч?
б) В каких разрядах, каких классах стоит цифра 7?
в) Какой разряд, какого класса отсутствует?
Критерии оценивания: 1 балл за верный ответ.
II. Мотивационная деятельность.
Слайды1-3
Прочитайте текст:
Катя вышла из дома около двух часов дня. По дороге в библиотеку она зашла в магазин, потратив 21 рубль на карандаши. В библиотеке Катя пробыла 1 час 50 минут.
Ответьте по тексту на следующие вопросы:
1.Могла ли Катя выйти из дома в 1ч.45 минут?2ч.7 минут?1ч.23 минуты?
2.Можно ли сказать, что Катя потратила 23 рубля? Около 20 рублей?
3. Можно ли сказать, что Катя пробыла в библиотеке 1 час? Около двух часов?
Обоснуйте свои ответы. (Если ответ верный, но не обоснован-1балл,если к верному ответу дано полное обоснование-2 балла, в остальных случаях- 0 баллов)
1.Какие значения в тексте вы считаете точными, а какие нет?
2. Когда по-вашему происходит замена точного значения приближенным
к нему круглым числом?
Целеполагание
III. Учебно-познавательная деятельность
Слайд 4.
Определение: округление-замена точного значения величины близким к нему «круглым» числом.
Как правильно читается приближенное равенство:
7980≈8000
«7980 приближенно равно восьми тысячам»
7052≈7000
«7032 приближенно равно семи тысячам»
Слайд 5.
Прочитайте приближенные равенства. В каждом случае определите, до какого разряда произведено округление.
78691≈78700
34290≈34000
714098 ≈ 714000
854123 ≈ 1000000
82545 ≈ 82550
42736 ≈ 40000
В каких случаях цифра разряда, до которого производилось округление, не изменилась?
В каких случаях эта цифра менялась и каким образом?
Слайд 6
Проверьте себя:
Цифра разряда, до которого выполняется округление, остается без изменения, если в округляемом числе за ней следует одна из цифр: 0, 1, 2, 3, 4. В остальных случаях к ней прибавляется 1.
Работа с учебником: 1. Изучить правило округления по учебнику страница 47 .
2. Выполнить №15 у доски, обращая внимание на проговаривание правила и правильное чтение равенств.
Диагностика качества освоения темы на базовом уровне.
.работа в парах.
У каждого ученика из пары на столах по 1 конверту с номерами 1 и 2. Всего 3 задания. По сигналу учителя, конверты открываются и учащиеся приступают к выполнению. На задание отводится 6 минут. Через 6 минут пары меняются заданиями. Затем пары сверяют ответы, анализируют решение, выявляют и устраняют ошибки.
(Каждое правильное решение оценивается в один балл.)
1. 1.Округлите числа до десятков: 1334; 16015; 925; 2. Округлите до сотен: 526; 92408; 8555; 3. Округлите до десятков тысяч: 8041876; 76509; 231476; | 1.Округлите числа до десятков: 2. Округлите до сотен: 3. Округлите до десятков тысяч: |
2 . 1.Округлите числа до десятков: 6713; 25385; 456 2. Округлите до сотен: 654; 6387; 86367 3. Округлите до десятков тысяч: 7637351; 259572; 50376. | 1.Округлите числа до десятков: Округлите до сотен: Округлите до десятков тысяч: |
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Индивидуальная работа (оценивается в 1 балл за каждое, правильно выполненное, задание.)
1.Соотнесите точное значение числа и его приближенное, округленное до сотен.
1)25384 а)25800
2)25348 б)25300
3)52438 в)52400
4)25834 г)25900
5)25284 д)25400
Коллективная работа.
2.Какие цифры можно вставить вместо точек, чтобы приближенное равенство было верным:
4… ≈ 50
354…6 ≈ 35400
12…48 ≈ 13000
520…99 ≈ 5210000
Индивидуальная работа.
4.А знаете ли вы, где находится самый известный естественный маяк?
(Задание оценивается в 2 балла, если выполнено верно и полностью, в остальных случаях 0 баллов.)
Моряки всего мира знают вулкан, расположенный у берегов Центральной Америки, высотой около 2000 метров.
Вы узнаете его название, если округлите результат действий до десятков и впишите буквы в таблицу.
9 + 12( и)
48 +55( а)
31 + 201( ь)
543 +7( к)
500 - 481 (о)
19 - 9 (л)
79 – 35( с)
Получившееся слово- Исалько.
5.Этот термин используется при игре в шахматы, шашки или иную настольную игру.
(Задание оценивается в 2 балла, если выполнено верно и полностью, в остальных случаях 0 баллов.)
Слово вышло из шахматного лексикона и стало применяться и в других сферах. Вы сможете прочитать название этого термина, если правильно округлите числа до сотен и впишете буквы в таблицу с ответами.
345120386(т)
12345 (ц)
9999( й)
99( о)
195383( н)
9 345( е)
398 (т)
12300 | 9300 | 10000 | 400 | 195400 | 100 | 345120400 |
| | | | | | |
Цейтнот
6.Проверьте правильность округлений
(Задание оценивается в 2 балла, если все ответы соответствуют эталону, в 1 балл, если допущены две ошибки, в 0 баллов в остальных случаях.)
236719≈23700
1079473≈10800
1267845904≈1267850000
25600604≈25600000
V. Оценочно- рефлексивная деятельность.
Соотнести полученный результат с поставленными целями.
Самоанализ: закончите предложение
Самым полезным и интересным на уроке для меня было ………
Все задания содержали отработку какого умения?
Дополните смайлик соответствующий вашему настроению
на уроке и, уходя, оставьте, пожалуйста, на столе учителя.
Домашнее задание:
для всех учащихся: Рабочая тетрадь:№13. 14. 15.
По выбору – Творческое задание. Придумайте задачу, в которой было бы решение с помощью сложения и вычитания и округления чисел, запишите условие задачи и нарисуйте рисунок к этому условию. Постарайтесь, чтобы ваша задача была интересной, чтобы условия соответствовали действительности.
Продвинутая группа: Найдите информацию о том, чем же знаменит маяк Исалько и что означает слово «цейтнот», приведите примеры величин, для которых мы пользуемся округленными значениями.
На уроке применялась накопительная система оценивания.
22б. - 37б. -«5»
15б. - 21б. -«4»
7б. – 14б. -«3»