Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Радищевский технологический техникум
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
по теме: «Морфология и систематика микроорганизмов»
Учебная дисциплина: «Основы микробиологии, санитарии и гигиены»
Профессия «Хозяйка (ин) усадьбы»
Автор – составитель: Седенкова Э.М.
преподаватель
р.п. Радищево
2016 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
I. Основная часть ………………………………………………………………
1.1. Методическое обоснование темы ………………………………………..5
1.2. Методические рекомендации по проведению практического занятия
…………………………………………………………………………………..7
1.3. План практического занятия …………………………………………….9
Заключение …………………………………………………………………..15
Список использованных источников ………………………………………19
Приложения ………………………………………………………………….21
Введение
Микробиология – наука о мельчайших организмах, не видимых невооруженным глазом.
Предмет микробиологии – мир микроорганизмов растительного и животного происхождения.
Задачи микробиологии – изучение свойств микроорганизмов.
Патогенные микроорганизмы – микробы, которые вызывают заболевание у человека.
Развитие микробиологии
Этапы
Описательный – 17-18 век. Изобретение микроскопа. Исследования Левенгука. Описание достаточно крупных бактерий, грибов, плесени.
Физиологический(конец 19го века, начало 20 века – Пастер(открыл природы брожения, описал возбудитель сибирской язвы, выведение различных культур, работа связанная с профилактикой заболеваний – например бешенство), Кох, Ивановский(открыл вирусы) и др.) Совершенствуется приборы. Физиологический подход к изучению микроорганизмов, изучение свойств, культивирование (искусственное выращивание)
Современный – 20 век, начало 21 века - золотое время микробиологии, масса открытий и блестящих исследований. Мечников(разносторонний ученый, биологи, занимался проблемами иммунологии, работал в Одесском университете, поддерживал студентов, переехал в лабораторию Пастера. Открыл фагоцитоз, клеточную теорию иммунитета. Был удостоен в 1908 году звания лауреата нобелевской премии), Бернет(создатель современной теории иммунитета), Зильбер(вирус клещевого энцефалита)
Систематика микроорганизмов
Микроорганизмы систематизированы по сходству, различиям и взаимоотношениям между собой.
Систематика состоит из:
Классификация(для разных микробов классификация своя)
Таксономии(Что лежит в основе классификации, «все разложено по ящечкам»)
Идентификации(определение вида микроорганизма. Перед определением вида, нужно его обнаружить.)
Классификация микробов
Приняты классификации:
Бактерий
Грибов
Простейших
Вирусов
Классификация бактерий
Согласно руководству Берджи (2001) бактерии делятся на 2 домена:
Bacteria
Archaea(возбудителей инфекций нет)
В домен Bacteria входят 22 типа, 6 из них имею медицинское значение.
Основы таксономии микробов
Свойства микроорганизмов
Морфологические(как выглядит микроб)
Физиологические свойства(как растет микроб, на чем он выращивается, каковы его свойства на питательных средах, какие вещества ему необходимы)
Биохимические(какие ферменты вырабатываются, какие вещества(углеводы) расщепляются).
Молекулярно-биологические(последовательность нуклеотидов, генетическая особенность отдельных микроорганизмов, современные методы генодиагностики.)
Категории микробов
Домен | Domain |
Царство | Kingdom |
Тип | Phylum |
Класс | Class |
Порядок | Order |
Семейство | Family |
Род | Genus |
Вид | Species |
Вид – совокупность родственных микроорганизмов, имеющих общие генетические, а следовательно общие биологические свойства.
Salmonella(род) typhi(вид)
Разновидность – отличается от вида небольшим маленьким, но резко отличающимся признаком.
Подвид – своеобразие, чисто экспериментальное, с небольшим признаком вида.
Штамм – любая чистая культура выделенная у человека, животных или внешней среды.
Варианта – небольшие отличия по конкретным свойствам. Биовар – биологический вариант. Морфовар – морфологические свойства. Хемовар – химические свойства.
Идентификация бактерий
Исследуют следующие показатели
Фенотипические(морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, антигенные и пр.)
Генотипические(соотношение G+C(соотношение гуанина и цитозина), степень родства с помощью генодиагностики – ПЦР, плазмидный профиль и т.д.)
Филогенетические(анализ рРНК-последовательностей, секвенирование 16S и 23Ы рРНК и др.)
Отличия эукариотов и прокариотов
Признак | Эукариоты | Прокариоты |
Ядро | Истинное | Нуклеотид в виде кольца |
Размер рибосом | 70S | |
Хромосомы | Есть | Нет |
Митохондрии | Есть | Нет |
Хлоропласты | Есть | Нет |
Оболочка | Нет | Есть, содержит уникальные гетерополимеры |
Чистая культура – микроорганизмы одного вида, для изучения используют микробиологию.
Выделено 4 типа микроорганизмов. Первая и вторая группа - чума, оспа, микозы, рикетсиозы.
1 место - 95% всех инфекций – инфекции вирусной этиологии
2 место – гепатиты вирусные.
3 место – ВИЧ – инфекция.
Туберкулез – лекарственно устойчивый.
Сходство эукариотов и прокариотов
Энергетические реакции идентичны
Природа генетического материала(ДНК)
Репликация и код ДНК
Механизмы биосинтеза белка
Определение понятия «бактерия»
Слово «бактерия» отражает основную форму(греческое – bacterion - палочка) микроорганизмов прокариотического типа
Бактерии – преимущественно одноклеточные микроорганизмы растительного происхождения, не содержащие хлорофилла, главным способом размножения которых является простое поперечное деление. Процесс – конъюгация – половое размножение – рекомбинация, нужно создать очень жесткие условия и «подобрать хорошую парочку».
Формы и размеры бактерий
Формы
Цилиндрические(варианты палочковидная, нитевидная и извитая)
Сферическая(круглая или кокки, иногда встречаются овальные формы)
Размеры бактерий – измеряются в микрометрах (1мкм = 10 в -3 мм)
Структуры бактерии – измеряются в нанометрах(НМ=10 в -6 мм)
Основные формы бактерий

Анатомия бактерий
Бактерии состоят из
Наружная оболочка(клеточная стенка)
Цитоплазматическая мембрана
Цитоплазма с нуклеотидом и включениями
Характеристика оболочки бактерий
Свойства | Гр(+) | Гр(-) |
Толщина | 20-60 нм | 10-20 нм |
Липиды | 1-1,6% | 2-22,6% |
Пептидогликан | 40-90% | 5-10% |
Тейхоловые кислоты(стеночные) | + | - |
Использование компьютерных технологий в процессе обучения:
1) позволяют повысить положительную мотивацию студентов к учению, активизирует познавательную деятельность;
2) развивает мышление и творческие способности студентов;
3) обеспечивает наглядность современных методов диагностики автомобилей;
4) формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе.
В данной методической разработке практического занятия я хочу продемонстрировать групповую форму организации деятельности студентов и использование элементов технологии проблемного обучения.
Основная часть
Методическое обоснование темы
Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине : «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 35.01.23 Хозяйка (ин) усадьбы, Положением о планировании, организации и проведении лабораторных и практических занятий ОГБПОУ РТТ, учебным планом по данной профессии.
Практическое занятие «Морфология и систематика микроорганизмов проводится в рамках темы «Морфология бактерий. Систематика и номенклатура бактерий», на которую отводится 10 часов, из которых 8 часов отведено теории, а 2 часа на практическое занятие.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей профессиональной деятельности. Содержанием практических занятий является решение разного рода учебных и профессиональных задач (например, анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных производственных задач).
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками. Наряду с формированием умений и навыков в процессе проведения практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения [3].
В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» в результате изучения данной темы студент должен
Знать:
- Разновидности микроорганизмов и их строение;
- питание и размножение микроорганизмов.
- Уметь:
- Различать различные виды микрооганизмов.
Формируемые компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы |
ПК 1.3. | Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 5. | Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Методические рекомендации по проведению практического занятия
На этапе освоения выбранной темы у студентов уже имеется представление об морфологии бактерий. Поэтому при проведении практического занятия я буду использовать групповую форму работы и элементы технологии проблемного обучения.
Применение групповой формы организации деятельности студентов в процессе обучения позволяет формировать у студентов навыки:
- действенного общения;
- умение слушать;
- умение принять точку зрения другого;
- умение разрешать конфликты;
- умение работать сообща для достижения общей цели.
Применение элементов технологии проблемного обучения понимают такую организацию занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению, в результате которой происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и активное развитие мыслительных способностей. Грамотное использование элементов технологии проблемного обучения приводит к хорошим результатам:
- повышается мотивация;
- качество знаний,
- формируются и развиваются профессиональные компетенции и общие компетенции: умение работать в команде; организовывать собственную деятельность; анализировать рабочую ситуацию, контролировать и корректировать собственную деятельность; осуществлять поиск информации для выполнения поставленной задачи.
Ход занятия
Организационный компонент | Целевой компонент | Содержательный компонент | Процессуальный компонент | Время, мин. |
Деятельность педагога | Деятельность студентов | Методы | Средства | Формы |
деятельности |
Организационно-мотивационный этап |
1. Организационный момент | Включение студентов в деятельност-ный ритм. Создание благоприятного климата в коллективе. ОК 6. | Приветствие студентов. Проверка готовности к учебному занятию. Заполнение журнала. Проведение инструктажа по технике безопасности Деление студентов на подгруппы. | Восприни-мают информа-цию. Расписываются в журнале 1-ступени оперативного контроля за охраной труда. Выбирают старшего в группе. | Словесный, прием «обращение», инструктаж. Дискуссия и анализ при выборе старшего группы. | Компьютер, мульти-медиа Проектор Слайд «Тема практи-ческого занятия» Журнал ТО | Фрон-тальная, групповая | 9 |
2. Мотивация | Побуждение познавательного интереса к теме у студентов ОК 1. | Управляет вниманием. Убедительно раскрывает сущность предстоящей работы, показывает практическую значимость темы занятия | Просмотр мини-сценки. Воспринимают информацию. | Словесный, прием «обращение» | Компьютермультимедиа проектор. Слайд «Тема практи-ческого занятия». Аудиозапись для мини-сценки | Мини-сценка Коллективная | 5 |
3. Постановка целей практического занятия | Совместная постановка целей занятия, определение плана деятельности ОК 2. | Создает условия для самостоятельной постановки цели и для ее понимания.Конкретизи-рует цель, способствуя развитию познавательной актив-ности студентов и план проведения занятия. | Формируют и формули-руют цель и определяя- ют план деятельности на практи-ческом занятии. | Метод самостоятельного формулирования целей, планирования | Компьютермультимедиа проектор. Слайд «Тема практи-ческого занятия» | Фрон-тальная | 4 |
Этап самостоятельной работы по получению опыта деятельности |
4. Актуализация знаний | Актуализация знаний студентов на начало практического занятия ОК 5. | Объяснение порядка заполнения маршрутной карты. Управление процессом оценочной деятельностьи | Воспринимают информацию. Заполняют маршрутную карту, взаимообмен заполненных маршрутных карт между студентами для проверки и оценки по эталону ответов. Заполнение листа самооценки. | Словесный: инструктаж Самостоя-тельная работа | Слайды «Образец задания и критерии оценок» «Эталонмаршрутной карты» Оценочный лист | Инди-виду-альная Коллективная | 10 |
5. Выполнение практического задания | Развитие творческих познавательных способностей, мыслительных способностей; способности работать сообща для достижения общей цели и нести ответственность за результаты своей работы; способности к анализу и самоанализу нестандарт-ности, приоб-ретение опыта диагностики, поиска и устранения причин неисправности ОК 1, ОК 5, ПК 1.1, ПК 1.3 | Объясняет порядок вы-полнения практичес-кого задания Управляет самостоятельной работой студентов. Управляет процессом организации поиска решения учебной задачи. | Самостоя-тельная работа по организации рабочего места и выполнениетехники безопасности; работа по подготовке оборудования Обсуждают способы вы-полнения отдельных заданий, комментируют и обсуждают результаты | Выполнение практической работы элементы технологии проблемного обучения. Самостоя-тельная работа | ноутбук,Сканер, инвентарь, инструменты:. Рабочая тетрадь | Групповая | 4 часа |
Рефлексивно-оценочный этап |
6.Защита выполненного задания | Развитие аналитического мышления формирование способности к коррекции собственной деятельности, давать самооценку и взаимооценкурезультата деятельности, подготовка к целеполаганию последующей деятельности. ОК 3.ОК 5, ОК 6. | Оценка уровня приобретенного опыта, правильности выполнения приемов, логичности и последовательности решения проблемных задач, четкость формулировки своей точки зрения; | Представление и защита выполненного задания. Демонстрация способности анализировать, нести ответственность за свою работу. | Оценка и анализ. Дискуссия. Оппониро-вание. | Мультимедийный видеопроектор, компьютер, экран Слайд «Эталоны ошибок» Оценочный лист | Индивидуальная Групповая Коллективная | 15 |
Подведение итогов занятия | Анализ и оценка успешности достижения цели и определение сформирован-ности общих и профессио-нальных компетенций ОК 5, ОК 6. | Управляет самостоятельной оценкой выполнения практической работы. Объективнаяоценка работы каждого студента; анализ типичных ошибок; анализ динамики формирования ОК и ПК; отражение полученных оценок в журнале. | Выводы по итогам практичес-кого занятия. Оценка результатов студентов относительно самих себя, и деятельности одно-группников. Заполнение оценочного листа. | Словесный: беседа, оценка и анализ | Оценочные листы Журнал теоретического обучения Грамоты для награждения. Слайд «Оценочный лист» | Фрон-тальная Мини сценка | 10 |
8. Рефлексия | Осознание студентами смысла их деятельности на практическом занятии ОК 1, ОК 3. | Мобилизация студентов на рефлексию своего поведения. | Оценка динамики результатов развития студентов относитель-но самих себя. | Словесный: беседа | Слайд «Облако тегов» Рабочая тетрадь | Инди-виду-альная | 5 |
9. Домашнее задание | Закрепление приобретен-ного опыта ОК 1. | Объявление домашнего задания | Осмысление задания | Словесный: инструктаж | Слайд «Домаш-нее задание» Рабочая тетрадь | Инди-виду-альная | 2 |
Заключение
Надо помогать людям эффективно учиться,
вместо того чтобы передавать им ненужные
знания.
П.Фани, А.Мамфолд
Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», и его системоборазующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников.
Результат обучения по ОПОП СПО – компетенция – самостоятельно реализуемая способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области в реальной производственной ситуации [2].
Формирование компетенций происходит непосредственно в процессе познавательной деятельности и основывается на таких качествах личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умению постоянно учиться, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность, умение выстраивать межличностные отношения.
С учётом вышеизложенного становится очевидной важность учебно-позвательной деятельности студентов и необходимость ее эффективной организации и управления этой деятельностью [3].
Сегодня изменилась приоритетная цель образования и формат преподавания передача знаний, умений, навыков от преподавателя, мастера п.о. к студентам - умение учиться, формирование компетенций. Изменился формат обучения, изменился педагог. Преподаватель (мастер п.о) направляет деятельность студентов для самостоятельного поиска необходимых знаний и руководит этой деятельностью, консультирует, подсказывает новые источники информации, т.е. становится «педагогом – организатором, консультантом».
На своих практических занятиях и на учебной практике я уже давно начал применять элементы игровых, компьютерных технологий, групповые формы занятия, проводил уроки-соревнования.
Поставленная мини-сценка на мотивационном этапе, позволяет понять студентам практическую значимость профессии в жизненных ситуациях, позволяет повысить мотивацию и активизировать познавательную деятельность студентов.
Но как показал опыт, на занятиях по разделу «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств», где хорошо прослеживаются причинно-следственные связи между процессами и явлениями, целесообразно применять элементы технологии проблемного обучения.
В учебных группах, в которых я применяю элементы вышеназванных технологий наблюдается положительная динамика успешности обучения студентов.