Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Дети могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. В связи с этим необходима специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы «социализация» и «индивидуальное развитие ребенка». Согласно требованиям Стандарта, должны быть созданы такие условия, при которых происходит полноценное развитие, а не обучение воспитанников. Создать такие условия социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Речь не идет о «психологической готовности» к школе. Задача становится в несколько ином плане: развить механизмы личности ребенка, которые в перспективе и обеспечат ему успешное обучение в школе.
За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. «У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста». Требования Стандарта к профессиональной компетентности педагога акцентируют внимание на необходимости понимания ряда сложнейших понятий: «социальная ситуация развития», «личность воспитанников», «межличностные отношения», «мотивы и потребности», «мотивы и эмоции» и т.д. Согласно требованиям Стандарта, педагог, должен во главу угла поставить личность ребенка с его недостатками и возможностями.
Речь идет о создании обучающей атмосферы, в которой у ребенка появится желание приобщиться к теме занятия, и как он сам будет это делать. Педагог должен постоянно поддерживать желание ребенка, укрепляя и расширяя тем самым его «хочу». Кроме этого он должен передать ему средства и способы, необходимые для такого приобщения, усиливая его «могу». Иначе говоря, задача должна быть предъявлена воспитанникам в такой форме, чтобы дети захотели ее решать. Постановка задач на занятии должна служить цели развития мотива деятельности детей с ОВЗ как осмысленного побуждения для определенных действий: слушать, рисовать, конструировать и т.д. Такая мотивировка деятельности будет поддерживать интерес детей на протяжении всего времени занятия, создаст положительный эмоциональный настрой. У детей будет возникать чувство удовлетворения от самостоятельной деятельности. Нельзя навязывать готовые формы, догмы, правила. Надо создавать ситуации, в ходе которых дети сами бы искали решение.
С этой целью следует включать в занятия, специально разработанные коррекционные задания и упражнения направленные на самостоятельный поиск решения детьми, дозированной, поэтапной помощи взрослого, отказываясь от репродуктивной деятельности.
Предлагаю несколько примеров коррекционных упражнений, из опыта работы:
1. Постановка проблемных заданий:
- Тема «Овощи – фрукты»: На столе лежат два ярких шаблона: огурец и помидор. Перед детьми – «разрезанные» части этих шаблонов, смешанные в кучу.
Педагог ставит проблему: «Посмотрите на этот беспорядок, на порядок на моем столе и подумайте, что можно сделать? Что мы будем делать, кто сможет это сделать? Я думаю, здесь хватит работы всем, и даже мне».
- Тема « Дикие животные»: Демонстрируется картинка лисы, у которой закрыты лапы. Под ней располагается картинки, на каждой из которых изображены лапы животного: волка, собаки, кошки, лисы чернобурки. Выбираются лапы тех животных, которые трудно отличить от лап лисы.
2. Прием «Удивление»:
- Тема «Транспорт»: В начале занятия достаю из конверта белые листы бумаги для каждого ребенка. Предлагаю взять простой карандаш и плотно заштриховать лист бумаги. И вдруг на пустом листе появляется картинка. И тут мы начинаем выяснять, у кого и что нарисовано. Так о чем, мы будем говорить на нашем занятии?
Дети не только получили заряд положительных эмоций, сами определили тему занятия, но и тренировали терпение, усидчивость, развивали мелкую моторику
3. Отработка навыка пространственной ориентировки на основе знакомства с овощами, фруктами.
- В ходе занятия не просто работаем над формой, величиной и цветом, а учим детей находить на шкафу красный помидор, а на книжной полке внизу — зеленый помидор; слева, в углу комнаты под стулом… и т.д. Что мы с вами нашли в классной комнате? О чем мы будем говорить на занятии?
4. Упражнения с одновременной опорой на несколько анализаторов:
Тема: «Дом»
- Упражнение “Сложи картинку”. Каждому воспитаннику, с учетом его особенностей, дается задание: сложить разрезанную на 4-6 частей картинку с изображением дома (слуховой анализатор). Дети складывают картинку (работает аналитико-синтетическая деятельность, т.е. познавательная);
- Затем из цветовых полосок (10 штук полосок разного цвета) — выбрать ту, цвет которой соотносится с цветом дома на сложенной картинке (зрительный анализатор);
- Определить номер своего конверта по цвету полоски для изготовления аппликации.
При такой постановке задач формируются мотивы деятельности детей с ОВЗ, в которую они включаются. У детей появляется понимание необходимости знаний, дети приобретают познавательный и практический опыт, развиваются мыслительные операции, отрабатывается алгоритм поведения, исчезает боязнь ошибок. А педагог получает возможность опосредованно, без видимой опеки направлять познавательную деятельность детей, избегая авторитарного давления на них. Следовательно, речь идет не просто об этапах изучения определенных тем, а о развитии личности ребенка посредством формирования его мотивационной сферы.
Желаю успехов и творчества в вашей работе!
Литература:
1.Афанасьева Р.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. – Иркутск.:2007.
2.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.
3.Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации [науч. ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
4.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2004.
5.Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. — М.: Карапуз, 2000.
6. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития./Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003.
7.Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В., Поташова И.И., Шоркина Т.Д., Барышникова Д.И.
Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье – М., 2012г.