СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник материалов для подготовки к ЕГЭ. в сборник вошли задания,вызывающие наибольшие затруднения у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»



















Готовимся к ЕГЭ

Сборник заданий





Автор-составитель Низовцева М.Н.























Объячево 2016 год

Содержание



1. Работа с терминами. ………………………………………………………………………………………..………………..2

2. Систематизация исторической информации : таблица..……………………….…………..…………......4

3. Анализ иллюстративного материала ……………………………………………………………………………….8

4. Анализ исторических карт…………………………………………………………………………………………………..12

5. Систематизация исторической информации:соответствие…………………………………………………15















































1. Работа с терминами


1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям, происходившим во второй половине XII - XV в.

1) дворяне; 2) стрельцы; 3) поместье; 4) пожилое; 5) ордынский выход; 6) местничество.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) VIII-XII вв.

1) рядовичи; 2) волхвы; 3) погосты; 4) закупы; 5) полюдье; 6) пожилое.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям XVIII в.

1) Кондиции; 2) прокурор; 3) фискал; 4) дворянское собрание; 5) Негласный комитет; 6) Уложенная комиссия.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

4. Напишите пропущенное словосочетание.

Предпринятое весной 1874 г. «_____________________» было пёстрым и разнородным: одни шли в деревню, чтобы её «бунтовать»; другие – готовить к революции путём пропаганды.

5. Напишите пропущенное словосочетание.

На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь ______________».

6. Напишите пропущенное словосочетание.

Одним из самых важных событий первых лет царствования Екатерины II был созыв ____________________, депутатами которой были представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян и духовенства.

7. Прочтите отрывок из записок Екатерины II и укажите, как называлась комиссия, о которой идет речь в документе.

«Комиссия была в собрании, подала мне совет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и о ком пещись должно».

8. Напишите пропущенное словосочетание.

Изданная Петром I __________________, устанавливая принципиально новые критерии служебной годности, предоставляла возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп.

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVIII – середины XIX в.

Верховник, бироновщина, коллегия, министерство, ассамблея, винная монополия.

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

10. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Общее название участников российского оппозиционного дворянского движения второй половины 1810-х – первой половины 1820-х гг., организовавших антиправительственное восстание во время решения вопроса о переходе власти к новому императору».

11. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIХ в.

Корпус жандармов, суд присяжных, декабристы, стахановцы, железная дорога, народовольцы.

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.


2.Систематизация исторической информации : таблица


1.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

События

Даты

Участники

__________ (А)

1380 г.

__________ (Б)

__________ (В)

1223 г.

Мстислав Удалой, 
Даниил Романович

Ледовое побоище

1242 г.

__________ (Г)

__________ (Д)

__________ (Е)

Иван III


  

Пропущенные элементы:

1) 

Александр Невский

2) 

1480 г.

3) 

Куликовская битва

4) 

Батый

5) 

1547 г.

6) 

Невская битва

7) 

Мамай

8) 

окончательное свержение ига Золотой Орды

9) 

битва на реке Калке


 

2. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Отец правителя

Правитель

Сын правителя

Святослав

Владимир Святославич

__________ (А)

__________ (Б)

Иван II Красный

__________ (В)

__________ (Г)

__________ (Д)

Иван IV Грозный

Михаил Романов

Алексей Михайлович

__________ (Е)


  

Пропущенные элементы:

1) 

Александр Невский

2) 

Иван III Великий

3) 

Владимир Мономах

4) 

Пётр I

5) 

Дмитрий Донской

6) 

Василий III

7) 

Борис Годунов

8) 

Ярослав Мудрый

9) 

Иван I Калита


 

  1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные 
    в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Властный орган

Государственные деятели

Правители

__________ (А)

К.В. Нессельроде

Александр I

__________ (Б)

С.А. Муромцев

__________ (В)

Министерство государственных имуществ

__________ (Г)

Николай I

__________ (Д)

М.Т. Лорис-Меликов

__________ (Е)


  

Пропущенные элементы:

1) 

П.Д. Киселёв

2) 

Верховная распорядительная комиссия

3) 

Александр II

4) 

Александр III

5) 

А.Х. Бенкендорф

6) 

Государственная дума

7) 

Николай II

8) 

Министерство иностранных дел

9) 

Секретный комитет по крестьянскому вопросу


 

  1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Сражение

Полководец

Правитель

__________ (А)

А.В. Суворов

Екатерина II

Чесменский бой

__________ (Б)

__________ (В)

__________ (Г)

П.С. Салтыков

Елизавета Петровна

Бой у мыса Гангут

__________ (Д)

__________ (Е)

 

  

Пропущенные элементы:

1) 

Пётр I

2) 

сражение на реке Рымник

3) 

Екатерина II

4) 

Полтавская битва

5) 

сражение при Кунерсдорфе

6) 

П.И. Багратион

7) 

Ф.М. Апраксин

8) 

Г.А. Спиридов

9) 

Павел I


 

  1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные 
    в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Исторический персонаж

Деятельность

Годы жизни

А.И. Желябов

__________ (А)

__________ (Б)

В.А. Корнилов

__________ (В)

1806–1854 гг.

__________ (Г)

Командование Тихоокеанской эскадрой

__________ (Д)

__________ (Е)

Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»

1870–1924 гг.


  

Пропущенные элементы:

1) 

Г.В. Плеханов

2) 

командование русской армией при осаде и взятии Плевны

3) 

руководство организацией «Народная воля»

4) 

С.О. Макаров

5) 

1851-1881 гг.

6) 

руководство обороной Севастополя

7) 

1848-1904 гг.

8) 

В.И. Ленин

9) 

1856-1918 гг.


 

  1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Событие

Дата

Монарх

__________ (А)

1722 г.

Пётр I

Созыв первого Земского собора

__________ (Б)

__________ (В)

__________ (Г)

1785 г.

Екатерина II

Законодательное оформление окончательного закрепощения крестьян

__________ (Д)

__________ (Е)



  

Пропущенные элементы:

1) 

Иван III Великий

2) 

Алексей Михайлович

3) 

1549 г.

4) 

введение всеобщей воинской повинности

5) 

Иван IV Грозный

6) 

1605 г.

7) 

провозглашение Жалованной грамоты дворянству

8) 

1649 г.

9) 

введение «Табели о рангах»


 

  1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Нововведение

Дата

Монарх

__________ (А)

1711 г.

Пётр I

__________ (Б)

__________ (В)

Екатерина II

Введение всеобщей воинской повинности

__________ (Г)

__________ (Д)

__________ (Е)

1802 г.

Александр I



  

Пропущенные элементы:

1) 

основание Московского университета

2) 

1785 г.

3) 

Павел I

4) 

принятие Жалованной грамоты дворянству

5) 

учреждение Сената

6) 

1874 г.

7) 

учреждение министерств

8) 

Александр II

9) 

1755 г.


 




















3.Анализ иллюстративного материала

1. Укажите период, когда произошло событие, которому посвящена данная карикатура.

1) вторая половина 1920-х гг.

2) первая половина 1930-х гг.

3) вторая половина 1930-х гг.

4) первая половина 1940-х гг.











2. Укажите год, когда завершились военные операции, которым посвящён данный плакат.



 1) 

1941 г.

 2) 

1942 г.

 3) 

1943 г.

 4) 

1944 г.









3. К какому десятилетию относится создание данного плаката?

1) 1910-е гг.

2) 1920-е гг.

3) 1930-е гг.

4) 1940-е гг.

4. Данный плакат был создан в период

1) проведения аграрной реформы П.А. Столыпина

2) проведения новой экономической политики

3) восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны

4) коллективизации



5. Укажите год, когда был создан данный плакат.

1. 1918

2. 1919

3. 1920

4. 1921

















5. Участником события, которому посвящён этот плакат, был

1) И.Н. Кожедуб

2) А.И. Покрышкин

3) В.П. Чкалов

4) И.Д. Папанин



6. Этот плакат был создан в

1. 1917

2. 1918

3. 1919

4. 1920











7. Укажите десятилетие, когда была выпущена данная марка

1) 1950-е гг.

2) 1960-е гг.

3) 1970-е гг.

4) 1980-е гг.











8. Этот плакат посвящён событиям

1) второй половины 1920-х гг.

2) первой половины 1930-х гг.

3) второй половины 1930-х гг.

4) первой половины 1940-х гг.







9. Укажите десятилетие, когда была выпущена данная марка

1) 1950-е гг.

2) 1960-е гг.

3) 1970-е гг.

4) 1980-е гг.







10. Когда был создан данный плакат

1. 1919 г.

2. 1929 г.

3. 1939 г.

4. 1949 г.













11. Укажите десятилетие, когда была выпущена данная марка.

1) 1950-е гг.

2) 1960-е гг.

3) 1970-е гг.

4) 1980-е гг.





4. Анализ исторических карт

1. В какую международную организацию входили в первой половине 1960-х гг. страны, территория которых заштрихована на данной схеме?



1) Лига Наций

2) Организация Варшавского договора (ОВД)

3) НАТО

4) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

















2. Территория, заштрихованная на схеме, вошла в состав СССР в

1) 1920-1922 гг.

2) 1930 г.

3) 1937 г.

4) 1939-1940 гг.

3. На схеме изображена линия фронтов Гражданской войны в

1) 1918 г.

2) 1919 г.

3) 1920 г.

4) 1922 г.

























4. Кто являлся главнокомандующим белыми войсками, против которых были осуществлены действия Красной армии, обозначенные на схеме стрелками?

1) А.И. Деникин

2) Н.Н. Юденич

3) А.В. Колчак

4) П.Н. Врангель

















5. Какой город обозначен на карте цифрой «1»

1) Курск

2) Сталинград

3) Орёл

4) Киев

















6. На схеме изображена обстановка на фронтах Гражданской войны в

1) 1918 г. 2) 1919 г. 3) 1920 г. 4) 1922 г.



5. Систематизация исторической информации: соответствие

  1. Установите соответствие между понятиями, относящимися к истории Древней Руси, и их определениями.


  

ПОНЯТИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) 

вервь

2) 

смерд

3) 

холоп

4) 

тиун


   

А) 

свободный крестьянин

Б) 

управитель господского дома

В) 

община

Г) 

низшая категория населения, по положению близкая к рабам

Д) 

крестьянин, взявший ссуду



  1. Установите соответствие между событиями и датами:


  

СОБЫТИЯ

 

ДАТЫ

1) 

опричнина

2) 

Ливонская война

3) 

венчание на царство Ивана IV

4) 

присоединение Астраханского ханства


   

А) 

1547 г.

Б) 

1556 г.

В) 

1558  – 1583 гг.

Г) 

1565 – 1572 гг.

Д) 

1583 г.



  1. Установите соответствие между терминами и их определениями.


  

ТЕРМИНЫ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) 

вотчина

2) 

вече

3) 

удел

4) 

наместник


   

А) 

глава местного управления, назначенный центральной властью

Б) 

территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода

В) 

борьба за власть в одном княжестве или за образование самостоятельного княжения

Г) 

народное собрание

Д) 

земельное владение, которое передавалось от отца к сыну



  1. Установите соответствие между терминами и их определениями. 


  

ТЕРМИНЫ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) 

барщина

2) 

посад

3) 

рада

4) 

былина


   

А) 

народное сказание о подвигах героев

Б) 

совет знати в Великом княжестве Литовском

В) 

труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца

Г) 

община у восточных славян

Д) 

торгово-ремесленная часть города



  1. Установите соответствие между названием произведения и его автором.


  

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

 

АВТОР

1) 

«Задонщина»

2) 

«Слово о законе и благодати»

3) 

«Поучение детям»

4) 

«Хождение за три моря»


   

А) 

Афанасий Никитин

Б) 

митрополит Макарий

В) 

Софроний Рязанец

Г) 

князь Владимир Мономах

Д) 

митрополит Иларион



  1. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.


  

КНЯЗЬЯ

 

СОБЫТИЯ

1) 

Владимир Мономах

2) 

Владимир Святославич

3) 

Ярослав Мудрый

4) 

Игорь Старый


   

А) 

разгром половцев

Б) 

объединение Киева и Новгорода

В) 

восстание древлян

Г) 

крещение Руси

Д) 

принятие «Русской правды»



  1. Установите соответствие между именами князей и событиями, произошедшими в годы их правления.


  

ИМЕНА

 

СОБЫТИЯ

1) 

князь Святослав

2) 

князь Владимир Мономах

3) 

князь Олег

4) 

князь Владимир Святославович


   

А) 

разгром половцев

Б) 

крещение Руси

В) 

дунайские походы

Г) 

разгром Ливонского Ордена

Д) 

создание Древнерусского государства



  1. Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.


  

ТЕРМИНЫ, НАЗВАНИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) 

опричнина

Б) 

пожилое

В) 

приказ

Г) 

кормление


   

1) 

центральный орган управления какой-либо сферой государственной жизни

2) 

удельное владение Ивана Грозного

3) 

система содержания должностных лиц за счет местного населения

4) 

плата крестьян при уходе от землевладельца

5) 

обращение церковной собственности в светскую



  1. Установите соответствие между именами исторических лиц и родом их деятельности.


  

ИМЕНА

 

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) 

Андрей Курбский

Б) 

Дионисий

В) 

Ермак Тимофеевич

Г) 

Макарий


   

1) 

церковный и политический деятель

2) 

воевода, участник Избранной рады

3) 

иконописец

4) 

зодчий

5) 

казачий атаман



  1. Установите соответствие между именами и событиями.


  

ИМЕНА

 

СОБЫТИЯ

А) 

Иван III

Б) 

Иван IV

В) 

Борис Годунов

Г) 

Алексей Михайлович


   

1) 

введение Юрьева дня

2) 

создание стрелецкого войска

3) 

появление Лжедмитрия I

4) 

Медный бунт

5) 

заключение Столбовского мира со Швецией



  1. Установите соответствие между понятиями и их определениями.


  

ПОНЯТИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) 

чернь, скань, эмаль

Б) 

кириллица, глаголица

В) 

фреска, мозаика

Г) 

летописи, сказания


   

1) 

жанры древнерусской литературы

2) 

виды ювелирной техники

3) 

виды письменности в Древней Руси

4) 

виды древнерусской живописи            

5) 

архитектурные стили



  1. Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их княжением.


  

ИМЕНА

 

СОБЫТИЯ

А) 

Святослав

Б) 

Владимир Мономах

В) 

княгиня Ольга

Г) 

Владимир Святославович


   

1) 

разгром половцев

2) 

крещение Руси

3) 

принятие «Русской правды»

4) 

дунайские походы

5) 

установление новой формы сбора дани



  1. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.


  

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) 

Ярослав Мудрый

Б) 

Андрей Боголюбский

В) 

Владимир Мономах

Г) 

Дмитрий Донской


   

1) 

введение Юрьева дня

2) 

написание «Поучения детям»

3) 

победа на Куликовом поле

4) 

укрепление Владимиро-Суздальского княжества

5) 

строительство Софийского собора в Киеве



  1. Установите соответствие между датами создания произведений и их названиями.


  

ДАТЫ

 

СОБЫТИЯ

А) 

XI в.

Б) 

XII в.

В) 

XIV в.

Г) 

XVI в.


   

1) 

«Домострой»

2) 

«Юности честное зерцало»

3) 

«Задонщина»

4) 

«Слово о полку Игореве»

5) 

«Слово о законе и благодати»



  1. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.


  

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) 

Василий Голицын

Б) 

Алексей Адашев

В) 

Борис Морозов

Г) 

Козьма Минин


   

1) 

сподвижник царевны Софьи, участник Крымских походов

2) 

деятель Избранной Рады

3) 

боярин, воспитатель царя Алексея Михайловича

4) 

сподвижник Петра I

5) 

один из вождей народного ополчения в период Смуты



  1. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.


  

ИМЕНА

 

СОБЫТИЯ

А) 

Владимир Мономах

Б) 

Владимир Святославич

В) 

Олег Вещий

Г) 

Игорь Старый


   

1) 

разгром половцев

2) 

объединение Киева и Новгорода

3) 

восстание древлян

4) 

крещение Руси

5) 

разгром печенегов



  1. Установите соответствие между названиями произведений культуры и именами их создателей.


  

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

СОЗДАТЕЛИ

А) 

«Хождение за три моря»

Б) 

икона «Святая Троица»

В) 

«Повесть временных лет»

Г) 

«Поучение детям»


   

1) 

Афанасий Никитин

2) 

Нестор

3) 

Андрей Рублёв

4) 

Владимир Мономах

5) 

Максим Грек



  1. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.


  

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) 

Сильвестр

Б) 

Сергий Радонежский

В) 

Иларион

Г) 

Никон


   

1) 

проведение церковной реформы

2) 

основание Троице-Сергиева монастыря

3) 

создание «Слова о законе и благодати»

4) 

создание «Поучения детям»

5) 

составление «Домостроя»



  1. Установите соответствие между документами и датами их принятия: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.


  

ДОКУМЕНТЫ

 

ДАТЫ

А) 

указ Фёдора Ивановича об «урочных летах»

Б) 

указ Ивана IV о «заповедных летах»

В) 

Судебник Ивана III

Г) 

Судебник Ивана IV


   

1) 

1497 г.

2) 

1550 г.

3) 

1581 г.

4) 

1597 г.

5) 

1605 г.



  1. Установите соответствие между именами современников: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.


  

ИМЕНА

 

ИМЕНА

А) 

царь Василий Шуйский

Б) 

император Пётр I

В) 

императрица Екатерина II

Г) 

царь Алексей Михайлович


   

1) 

Кондратий Булавин

2) 

Емельян Пугачёв

3) 

Степан Разин

4) 

Иван Болотников

5) 

Андрей Желябов



  1. Установите соответствие между именами современников: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.


  

ИМЕНА

 

ИМЕНА

А) 

Иван IV

Б) 

Дмитрий Донской

В) 

Иван Калита

Г) 

Алексей Михайлович


   

1) 

Александр Пересвет

2) 

митрополит Пётр

3) 

Андрей Курбский

4) 

Богдан Хмельницкий

5) 

Александр Невский



  1. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, происшедшими в годы их правления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.


  

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ

 

СОБЫТИЯ

А) 

Иван IV

Б) 

Иван III

В) 

Дмитрий Донской

Г) 

Борис Годунов


   

1) 

восстание под предводительством Степана Разина

2) 

Ливонская война

3) 

«стояние» на реке Угре

4) 

Куликовская битва

5) 

поход Лжедмитрия I на Москву



  1. Установите соответствие между именами современников: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.


  

ИМЕНА

 

ИМЕНА

А) 

царь Василий Шуйский

Б) 

император Пётр I

В) 

императрица Екатерина II

Г) 

царь Алексей Михайлович


   

1) 

Кондратий Булавин

2) 

Емельян Пугачёв

3) 

Степан Разин

4) 

Иван Болотников

5) 

Андрей Желябов



  1. Установите соответствие между названиями памятников культуры и именами их создателей.


  

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

 

СОЗДАТЕЛИ

1) 

«Домострой»

2) 

памятник Петру I – «Медный всадник»

3) 

икона «Троица»

4) 

«Хожение за три моря»


   

А) 

Э. Фальконе

Б) 

Сильвестр

В) 

Афанасий Никитин

Г) 

Андрей Рублёв

Д) 

Симеон Полоцкий



  1. Установите соответствие между именами современников.


  

1) 

А.Л. Ордин-Нащокин

2) 

Ф. Лефорт

3) 

Н. Панин

4) 

Э. Бирон


   

А) 

Петр I

Б) 

Алексей Михайлович

В) 

Екатерина II

Г) 

Анна Иоанновна

Д) 

Борис Годунов



  1. Установите соответствие между названиями войн и сражениями, к ним относящимся.


  

НАЗВАНИЯ ВОЙН

 

СРАЖЕНИЯ

1) 

Северная война 1700 – 1721 гг.

2) 

Семилетняя война 1756 – 1763 гг.

3) 

русско-турецкая война 1787 – 1791 гг.

4) 

Отечественная война 1812 г.


   

А) 

Чесменское сражение

Б) 

взятие крепости Измаил

В) 

сражение при Цорндорфе

Г) 

Полтавская битва

Д) 

Бородинское сражение




  1. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых начала XX в. и отраслями науки, которыми они занимались.


  

УЧЕНЫЕ

 

ОТРАСЛИ НАУКИ

1) 

Н.Е. Жуковский

2) 

И.И. Мечников

3) 

К.А. Тимирязев

4) 

Д.И. Менделеев


   

А) 

химия

Б) 

ботаника

В) 

медицина

Г) 

самолетостроение

Д) 

физика



  1. Установите соответствие между названиями войн, военными действиями и завершившими их конгрессами, договорами.


  

ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

 

КОНГРЕССЫ И ДОГОВОРЫ

1) 

Отечественная война 1812 г.

2) 

русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

3) 

Крымская война 1853 – 1856 гг.

4) 

военные действия IV антинаполеоновской коалиции


   

А) 

Парижский конгресс

Б) 

Венский конгресс

В) 

Тильзитский мир

Г) 

Берлинский конгресс

Д) 

Портсмутский мир



  1. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых XIX в. и отраслями науки, которыми они занимались.


  

ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ

 

ОТРАСЛИ НАУКИ

1) 

А.С. Попов

2) 

П.Л. Чебышев

3) 

В.Я. Струве

4) 

А.М. Бутлеров


   

А) 

математика

Б) 

химия

В) 

радиотехника

Г) 

астрономия

Д) 

биология



  1. Установите соответствие между названиями организаций и именами их участников.


  

НАЗВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

ИМЕНА УЧАСТНИКОВ

1) 

Северное общество

2) 

«Черный передел»

3) 

Южное общество

4) 

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса»


   

А) 

П.И. Пестель

Б) 

К.Ф. Рылеев

В) 

В.И. Ленин

Г) 

Г.В. Плеханов

Д) 

К.С. Аксаков



  1. Установите соответствие между именами деятелей культуры и сферами их творчества.


  

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

 

СФЕРЫ ТВОРЧЕСТВА

1) 

В.В. Растрелли, К.А. Тон

2) 

О.А. Кипренский, И.Е. Репин

3) 

Д.С. Бортнянский, А.С. Даргомыжский

4) 

Ф.И. Шубин, М.М. Антокольский


   

А) 

драматический театр

Б) 

живопись

В) 

скульптура

Г) 

архитектура

Д) 

музыкальное искусство



  1. Установите соответствие между фамилиями военачальников и названиями войн, в которых они прославились: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.


  

ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

 

НАЗВАНИЯ ВОЙН

А) 

А.А. Брусилов

Б) 

М.Д. Скобелев

В) 

П.С. Нахимов

Г) 

А.В. Суворов


   

1) 

русско-турецкая война 1768-1774 гг.

2) 

Отечественная война 1812 г.

3) 

Крымская война

4) 

русско-турецкая война 1877-1878 гг.

5) 

Первая мировая война



  1. Установите соответствие между правителями и событиями, происходившими в годы их царствования: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.


  

ПРАВИТЕЛИ

 

СОБЫТИЯ

А) 

Василий Шуйский

Б) 

Иван IV

В) 

Пётр I

Г) 

Екатерина II


   

1) 

Ливонская война

2) 

восстание под предводительством И.И. Болотникова

3) 

разделы Речи Посполитой

4) 

Северная война

5) 

учреждение патриаршества в России



  1. Установите соответствие между именами российских государей и созданными в их правление органами власти и управления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.


  

ГОСУДАРИ

 

ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

А) 

Иван III

Б) 

Пётр I

В) 

Александр I

Г) 

Николай II


   

1) 

Государственная дума

2) 

Государственный совет

3) 

Сенат

4) 

Земский собор

5) 

Дворец



  1. Установите соответствие между историческими личностями и военными событиями XVIII–XIX вв.: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.


  

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

 

ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ

А) 

А.В. Суворов

Б) 

М.И. Кутузов

В) 

П.С. Нахимов

Г) 

М.Д. Скобелев


   

1) 

Бородинское сражение

2) 

переход российских войск через Альпы

3) 

сражение под Шипкой-Шейново

4) 

Синопское сражение

5) 

капитуляция Парижа



  1. Установите соответствие между фамилиями общественных деятелей и их принадлежностью к течениям общественной мысли.


  

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

 

ТЕЧЕНИЯ

1) 

Н.М. Муравьев

2) 

И.С. Аксаков

3) 

М.А. Бакунин

4) 

В.И. Ленин


   

А) 

славянофил

Б) 

анархист

В) 

социал-демократ

Г) 

петрашевец

Д) 

декабрист





19