СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа для студентов 1 курса  изучающих общеобразовательные предметы. Пособие предназначено для отработки практических заданий по географии.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка»


ГАПОУ « Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ»

Кяхтинский филиал













СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ


ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ



ДИСЦИПЛИНА «География»


специальность 36.02.01. «Сестринское дело»























Кяхта 2015 г.




Составитель: Тудупова В.В, преподаватель биологии и географии, высшей категории.




Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной

учебной образовательной программы ГАПОУ «ББМК МЗ РБ» по специальности Сестринское

дело 36.02.01. «Экономическая и социальная география мира» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения. Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.

СОДЕРЖАНИЕ


Название практических работ


страницы

Практическая работа № 1 «Анализ карт различной тематики».

4

Практическая работа №2 «Политическая карта мира»

7

Практическая работа № 3 «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах мира»

8

Практическая работа № 4 «Экономическая оценка использования природных ресурсов в разных отраслях мирового хозяйства»

13

Практическая работа № 5 «Международная специализация крупнейших стран и регионов мира»

16

Практическая работа № 6 «Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира»

19

Тема:1

Название практической работы № 1

«Анализ карт различной тематики»


Учебная цель: формирование представлений о географической карте – как особом источнике информации.


Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

  • Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений НПО и СПО - 4-е изд. – М.: ИД «Академия», 2013. – 304 с.

  • Петрова Н. Н. География: современный мир: Учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006 – 244с.

2. Атлас 10 класс. Социально-экономическая география мира.

3. Контурные карты.

4. Рабочая тетрадь в клетку.

5. Калькулятор простой.

6. Ручка.

7. Карандаш простой, цветные карандаши – для работы с контурной картой.

8. Чертежные принадлежности: линейка.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- сопоставлять географические карты различной тематики;

знать:

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований.


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

В предшествующих курсах географии вы работали с картами разного содержания. Напомним, что по своему содержанию карты могут быть общегеографическими и тематическими.

Карты общегеографические отображают разные элементы земной поверхности – рельеф, растительность, реки, населенные пункты, транспортную сеть и т.д. Например, физическая карта России.

Тематические карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность. Карты растительности, например, изображают распространение и состав растительности мира, отдельных материков и стран. Есть также карты полезных ископаемых, карты лесов, карты промышленности, на которых показаны крупные города – промышленные центры, их специализация. Именно поэтому их называют тематическим. Например, политическая карта мира дает представление о размещении стран, их границах.

В основании другой классификации лежит охват территории. По охвату территории различают: карты мира, отдельных материков, стран и их частей (регионов).

Для изображения различных объектов или явлений на карте используется особый искусственный язык.

Месторождения природных ресурсов, например, отмечают на карте значками. Границы, реки, дороги изображают линейными знаками. Изолиниями на географических картах соединяются точки с одинаковыми значениями какого-либо географического параметра. Например, атмосферного давления (изобары), температуры воздyxa (изотермы), высоты земной поверхности (изогипсы, горизонтали).

Способом ареалов показывают районы распространения определенных явлений, сопровождая их количественными показателями, характеризующими суммарную величину явления внутри каждого ареала. Например, запасы угля по бассейнам.

Знаки движения изображают морские течения, ветры, а также транспортные потоки, в том числе направления экспорта и импорта различных видов товаров и услуг отдельных стран и регионов мира.

Качественный фон используется, например, для изображения религиозного или национального состава населения, т. е. качественных характеристик какого-либо явления или процесса (без количественных показателей).

Картограмма показывает штриховкой различной степени густоты или цветом (от светлого к более темному) разную интенсивность изображаемого явления в пределах территориальных единиц, например, плотность населения, урожайность сельскохозяйственных культур или, например, распределение стран мира по уровню их социально-экономического развития.

Картодиаграмма — карта с определенным территориальным делением и соответствующими этому делению диаграммными фигурами — точечными, линейными, площадными, объемными. Картодиаграмма используется для изображения пространственного распределения явлений в их абсолютных величинах, например, производство стали, добыча угля по странам и регионам мира. Построение картодиаграммы в основном сводится к построению диаграммных фигур в рамках определенных территориальных единиц.

Картосхема — схематическая карта, не имеющая картографической сетки или точной основы. Это может быть картосхема погоды, картосхема торговых связей страны, схемы маршрутов и путешествий, картосхемы отдельных стран и регионов. Картосхемы особенно часто используются в учебных целях.

При составлении карт используется картографическая, аэрокосмическая, статистическая и другая информация или непосредственная съемка местности. Вы должны понимать, что при составлении карт на них показывают далеко не всю информацию, которая имеется. Для этого существует картографическая генерализация (от франц. general — общий, главный) — отбор и обобщение, посредством которых выделяют и отображают на карте наиболее важные объекты, процессы и явления на определенной территории.

Политическая карта мира — один из самых важных источников информации в курсе географии мира, так как на этой карте показаны разные страны.

Кроме границ государств на политической карте вы видите крупнейшие города и столицы стран, пути сообщения и морские порты, наиболее крупные гидрографические объекты (моря, реки, озера, заливы, проливы). Могут быть показаны и некоторые другие географические объекты, например: рельеф.

На политической карте мира вы найдете более 230 стран.

Границы государства формируются довольно долго. Они постоянно изменяются по разным причинам: историческим, политическим, экономическим, культурным, природным.

Интересный факт. По данным специалистов-географов 44 % государственных границ африканских государств, например, проходят но параллелям; 30 % — по произвольным линиям, а 26 % — по природным географическим рубежам. Как вы думаете, почему?

Для того чтобы знать политическую карту мира или отдельных материков и их частей, необходимо постоянно обращаться к ней, тренироваться в определении географического положения тех или других стран или регионов.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:


1. Перечислите виды карт различной тематики.

2. Назовите, какие объекты можно увидеть на политической карте мира.

3Дать определение науке географии.

4.Перечислить источники географической информации.

5. Охарактеризовать новейшие методы географии.

6. Охарактеризовать традиционные методы географии.

7. Как Вы понимаете предмет методов географических исследований?

8.Определите место методов географических исследований в системе географических наук.

9.С какими науками связаны методы географических исследований?

10.Дайте определения методам науки.



Задания для практического занятия.

Задание 1.

Пользуясь атласом, приведите примеры карт разной тематики

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.

Приведите примеры карт атласа охватывающих разные территории

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3.

Объясните, чем примечателен 180 меридиан

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4.

Определите географические координаты следующих городов: Монреаль, Вашингтон, Санкт-Петербург, Владивосток._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5.

Насколько отличается поясное время Варшавы и Токио? Где раньше наступает новый день?

Определите, в каком из обозначенных буквами на карте Северного полушария пунктов, 20 декабря Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема 2.

Название практической работы №2

«Политическая карта мира»


Учебная цель: формирование представлений о политической карте мира – как особом источнике информации.


Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

  • Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений НПО и СПО - 4-е изд. – М.: ИД «Академия», 2013. – 304 с.

  • Петрова Н. Н. География: современный мир: Учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006 – 244с.

2. Атлас 10 класс. Социально-экономическая география мира.

3. Контурные карты.

4. Рабочая тетрадь в клетку.

5. Калькулятор простой.

6. Ручка.

7. Карандаш простой, цветные карандаши – для работы с контурной картой.

8. Чертежные принадлежности: линейка.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- составлять картосхемы, характеризующих государственное устройство стран мира;

- Составлять и оформлять тематические таблицы, характеризующие типы стран по социально-экономическим показателям

знать:

- географию международных конфликтов.



Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Политическая карта мира - географическая карта, отражающая страны мира, их форму и государственного устройства. Политическая карта отражает главные политико-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета, изменение площади государств, замену их столиц, изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д.

Изменения на политической карте бывают количественными (присоединение к государству вновь открытых земель, территориальные приобретения и потери после войн, объединение или распад государств, обмен государствами участков территории и т. п.) и качественными (приобретение суверенитета, смена формы правления и государственного устройства, образование межгосударственных союзов и т. п.). В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:


  1. Какие выделяются этапы формирования политической карты мира?

  2. Сколько государственных образований насчитывается в современном мире?

  3. Какие страны мира выделяются по площади (величине) территории и численности населения?

  4. Сколько стран мира имеют монархическую форму правления?

  5. Каковы отличия унитарных государств от федеративных?

  6. Как различаются условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран?

  7. Каковы характерные особенности развития стран переселенческого капитализма и новых индустриальных стран?

  8. Какие страны и почему относятся к категории «пороговых»?

9. Составить кроссворд по теме: «Политическая карта мира».




Задания для практического занятия.


Обозначьте на контурной карте первые пять стран по численности населения и размерам территории.



Тема:3

Название практической работы № 3


«Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах мира».


Учебная цель: формирование и развитие умений читать и анализировать тематические карты, статистические и графические материалы.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- оценивать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

знать:

- численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.


Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

  • Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений НПО и СПО - 4-е изд. – М.: ИД «Академия», 2013. – 304 с.

  • Петрова Н. Н. География: современный мир: Учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006 – 244с.

2. Атлас 10 класс. Социально-экономическая география мира.

3. Контурные карты.

4. Рабочая тетрадь в клетку.

5. Калькулятор простой.

6. Ручка.

7. Карандаш простой, цветные карандаши – для работы с контурной картой.

8. Чертежные принадлежности: линейка.


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

География населения изучает численность, структуру и размещение населения, рассматриваемого в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с окружающей природной средой. В последнее время в географии населения прослеживается два направления. Первое – геодемографическое, которое изучает численность и структуру населения, главные демографические показатели (смертность, рождаемость, средняя продолжительность жизни) и воспроизводство населения, демографическую ситуацию и демографическую политику в мире, отдельных регионах и странах. Второе – собственно географическое, которое изучает общую географическую картину размещения населения в мире, отдельных регионах и странах, и в особенности географию расселения и населенных мест. На этом направлении наибольшее развитие получила геоурбанистика.

На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет около 90 млн. человек. На конец 90-х гг. численность населения мира составляла 6 млрд. человек. Но в различных регионах мира население растет неравномерно. Это объясняется различным характером воспроизводства населения.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. На воспроизводство оказывают влияние социально-экономические условия жизни людей, взаимоотношения между людьми и отношения в семье.

В настоящее время выделяют два типа воспроизводства. Для первого типа характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Характерен этот тип для экономически развитых стран, где естественный прирост или очень низкий, или преобладает естественная убыль населения. Демографы называют это явление депопуляцией (демографическим кризисом). Второй тип воспроизводства характеризуется высокими показателями рождаемости и естественного прироста населения. Этот тип характерен для развивающихся стран, где завоевание независимости привело к резкому сокращению смертности, а рождаемость осталась на прежнем уровне.

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательных для себя направлениях. В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на увеличение рождаемости и естественного прироста (страны Западной Европы, Россия и др.); в странах второго типа воспроизводства – на сокращение рождаемости и естественного прироста (Индия, Китай и др.).

Важной научной основой проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Схема такого перехода включает четыре сменяющие друг друга этапа. Первый этап охватил почти всю историю человечества. Для него характерны высокие показатели рождаемости и смертности и, соответственно, очень низкий естественный прирост. Второй этап характеризуется резким сокращением смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости. Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности, а рождаемость начинает снижаться, но несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения. При переходе к четвертому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.

Население разделяют по нескольким категориям.

1. По половому составу населения страны делят на три группы. Первая группа стран, где численность мужчин и женщин одинакова (страны Африки и Латинской Америки). Вторая группа стран, где численность женщин превышает численность мужского населения (относятся более половины стран мира, особенно страны Северной Америки). Это объясняется двумя причинами: большей средней продолжительностью жизни женщин и потерей мужского населения в периоды первой и второй мировых войн. Третья группа – где численность мужчин преобладает над численностью женщин (страны Азии, Индия, Китай).

2. По возрастному составу. Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения. Типы возрастного состава соответствуют типам воспроизводства. Для стран первого типа воспроизводства характерна низкая доля людей детских возрастов, и высокая доля людей пожилых возрастов. В Европе дети до 14 лет составляют 24%, люди в возрасте 15-59 лет – около 59%, пожилые – около 17%. Такая структура называется старением нации. Для стран второго типа воспроизводства характерна высокая доля детских возрастов и низкая доля пожилых. Например, в странах Африки дети до 14 лет составляют 44%, пожилые – 5%. Такую структуру населения называют омоложением нации.

3. Этнолингвистический состав. Всего в мире насчитывается 3-4 тыс. народов, или этносов. Этносами называют сложившиеся, устойчивые общности людей. Классификацию этносов проводят по их численности. Подавляющее большинство народов малочисленно. Народов, насчитывающих более 1 млн. человек в мире, около 310, но они составляют 96% населения мира. Более 100 млн. человек насчитывают 7 народов: китайцы, хиндоиндустанцы, американцы США, русские, бразильцы, японцы и бенгальцы. В структуре населения выделяют также языковую и лингвистическую классификацию. Эта классификация позволяет объединять народы в языковые группы с родственными языками. Самая большая языковая семья – индоевропейская. На языках этой семьи говорят более 150 народов мира, общей численностью 2,5 млрд. человек. Свыше 1 млрд. человек говорят на языке китайско-тибетской языковой семьи. В зависимости от того, насколько национальные границы совпадают с политическими, возникают однонациональные государства (Западная Европа, Латинская Америка) и многонациональные государства (Индия, Россия).

4. По религиозному составу выделяют три мировые религии: христианство (исповедуют около 1 млрд. человек), ислам, или мусульманство (около 800 млн. человек), и буддизм (около 200 млн. человек). В последнее время выделяют в отдельные религии индуизм (Индия) и синтоизм (Япония).

5. По уровню образования населения выделяют страны с высоким уровнем образования и страны с низким уровнем образования. На начало 90-х гг. XX в. 27% населения мира относилось к неграмотным. Из этого количества 4% приходится на развитые страны, а 96% – на развивающиеся. Уровень образования оказывает огромное влияние на качество жизни населения.

На земном шаре население размещается неравномерно. Около 70% населения проживает на 7% территории земной суши. Около половины всей обитаемой суши имеет среднюю плотность населения менее 5 чел. на км2; 15% территории суши – это области, совершенно не освоенные людьми. На размещение населения оказывают влияние несколько факторов: это природные условия, занятость в сельском хозяйстве и тяготение к транспортным и торговым путям.

В мире наблюдается постоянный процесс перемещения населения, или миграция. Она может быть внутренней или внешней. Внешняя миграция возникла в глубокой древности и до середины 20-х гг. XX в. главными очагами мировой миграции были Европа и Азия. В настоящее время очагами миграции стали США, Латинская Америка и Австралия. Во второй половине XX в. появилась новая форма мировой миграции «утечка умов». Особенно отрицательно «утечка умов» сказывается на развивающихся странах.

Внутренняя миграция – это перемещение населения из сельской местности в города, колонизация и освоение новых земель.

В настоящее время размещение населения определяется географией городов. При оценке городского населения учитывают уровень урбанизации и темпы урбанизации. Урбанизация – это рост городов и повышение удельного веса городского населения, а также возникновение сложных сетей и систем городов.

Современная урбанизация характеризуется тремя чертами:

- быстрыми темпами роста городского населения;

- концентрацией населения и хозяйства в больших городах;

- «расползанием» городов и расширением их территорий.

По уровню урбанизации страны делятся на три группы. Первая группа – высоко урбанизированные страны, где доля городского населения составляет более 50% (Россия, Канада, США и др.). Вторая группа – средне урбанизированные страны, где доля городского населения составляет 25-50%. Третья группа – низко урбанизированные страны, где доля городского населения менее 25%.

В последнее время в развивающихся странах выделяют такое явление, как «городской взрыв». Это связано с тем, что в развивающихся странах городское население быстро растет, а в экономически развитых странах наоборот начинает снижаться.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:


1.В какое время численность населения мира росла наиболее быстрыми темпами?

2.Какие регионы и в какое время лидировали по темпам прироста населения?

3. Что характерно для расширенного и простого воспроизводства населения?

4. Каковы отличия демографической политики, проводимой в европейских странах, финансово избыточных странах – экспортерах нефти и природного газа, Китае и Индии?

5. Каковы особенности половой и возрастной структуры населения различных регионов мира?

6. Какие показатели характеризуют качество жизни населения?

7. Каковы особенности структуры занятости ЭАН развитых и развивающихся стран?

8. Каковы отличия расового состава населения различных регионов мира?

9. В каких регионах мира преобладают однонациональные страны?

10. Какие языки территориально наиболее широко распространены в мире?

11. Какие религии и почему принято считать «мировыми», а какие – «национальными»?

12. Каковы основные закономерности размещения мирового населения?

13. Каковы основные направления современных миграционных потоков рабочей силы?

14. Почему в развивающихся странах численность и доля городского населения, численность населения городов-миллионеров и «сверхгородов» растут более быстрыми темпами, чем в развитых странах?

15. Какие мегаполисы сформировались и формируются в США?


Задания для практического занятия.

Задание 1.

Проведите анализ таблиц:

  1. страны мира с наиболее низкой средней ожидаемой продолжительностью жизни (начало XXI в) см. табл. 25;

  2. страны мира с наиболее высокой средней ожидаемой продолжительностью жизни (начало XXI в) см. табл. 26;

Полученные результаты запишите в тетрадь


Задание 2.

Проанализируйте особенности урбанизации стран Северной Африки. Полученные результаты запишите в тетрадь.


Задание 3.

Используя материалы подраздела 3.3 проведите сравнительный анализ состава и структуры населения Европы и Азии. Полученные результаты запишите в тетрадь.


Задание 4.

Нанесите на контурную карту основные районы трудовой миграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.


Задание 5.

Используя данные половозрастных пирамид, определите прогнозируемые к 2025 году изменения (увеличение или уменьшение) доли лиц до 15 лет и лиц старше 65 лет в общей численности населения Республики Корея. С какими факторами связаны прогнозируемые изменения в возрастной структуре населения этой страны? Укажите не менее двух факторов.


Республика Корея: 2000 Республика Корея: 2025

муж возраст жен











80





60





40





20







муж возраст жен












80





60





40





20


























Численность населения в млн. человек









Численность населения в млн. человекччеловек










Тема:4

Название практической работы № 4


«Экономическая оценка использования природных ресурсов в разных отраслях мирового хозяйства».


Учебная цель: развитие умений оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов с помощью карт и статистических данных.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов;

знать:

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.


Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

  • Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений НПО и СПО - 4-е изд. – М.: ИД «Академия», 2013. – 304 с.

  • Петрова Н. Н. География: современный мир: Учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006 – 244с.

2. Атлас 10 класс. Социально-экономическая география мира.

3. Контурные карты.

4. Рабочая тетрадь в клетку.

5. Калькулятор простой.

6. Ручка.

7. Карандаш простой, цветные карандаши – для работы с контурной картой.

8. Чертежные принадлежности: линейка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Никакое производство не может существовать без ресурсов, под которыми понимаются энергия, вещество, информация, вырабатываемые вне данной системы и служащие для хозяйства исходным материалом функционирования и развития.

К понятию ресурсов иногда относят и духовные компоненты, которые обеспечивают или могут обеспечить жизнедеятельность людей.

Основой включения тех или иных элементов природы в «ресурсы» является техническая возможность их использования в настоящем или будущем.

Природно-ресурсный потенциал-совокупность всех видов природных ресурсов района, которые в настоящее время известны и использование которых в ближайшем будущем возможно по техническим критериям.

В основе экономической классификации природных ресурсов заложено их преимущественное использование в сферах и отраслях народного хозяйства.

Выделяют:

  1. ресурсы материального производства

    1. промышленные (топливно-энергетические, металлические, водные, лесные)

    2. сельскохозяйственные (почвенно-земельные, воды для орошения, промысловые животные)

  2. ресурсы непроизводственной сферы

(водоемы и их использование для нужд населения, леса в окружении городов, ресурсы для отдыха и оздоровления людей)


Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.

Конечно, на показатель pecypсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социально-экономическим.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:


1.Дать определение природным ресурсам.

2. Дать определение ресурсообеспеченности.

3. Как изменялись в истории взаимоотношения человека с природной средой?

4. Какие виды человеческой деятельности оказали решающее влияние на преобразование естественных природных комплексов в антропогенные?

5. Каковы характерные особенности рационального и нерационального природопользования?

6. Чем отличаются природные условия от природных ресурсов?

7. Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым, исчерпаемым невозобновляемым и исчерпаемым возобновляемым?

8.Какие страны выделяются по запасам различных видов минеральных ресурсов?

9. Какие страны и почему обладают крупнейшими водными, гидроэнергетическими, земельными и лесными ресурсами?

10. Какие виды ресурсов Мирового океана и почему наиболее активно используются человеком?


Задания для практического занятия.

Задание 1.

Используя имеющиеся статистические материалы, карты атласа, выделите страны, наиболее обеспеченные полезными ископаемыми, подсчитайте их ресурсообеспеченность. Результаты работы занесите в таблицу 6.

Дайте устную оценку ресурсообеспеченности:

а) нескольких развитых стран;

б) нескольких развитых стран.

Примечание.


Название страны

Запасы

Добыча

Ресурсообеспеченность

уголь

нефть

газ

железная руда

другие полез. ископ.

уголь

нефть

газ

железная руда

другие полез. ископ.

уголь

нефть

газ

железная руда

другие полез. ископ.

1.
















2.
















3.
















4.
















5.

















Задание 2.

Постройте диаграмму «стран с наибольшим развитием международного туризма» (по данным таблицы):

Страны

Число прибытий (млн. чел)

Страны

Число прибытий (млн. чел)

1. Франция

70,0

6. Китай

24,0

2. Испания

47,7

7. Мексика

19,3

3. США

47,7

8. Польша

18,8

4. Италия

34,8

9. Канада

18,7

5. Великобритания

25,5

10. Австрия

13,3


Задание 3.

Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится.


ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ


ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

1

энергия Солнца

А

неисчерпаемые

2

медные руды

Б

исчерпаемые возобновимые

3

каменный уголь

В

исчерпаемые невозобновимые

4

лесные




Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

1

2

3

4






Задание 4.

Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните обеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.


Страна

Площадь пашни,

Млн. га

Численность населения, млн. чел.

А)

Австралия

47,0

18,9

Б)

Индия

166,1

1013,7

В)

Бразилия

43,2

170,1


Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

1

2

3




Тема:5

Название практической работы № 5


«Международная специализация крупнейших стран и регионов мира».


Учебная цель: формирование представлений об особенностях международной экономической интеграции.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- сопоставлять географические карты различной тематики;

знать:

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества.


Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

  • Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений НПО и СПО - 4-е изд. – М.: ИД «Академия», 2013. – 304 с.

  • Петрова Н. Н. География: современный мир: Учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006 – 244с.

2. Атлас 10 класс. Социально-экономическая география мира.

3. Контурные карты.

4. Рабочая тетрадь в клетку.

5. Калькулятор простой.

6. Ручка.

7. Карандаш простой, цветные карандаши – для работы с контурной картой.

8. Чертежные принадлежности: линейка.


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.


Мировое хозяйство (МХ) - это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежат международное географическое разделение труда, различные экономические и политические отношения.

Формирование МХ фактически охватывает всю историю человечества.

Процесс его создания начался ещё на мануфактурной стадии развития капитализма (XVI - XVIII вв.). В результате Великих географических открытий международная торговля охватила районы не только Старого, но и Нового света, обмен продуктами, между которыми привёл к образованию мирового рынка.

Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки. Увеличилась протяжённость железных дорог.

В XVIII - XIX вв. произошла промышленная революция, шло образование крупной машинной индустрии в ряде стран Западной Европы и США.

Окончательное формирование МХ можно отнести к периоду - с конца XIX в. по начало XX в.

В настоящее время в мире преобладают 3 главных центра МХ: Европа (28 % ВВП - валовой внутренний продукт), США (26 % ВВП), Япония (10 % ВВП).

К сведению: ВВП - совокупная стоимость потребляемых населением товаров и услуг, созданных в стране, государственных закупок и капиталовложений.

Международное географическое разделение труда (МГРТ) выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.

Результатом международного географического разделения труда является отрасль международной специализации для данной страны.

К сведению: отрасль международной специализации - отрасль, которая в большей степени ориентирована на экспорт продукции и в первую очередь определяет «лицо» государства в МГРТ.

Для того чтобы могла возникнуть подобная специализация, необходимо выполнение определённых условий:

1) страна, участвующая в МГРТ должна обладать какими-то преимуществами (например, богатством природных ресурсов), по крайней мере перед частью государств, в производстве соответствующей продукции;

2) должны существовать страны, испытывающие потребность в этой продукции;

3) затраты на доставку продукции к месту продажи должны быть выгодны стране-производителю;

4) государство должно производить данной продукции больше, чем необходимо ей самой.

Примеры отраслей международной специализации:

  • Япония - экспорт автомобилей, морских судов, продукции радиоэлектроники и роботостроения.

  • Болгария - выпуск продукции агропромышленного комплекса и подъёмно-транспортного оборудования.

  • Канада - производство зерна, продукции лесной промышленности.

  • Замбия - экспорт медной руды и рафинированной меди и т.п.

Степень вовлечения любого государства в МГРТ зависит в первую очередь от уровня развития его производительных сил. Поэтому индустриально развитые страны занимают ведущие места в выпуске «облагороженной», дорогостоящей продукции - машин и оборудования, товаров длительного пользования и т.д.

Что же касается развивающихся стран, то основные отрасли их международной специализации связаны с вывозом природных ресурсов и сельскохозяйственной продукции.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:


  1. Назовите этапы в истории развития мировой экономики.

  2. Дать определение международному разделению труда.

  3. Запишите характерные черты современной НТР (научно-технической революции).

  4. Назовите проявления интернационализации производства и глобализации мировой экономики.

  5. Перечислить показатели характеризующие место страны в мировой экономике.

  6. Каковы особенности современной отраслевой структуры мирового хозяйства в целом и хозяйства в различных группах стран.

  7. Назовите этапы в истории развития мировой промышленности.

  8. Запишите особенности современной территориальной структуры мирового хозяйства.








Задания для практического занятия.


Задание 1.

Установите соответствие между следующими странами и отраслями международной специализации

Страны

Отрасли специализации

  1. Кувейт

  2. Швейцария

  3. Республика Корея

  4. Аргентина

  5. Экваториальная Гвинея

  6. Тувалу

а) животноводство

б) нефтяная промышленность

в) судостроение

г) производство копры

д) часовая промышленность

е) выращивание какао-бобов


Задание 2.

Для развития, каких стран – малых или крупных – участие в международном разделении труда имеет особенно важное значение? Почему?


Задание 3.

Используя материалы учебника, заполните следующую таблицу:

Главные производители пиломатериалов

Главные производители мебели

Главные производители бумаги

на собственном сырье

на привозном сырье

на собственном сырье

на привозном сырье

на собственном сырье

на привозном сырье


























Проанализируйте данные таблицы. Выделите основные причины формирования следующих групп. Полученные результаты запишите в тетрадь.

Задание 4.

На контурной карте:

  • выделите цветом страны, которые являются крупнейшими поставщиками на мировой рынок сырья для черной и цветной металлургии;

  • обозначьте стрелками разных цветов основные маршруты поставок металлургического сырья.


Задание 5.

Используя материалы таблиц и текста учебника составьте краткую характеристику машиностроения Японии и Великобритании. Основные выводы занесите в таблицу.

Страна

Позиции в основных отраслях

Особенности экспертной составляющей

автомобилестроение

судостроение

электротехника и электроника

Япония





Великобритания






Тема:6

Название практической работы № 6

«Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира».


Учебная цель: формирование представлений об особенностях характеристики стран разных типов и крупных регионов мира».


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

знать:

- главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества.


Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

  • Баранчиков Е. В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений НПО и СПО - 4-е изд. – М.: ИД «Академия», 2013. – 304 с.

  • Петрова Н. Н. География: современный мир: Учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006 – 244с.

2. Атлас 10 класс. Социально-экономическая география мира.

3. Контурные карты.

4. Рабочая тетрадь в клетку.

5. Калькулятор простой.

6. Ручка.

7. Карандаш простой, цветные карандаши – для работы с контурной картой.

8. Чертежные принадлежности: линейка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.


Зарубежная Европа по отношению к странам СНГ занимает территорию в 5,4 млн. кв. км с населением 550 млн. человек. Здесь расположены 47 суверенных государств, связанных между собой общностью исторических судеб, тесными политическими, экономическими и культурными отношениями. Среди европейских стран есть более и менее крупные, но в большинстве своем они сравнительно невелики. Экономико-географическое положение стран зарубежной Европы определяется двумя главными чертами. Во-первых, соседским положением этих стран по отношению друг к другу. При сравнительно небольших размерах территории, малой ее глубине и хорошей транспортной проходимости эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. Во-вторых, приморским положением. Политическая карта региона на протяжении XX в. претерпевала большие изменения трижды после первой и второй мировых войн и в последние годы объединение Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии, Чехословакии, изменение общественного строя в странах Восточной Европы. В зарубежной Европе представлены как республики, так и монархии, как унитарные, так и федеративные государства. Природные предпосылки для промышленности зарубежной Европы сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых. Зарубежная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами. В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей. Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия христианство.

Зарубежная Азия занимает площадь 27 млн. км2. На её территории проживает около 60 % населения мира (3,1 млн. чел.) Регион Зарубежной Азии очень разнообразен: страны, занимающие огромные территории: Китай, Индия, Монголия, и маленькие страны: Мальдивская республика, Бахрейн, Израиль. В этот регион входят островные (Индонезия, Япония), полуостровные (Индия, Малайзия) и континентальные (Монголия, Иран) государства.

Страны Зарубежной Азии крайне различны как по природным условиям, так и по государственному устройству, уровню социально–экономического развития.

В настоящее время более чем 40 суверенных государств, образующих регион, можно разделить:

по формам правления — на республики (Турции, Китай, Индонезия) и монархии (Непал, Бутан, Япония);

по административно–территориальному устройству

федеративные (Малайзия, Индия, ОАЭ)

унитарные (Китай, Филиппины, Сирия) государства.

Почти все страны региона относятся к группе развивающихся стран (кроме Японии и Израиля), однако показатели, характеризующие уровень их социально — экономического развития, различны.

Африка. Материк занимает 1 /5 суши земного шара. По размерам (30,3 млн. км2 — с островами) из всех частей света уступает только Азии. В состав региона входят 55 стран. Существуют несколько вариантов деления Африки на регионы. В школьном курсе предлагается делить Африку на 3 субрегиона: Северная Африка, Тропическая Африка, ЮАР. В научной литературе наиболее принято пятичленное деление Африки, включающее Северную (страны Магриба, побережье Средиземного моря), Западную (северная часть Атлантического побережья и побережье Гвинейского залива). Центральную (Чад, ЦАР, Заир, Конго и др.), Восточную (расположена к востоку от Великих Африканских разломов), Южную.

Африка освободилась от колониальной зависимости лишь в конце XX века. Сейчас на политической карте этого региона 55 стран, все они — суверенные государства.

По государственному строю преобладают республики, только три страны имеют монархическую форму правления: Марокко, Лесото и Свазиленд. Большинство стран Африки довольно крупные по территории.

Агроклиматические ресурсы нельзя оценить однозначно, так как запасы тепла значительны, а увлажнение крайне неравномерно.

Население Африки характеризуется несколькими специфическими особенностями. Пестрота этнического состава. Здесь выделяется 300 — 500 этносов, причем некоторые из них уже сложились в крупные нации (арабы в Северной Африке), а некоторые еще находятся на уровне народностей. В связи с этим большинство государств — многонациональные. Кроме того, границы колониальных владений были проведены без учета этнических особенностей, что приводит к межнациональным конфликтам.

Латинская Америка — историко-географический регион для выделения, которого послужили особенности колонизации. Страны Латинской Америки в большинстве своем — колонии Испании и Португалии с XVI до XIXв. Прибывающие из метрополий эмигранты привнесли на эту территорию языки романской группы. В настоящее время Латинская Америка это 46 стран и территорий, из них 33 — суверенные государства, расположенные к югу от США и расположенные в пределах материка Южная Америка. Страны сильно различаются по площади, среди них есть очень большие (Бразилия), крупные и средние (Мексика, Аргентина, Перу), небольшие (Гайана, Никарагуа, Гондурас) и совсем маленькие (Сент-Винсент и Гренадины, Барбадос, Доминика).

Главными особенностями экономико-географического положения Латинской Америки являются:

близость США, но при этом большое удаление от других регионов;

приморское положение стран (кроме Боливии и Парагвая);

«притяжение» морских трасс Панамским каналом.

Латинская Америка — чрезвычайно богатый в природном отношении регион.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:


1. Каковы место и роль Зарубежной Европы в мире?

2. Почему в настоящее время большую часть потребляемых природных ресурсов Зарубежная Европа ввозит из других регионов мира?

3. Каковы основные черты ЭГП Зарубежной Европы?

4. Каковы особенности экономического развития Зарубежной Европы?

5.Каковы место и роль Зарубежной Азии в мире?

6.Каковы особенности размещения населения по территории Зарубежной Азии?

7. Какие отрасли промышленности являются ведущими в Японии?

8. Каковы особенности этнического и религиозного составов населения Китая?

9. Каковы место и роль Африки в мире?

10. Почему среди всех видов природных ресурсов Африки наибольшее значение имеют минеральные и агроклиматические ресурсы?

11. Какие отрасли плантационного сельского хозяйства получили развитие в Африке?

12. Каковы особенности развития транспорта Африки?

13. Откуда произошло название региона Латинская Америка?

14. По запасам, каких видов минеральных ресурсов Лат. Америка выделяется в мире?

15. Чем обусловлена высокая доля городского населения в Латинско1й Америке?

16. Какие отрасли машиностроения получили развитие в Бразилии?


Задания для практического занятия.

Задание 1.

На контурной карте Зарубежной Европы, Северной и Южной Америки:

а) выделите различными цветами субрегионы Зарубежной Европы, Америки.

б) обозначьте страны-члены Европейского Союза. Укажите различными цветами этапы вступления этих стран в Европейский Союз.

Задание № 2

С помощью различных источников информации (учебник, атлас) заполните таблицу. Сделайте выводы.

Сравнительные черты

Северная Европа

Южная Европа

Западная Европа

Восточная Европа

Черты сходства

Численность






Тип правления






Форма административно-территориального деления






Тип воспроизводства






Возрастная структура






Демографическая политика






Плотность населения






Уровень урбанизации






Национальный состав






Региональный состав







Задание №3.


На контурной карте Зарубежной Азии:

а) отметьте крупнейшие города данного региона.


Задание № 4

С помощью различных источников информации (учебник, атлас) заполните таблицу. Сделайте выводы.


Сравнительные черты

Юго-Западная Азия

Центральная Азия

Южная Азия

Юго-Восточная Азия

Восточная Азия

Численность






Тип правления






Форма административно-территориального деления






Тип воспроизводства






Возрастная структура






Демографическая политика






Плотность населения






Уровень урбанизации






Национальный состав






Региональный состав








26




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!