Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Областной смотр-конкурс волонтерских объединений
«Волонтером быть здорово»
Номинация «Копилка волонтера»
Методическая разработка
Мастер-класс по лепке из пластилина
в коррекционной группе детского сада
«Чудо своими руками»
Автор-составитель:
Михеева Светлана Михайловна,
педагог дополнительного образования,
руководитель волонтерского объединения
«Солнечный круг»
г. Арзамас
2018 г.
Аннотация
Два кружочка, два колечка
Я слепила воедино,
И в руках моих сердечко
Из простого пластилина.
(Шемякина Н.)
Пластилин, в переводе с итальянского, означает «лепной». Он был изобретен в 19 веке и состоит из размельченного и очищенного порошка глины с добавлением воска или других веществ, которые препятствуют высыханию. Он окрашивается в разнообразные цвета и служит для выполнения скульптурных работ, эскизов, поделок и прочих произведений малых форм.
Пластилин является уникальным в своем роде материалом, который позволяет дать волю своей фантазии и сделать уникальные поделки из пластилина или картинки из пластилина. Пластилиновое творчество будет интересно как взрослым, так и детям, а подарки из пластилина получаются забавными и радостными.
Было доказано, что мелкая моторика напрямую оказывает влияние на развитие интеллекта. Поэтому, давая малышу что-то делать своими руками, мы развиваем его умственные способности. Чем чаще ребенок работает пальчиками, тем раньше он начинает разговаривать, так как речевые и двигательные зоны находятся рядом в мозгу. И речевые области формируются в том числе и за счет нервных импульсов.
Из пластилина можно лепить что угодно. Для этого достаточно лишь разогреть и размять материал в руках, а потом начать формировать элементы поделки. А соединив их умелыми руками, можно буквально оживить поделку.
Лепка - это вид искусства, который доступен для занятий в детском саду. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)
Данная методическая разработка позволяет волонтерам приобрести навыки общения и выстраивания отношений с категорией детей с ограниченными возможностями здоровья, что является одним из важнейших факторов успешной социализации подростков.
Источником данного опыта послужила "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р), где одной из приоритетных задач является
- повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Волонтерское объединение «Солнечный круг» государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Арзамасский коммерческо-технический техникум» активно сотрудничает с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45», муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Коррекционная школа № 8». Ежегодно на базе этих учреждений проводятся праздничные мероприятия: мастер-классы, беседы, игровые программы, театрализованные представления, конкурсы.
Пояснительная записка
Как известно, польза игр с пластилином не ограничивается только развитием мелкой моторики и воображения. Это также прекрасный толчок для формирования первых представлений о форме и цвете, улучшение координации движений и развитие усидчивости. Особенно такой вид деятельности актуален и важен для детей с ограниченными возможностями.
Лепка оказывает следующие действия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Лепка увеличивает чувствительность, помогает сенсорно воспринимать форму, вес, фактуру, цвет;
- формирует пространственное, образное и абстрактное мышление;
- стимулирует воображение;
- ребенок учится чувствовать, правильно оценивать, видеть окружающие его предметы и живой мир под другим углом, находить решение в безвыходных ситуациях.
Лепка тренирует мелкую моторику, которая в свою очередь принимает активное участие в развитии речи, влияет на координацию движений, тренирует память и помогает ребенку мыслить логически.
Лепка помогает синхронизировать действия обеими руками;
- приводит к укреплению связи между полушариями мозга, благодаря чему развивается внимание.
Ребенок учится усидчивости и проявлять терпение, быть аккуратным, учится сосредотачиваться, строить планы и выполнять задуманное, сопоставлять задуманное с полученным результатом, при необходимости вносить изменения;
- развивается эстетический вкус;
- развивается чувство собственной значимости, придает уверенности в своих силах;
-ребенок учится экспериментировать и делать все новые открытия.
Через лепку ребенок может выражать, доступным ему способом, свои эмоции, как позитивные, так и негативные.
Кроме того, постоянные занятия такими спокойными играми, как лепка, нормализуют сон, помогают успокоить слишком активного малыша, понижают возбудимость, ребенок становится более спокойным и реже раздражается.
Форма проведения: Мастер-класс
Цель: выработать у ребят правильное и разумное отношение к инвалидам; привлечь внимание волонтеров к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья; способствовать развитию нравственных качеств подростков.
Задачи:
-создать комфортную, доброжелательную обстановку;
-развивать психо-физические способности детей с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональную сферу;
-формировать эстетическую культуру;
-воспитывать в подростках чувства сопереживания, милосердия, толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание
Материалы и инструменты:
1. Набор цветного пластилина.
2. Стеки.
3. Дощечки.
4. Салфетки.
5. Клеёнка.
6. Фигуры от сортера, специальные формы.
Предварительная работа:
Подборка методического материала, составление конспекта. Организация пространства для проведения мастер-класса. Подготовка демонстрационного материала, образцов, инструментов. Подготовка памяток, рекомендаций для волонтеров.
Ход занятия:
Добрый день, дорогие друзья. Здравствуйте, ребята! Мальчишки и девчата! Приветствую вас от души, дорогие малыши!
Ну, вот мы и поздоровались, а теперь я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в Страну Смешариков! Но, прежде чем мы с вами туда отправимся, хочу вас предупредить, что путешествие будет не совсем обычное. И для начала мы вспомним всех Смешариков.
Нарисована страна
Милых кругленьких зверьков
Из конца в конец она
В тыщу кроличьих прыжков.
***
Вот мы видим чей-то домик,
Он стоит на берегу,
И частенько ходит кролик,
В гости к другу своему.
Друг его, он очень умный,
Носит круглые очки,
Собирает раритеты,
Кто же это сообщи?
Ну, конечно это ёжик,
Он колючий и чудной,
А теперь мы по дорожке
В дом отправимся другой.
***
Мы пришли, и как в театре
Дверь за занавесом тут,
А внутри на стенах карты,
И по Африке маршрут.
Граммофон, мольберт, картины,
Где он только не бывал,
Даже сам Колумб наверно
Далеко не заплывал.
Замечательный рассказчик,
Он всегда всем даст совет,
Кто же это, догадались?
Карыч! Правильный ответ!
***
Вот ещё мы видим в домик,
И сердечко на двери,
А внутри полно бумаги,
На бумаге той стихи.
Он романтик, он мечтатель,
Он боится высоты
Гор он ярый созерцатель,
С Нюшей- музой красоты.
Чтобы было вдохновенье,
Совершит крутой вираж,
Что же это за творенье?
Ну конечно же – Бараш
***
Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус
Ну конечно же – Лосяш!
***
Вот мы видим дом красивый,
А вокруг растут цветы,
А хозяйка то ну просто
Королева красоты.
Нет, ещё не королева,
Но принцесса, это да,
Вдохновляет всех знакомых,
На великие дела!
Кто же это неуклюже,
Кто же это всех быстрей,
Собирал к себе гостей?
Ну конечно это Нюша!
***
Вот мы видим дом железный,
Рядом с ним гараж стоит,
В нём для всех друзей полезный,
Телеграф письмо строчит.
Там живёт изобретатель,
Он отчаянный пилот,
Фейерверка он создатель,
Но один пока живёт.
Захотел он сделать сына,
Чтоб не скучно одному,
И конечно потому,
Мы узнали домик Пина!
***
А вы знали, на деревьях
Тоже можно строить дом?
В этом доме есть варенье,
Чай лечебный в доме том.
Очень мудрая хозяйка,
Энергична хохотунья,
Если кто-то заболеет,
То идёт всегда к Совунье!
***
В этом доме пахнет мёдом,
Вокруг дома огород.
Не знакомый с гололёдом,
Танцор диско в нём живёт.
Лучше нету землеведа,
Он талантлив там и тут
Добродушного медведя
Все Копатычем зовут.
***
Этот домик разноцветный,
Как хозяин длинноух!
И издалека заметный,
И доносится бу-бух!
Из него ну очень часто,
Потому что не поймёшь,
Почему так непоседлив,
Этот милый кролик Крош!
***
Вот мы всех зверят узнали,
Круглых, словно шарики,
И скажите нам в финале,
Их зовут Смешарики!
Какие вы молодцы! А теперь самый главный сюрприз! Сегодня каждый из вас сам сделает себе друга - смешарика из пластилина, под руководством наших ребят.
Делаем Совунью. Для этого катаем шарик из фиолетового или сиреневого пластилина размером с куриное яйцо. Из этого же пластилина делаем треугольные ушки, а основу для глаз катаем из белого пластилина. Затем крепим ушки. Основы для глаз сверху накрываем небольшим «козырьком», который будет служить веками.
Прикрепляем клюв из оранжевого или красного пластилина и нажимом ножа как бы открываем его.
Из черного пластилина делаем зрачки. В центре каждого – маленький белый шарик, который придаст глазкам живости.
Из тонких колбасок пластилина делаем ножки, из раскатанной пластины – крылья. Украшаем Совунью шапочкой.
Делаем Бараша. Для этого катаем шарик из розового пластилина размером с куриное яйцо. Не забудьте прикрепить на основной шарик несколько маленьких шариков, имитирующих шерстку Бараша. Из черного пластилина делаем зрачки. В центре каждого – маленький белый шарик, который придаст глазкам живости.
Делаем ушки, рожки, копыта. Ротик можно нарисовать гуашью или сделать из тонюсеньких полосок красного пластилина.
Из тонких колбасок пластилина делаем ножки
Делаем Ежика. Для этого катаем шарик из красного пластилина размером с куриное яйцо. Треугольные кусочки-колючки размещаем по всему шарику-тельцу. Из белого пластилина делаем глаза, из черного – очки. Из черного пластилина делаем зрачки. В центре каждого – маленький белый шарик, который придаст глазкам живости.
Лепим ножки, ручки, крепим их к тельцу. Ежик готов!
Ребята, у нас получились отличные поделки! Очень надеемся, что ваша коллекция любимых героев мультфильма не ограничится только одной поделкой. И вы, вместе с воспитателем, придумаете и разыграете свою историю в стране «Смешарии».
Заключение
Таким образом, лепка из пластилина для детей с ограниченными возможностями здоровья огромна. Эти занятия хорошо сказываются на нервной системе ребенка, тренируется мелкая моторика рук, формируется пространственное мышление, ребенок познает форму предметов, их цвета. Она оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное и психическое состояние ребенка. С помощью лепки ребенок может создать свой мир, каким он его видит и ощущает.
Волонтерами же были достигнуты следующие результаты:
- подростки подружились с воспитанниками детского сада;
- приобрели навыки общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- воспитали в себе такие качества как милосердие, толерантность к детям с ограниченными возможностями здоровья, чувство сопереживания.
Рекомендуемая литература
Галагузова М.А. Социальная педагогика. Курс лекций. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. М., 2000.
Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб.: Сотис, 2002.
Мудрик А.В. Социализация человека./ А.В. Мудрик – М.: Академия, 2005.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. ТЦ Сфера. М., 2002.
Пластилиновые фигурки животных.- М.: Эксмо; Донецк СКИФ, 2010.: ил.- (Азбука рукоделия).
Рони Орен «Секреты пластилина» - Москва «Махаон» 2010.
Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
Холостова Е.И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2002.
Шабельникова Е.И., Каминская Е.А. Поделки из пластилина.
Приложение № 1
Памятка для волонтеров по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Во время работы с пластилином или другими материалами для лепки, вы должны обязательно быть рядом с ребёнком, а не только следить за его работой, но и лепить вместе с ним.
Позаботьтесь о рабочем месте. Оно должно быть хорошо освещенным, соответствовать росту ребёнка. Не забудьте постелить на стол клеёнку.
Первым делом вам нужно заинтересовать ребёнка. Не нужно его уговаривать или заставлять насильно, он должен сам захотеть. Для этого начните работать с пластилином сами, и ребенку станет интересно.
Старайтесь, чтобы занятия проходили в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания.
Ободряйте, хвалите ребёнка, поощряйте его к дальнейшим успехам.
Ни при каких условиях, и не под каким предлогом не критикуйте творение ребёнка, особенно в начале его пути, иначе он уверит себя, что всё это бессмысленно, и бросит любые попытки, после чего никакие уговоры не помогут вернуться к лепке.
В процессе занятия не забывайте выполнять пальчиковую гимнастику.