СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к уроку "Бактерии" 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сопровождение к уроку в 5 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий",

можно использовать при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В урок включены метапредметные задания.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский лист»

Исследовательский лист к уроку биологии по теме "Бактерии"

Задание 1. Найди особенность в строении бактерии, которая позволяет легко выжить в неблагополучных условиях

Изучите строение бактерии. Откройте с.40 рассмотрите рисунок 33.

Из каких частей состоит клетка бактерии?

Заполните таблицу используя текст учебника с 40 (Клетка бактерий снаружи покрыта …..)

Часть клетки

Функция

Жгутик, ворсинка


Капсула, клеточная стенка, клеточная мембрана


Цитоплазма

Обмен веществ внутри клетки

Хромосома (красная нить)

Наследственная информация

Задание 2 В переводе с греческого «бактерия» означает «палочка» , Но на самом деле эти организмы бывают очень разнообразными по форме: шаровидными (кокки); в виде цепочки шаров (стрептококки); в виде гроздей из шаров (стафилококки); в виде палочек (бациллы); изогнутыми (вибрионы); в виде спиралей (спириллы)

Рассмотрите рисунки и подпишите название форм изображенных на них бактерий



Задание 3



Найден фрагмент шпаргалки.

Восстановите утраченный текст!







Задание 4 Наши предки понимали, что одним из наиболее эффективных способов сохранение продуктов питания была защита их от различных микроорганизмов, а какой биологический процесс лежит в их основе различных способов сохранения продуктов?





































Задание 5 Экологическая проблема

С жизнедеятельностью некоторых бактерий связано биологическое разрушение многих промышленных материалов (дерево, бумага, картон и др.). А для разложения одноразовых пластиковых пакетов из полиэтилена может потребоваться сотни лет. При попадании в окружающую среду, они засоряют дикую природу, загрязняют реки, озера и океаны. Учитывая повсеместное использование полиэтиленовых пакетов, неэффективная их утилизация представляет собой серьезную угрозу для многочисленных экосистем. Объясните, почему пластиковые пакеты в дикой природе не разрушаются? Чем можно заменить полиэтиленовый пакет в повседневной жизни?



Ответ: __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2


Просмотр содержимого документа
«Урок биологии по теме Бактерии»

Урок биологии по теме "Бактерии" 5-й класс

Предмет

Биология

Класс

5

Тема урока

Бактерии

Цель урока: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала

Строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Размножение бактерий. Образование спор при неблагоприятных условиях. Роль бактерий в природе и в жизни человека.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентация

Оборудование

Исследовательский лист учащегося, натуральные продукты испорченные бактериями. Демонстрационный материал- упаковки от различных продуктов.

Образовательные интернет-ресурсы

drofa.ru 
school-collection.edu.ru








СТРУКТУРА УРОКА



1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

1. Демонстрирует микропрепарат.









2. Задает вопросы:

- Размер бактерий

-Чем меньше тело …..

- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?

- Какие особенности строения бактерий вы заметили?

- С помощью каких методов можно изучать данные организмы?

- К какому царству относят данные организмы?

- Где обитают данные организмы?

- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

- Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?

- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?

3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.


Деятельность учащихся

Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, чем меньше тело, тем быстрее и больше проникает в него веществ из внешней среды, тем быстрее идут процессы жизнедеятельности, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.  Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии.

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию .

Сквозь волшебный прибор Левенгука

На поверхности капли воды

Обнаружила наша наука

Удивительной жизни следы.

Государство смертей и рождений,

Нескончаемой цепи звено,

- В этом мире чудесных творений

Сколь ничтожно и мелко оно!

Но для бездн, где летят метеоры,

Ни большого, ни малого нет,

И равно беспредельны просторы

Для микробов, людей и планет.

Там я звездное чую дыханье,

Слышу речь органических масс

И стремительный шум созиданья,

Столь знакомый любому из нас.

Учитель: Это стихотворение Николай Заболоцкий посвятил мельчайшим живым организмам, обитающим на планете Земля – бактериям.

Деятельность учителя:

1. Демонстрирует презентацию.

2. Задает вопросы:

- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?


Деятельность учащихся

Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.

  Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

3. Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

1. Предлагает учащимся работу по плану исследовательского листа:

 - Какое имеют строение?

- Когда и как размножаются?

- Какие бактерии поселяются?

- Какую имеют форму?

- Приносят пользу или вред? и т.д.

3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Деятельность учащихся

Изучают план действий, высказывают свои мнения, начинают самостоятельную работу.

  

Высказывают предположения.

4. Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

1. контролирует деятельность учащихся


Деятельность учащихся

Работают согласно инструкции в исследовательских листах

Инструкция

1. Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

2. Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунке

3. Найден фрагмент шпаргалки. Восстановите утраченный текст!

4. Способы сохранение продуктов .

Какой биологический процесс лежит в их основе различных способов сохранения продуктов?

5. Экологическая проблема

5. “Открытие нового знания”.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

1. Заслушивает учащихся с результатами работы. Просит назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.

- Вспомните и обсудите ваши действия, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

- Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, на экране составленной ранее.


Деятельность учащихся

Выступление учащихся, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности, составление итоговой схемы (кластера).

6. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.

4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы урока исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом



2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

8. Домашнее задание §9






Просмотр содержимого презентации
«Строение, жизнедеятельность, бактерий»

Царство Бактерии г.Улан-Удэ МАОУ СОШ №49 учитель биологии Перевозникова О.Е.

Царство Бактерии

г.Улан-Удэ

МАОУ СОШ №49

учитель биологии

Перевозникова О.Е.

Размер бактерий Чем меньше тело тем быстрее и больше проникает в него веществ из внешней среды тем быстрее они проникают в любую точку тела тем быстрее идут процессы жизнедеятельности Увеличение в 400 раз  в школьный микроскоп

Размер бактерий

Чем меньше тело

тем быстрее и больше проникает в него веществ из внешней среды

тем быстрее они проникают в любую точку тела

тем быстрее идут процессы жизнедеятельности

Увеличение в 400 раз в школьный микроскоп

Антони ван Левенгук   1676г

Антони ван Левенгук 1676г

Интересные факты Во рту человека около 40 000 бактерий Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет

Интересные факты

Во рту человека около 40 000 бактерий

Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет

Форма бактерий

Форма бактерий

Строение бактериальной клетки

Строение бактериальной клетки

Процессы жизнедеятельности

Процессы жизнедеятельности

  • Движение
  • Дыхание
  • Питание
  • Выделение
  • Размножение
  • Рост
Питание бактерий Способы питания Автотрофный  Гетеротрофный Сапротрофы Паразиты Симбионты

Питание бактерий

Способы питания

Автотрофный

Гетеротрофный

Сапротрофы

Паразиты

Симбионты

Размножение и рост 20 Каждые ….. минут при благоприятных условиях из …… клетки образуется …... 1 2

Размножение и рост

20

  • Каждые ….. минут при благоприятных условиях из …… клетки образуется …...

1

2

Среда обитания  Бактерии обитают всюду    Аэробы – это бактерии, живущие в кислородной среде Анаэробы - это  бактерии, живущие в бескислородной среде

Среда обитания Бактерии обитают всюду

Аэробы – это бактерии, живущие в кислородной среде

Анаэробы - это бактерии, живущие в бескислородной среде

Перенесение неблагоприятных условий тепло холод недостаток влаги кислоты, спирты недостаток пищи Спора - покоящаяся клетка, служит для перенесения неблагоприятных  условий и расселения

Перенесение неблагоприятных условий

  • тепло
  • холод
  • недостаток влаги
  • кислоты, спирты
  • недостаток пищи

Спора - покоящаяся клетка, служит для перенесения неблагоприятных условий

и расселения

Почему бактериям удается жить в условиях, непригодных для других организмов ?    Капсула Оболочка Разные способы дыхания Разные способы питания Споры

Почему бактериям удается жить в условиях, непригодных для других организмов ?

Капсула

Оболочка

Разные способы дыхания

Разные способы питания

Споры

Высушивание Консервирование  сахаром Охлаждение заморозка Способы сохранения продуктов консервирование Соление квашение Вакуумная упаковка

Высушивание

Консервирование

сахаром

Охлаждение

заморозка

Способы сохранения продуктов

консервирование

Соление

квашение

Вакуумная упаковка

Закономерности

Закономерности

  • Гибель бактерий
  • Превращение в споры
  • Замедление процессов жизнедеятельности
Сравните строение клеток растений и бактерий

Сравните строение клеток растений и бактерий

Экологическая проблема

Экологическая проблема

Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 9
  • Дайте оценку рекламе антибактериального мыла. Если у него преимущества перед обычным мылом? Опасно ли оно для здоровья?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!