Предмет | Биология | Класс | 5 |
Тема урока | Бактерии |
Цель урока: формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека. Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии. | Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. | Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. |
Решаемые учебные проблемы | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. |
Основное содержание учебного материала | Строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Размножение бактерий. Образование спор при неблагоприятных условиях. Роль бактерий в природе и в жизни человека. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | презентация |
Оборудование | Исследовательский лист учащегося, натуральные продукты испорченные бактериями. Демонстрационный материал- упаковки от различных продуктов. |
Образовательные интернет-ресурсы | drofa.ru school-collection.edu.ru
|
СТРУКТУРА УРОКА |
1. Актуализация знаний Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. |
Деятельность учителя 1. Демонстрирует микропрепарат.
2. Задает вопросы: - Размер бактерий -Чем меньше тело ….. - Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему? - Какие особенности строения бактерий вы заметили? - С помощью каких методов можно изучать данные организмы? - К какому царству относят данные организмы? - Где обитают данные организмы? - Как называется биологическая наука, изучающая бактерии? - Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата? - Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать? 3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске. | Деятельность учащихся Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, чем меньше тело, тем быстрее и больше проникает в него веществ из внешней среды, тем быстрее идут процессы жизнедеятельности, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии. Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии. |
2 . Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию . Сквозь волшебный прибор Левенгука На поверхности капли воды Обнаружила наша наука Удивительной жизни следы. Государство смертей и рождений, Нескончаемой цепи звено, - В этом мире чудесных творений Сколь ничтожно и мелко оно! Но для бездн, где летят метеоры, Ни большого, ни малого нет, И равно беспредельны просторы Для микробов, людей и планет. Там я звездное чую дыханье, Слышу речь органических масс И стремительный шум созиданья, Столь знакомый любому из нас. Учитель: Это стихотворение Николай Заболоцкий посвятил мельчайшим живым организмам, обитающим на планете Земля – бактериям. |
Деятельность учителя: 1. Демонстрирует презентацию. 2. Задает вопросы: - Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках? - Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке? - Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий? - Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения. - Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение? - Где найти эти знания? | Деятельность учащихся Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей. Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения. |
3. Целеполагание Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. |
Деятельность учителя 1. Предлагает учащимся работу по плану исследовательского листа: - Какое имеют строение? - Когда и как размножаются? - Какие бактерии поселяются? - Какую имеют форму? - Приносят пользу или вред? и т.д. 3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения. | Деятельность учащихся Изучают план действий, высказывают свои мнения, начинают самостоятельную работу. Высказывают предположения. |
4. Планирование Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал |
Деятельность учителя 1. контролирует деятельность учащихся | Деятельность учащихся Работают согласно инструкции в исследовательских листах Инструкция 1. Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. 2. Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунке 3. Найден фрагмент шпаргалки. Восстановите утраченный текст! 4. Способы сохранение продуктов . Какой биологический процесс лежит в их основе различных способов сохранения продуктов? 5. Экологическая проблема |
5. “Открытие нового знания”. Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. |
Деятельность учителя 1. Заслушивает учащихся с результатами работы. Просит назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. 2. Проводит рефлексию деятельности в группах. - Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. - Вспомните и обсудите ваши действия, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. - Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, на экране составленной ранее. | Деятельность учащихся Выступление учащихся, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности, составление итоговой схемы (кластера). |
6. Применение нового знания Цель: применить знания в новой ситуации |
Деятельность учителя Предлагает выполнить задания 1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия. 4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. | Деятельность учащихся Выполняют задание. Отвечают на вопросы урока исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. |
7. Рефлексия Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. |
8. Домашнее задание §9 |
|