Урок 1 сентября 2016 года в 7 классе по теме:
«Моя будущая профессия»
Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.
Эпиграфы:
«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)
«Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия»
(Стендаль)
Ход урока
Вводное слово учителя
Вот и закончились летние каникулы. Наступила осень. И мы опять стоим на пороге нового учебного года. Из года в год 1 сентября наша школа приветливо открывает нам свои двери. По всей России дети сегодня пришли в школу. А вы знаете, что норвежские школьники пошли в школу уже 1 августа, а индийские дети - 1 апреля.
…
Чтобы узнать тему сегодняшнего разговора, предлагаю послушать аудиофрагмент
- О чём мы будем говорить?
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -даже старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для тог чтобы сделать выбор на жизненном пути?
Прослушивание притчи. (слайд 2, учитель читает по конспекту притчу, фон – музыка Эннио Морриконе)
Пять мудрецов заблудились в лесу. Первый сказал:
- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.
Второй сказал:
- Я пойду вправо – потому что «право» от слова «прав».
Третий сказал:
- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.
Четвертый сказал:
- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.
Пятый сказал:
- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись в разные стороны. Сверху он увидел, где самый короткий путь и насколько быстро доберутся до края леса другие мудрецы. Он понял, что сделал все правильно, а другие нет. Они были упрямы, не послушали его. Он был настоящим Мудрецом!..
Но он ошибался. Все поступили правильно.
Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу, научился выживать в лесу и мог научить этому других.
Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они ограбили его и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках человечность и сострадание.
Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая помогла другим не заблудиться в лесу.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в новых местах и открыл для людей удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по решению проблем в короткие сроки.
Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.
- Чему учит нас эта притча?
Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
I.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Диагностика
МЕТОДИКА «ТИП МЫШЛЕНИЯ»
Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышлений. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет •— минус.
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
6. Я люблю играть в шахматы.
7. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
8. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
9. Мне нравится все делать своими руками.
10. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.
11. Я придаю большое значение сказанному слову.
12. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
13. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
14. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
15. Мне интересна работа ведущего теле- и радиопрограмм, журналиста.
16.Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
17. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
18. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
19. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
20 .Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
21. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
22. Я понимаю красоту математических формул.
23. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
24. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
25. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
26. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
27. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
28. Я понимаю красоту природы и искусства.
29. Мне нравится работа, требующая физической активности.
30. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
31. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
32. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 | 25 | 29 | П-Д |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 | 26 | 30 | А-С |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 | 27 | 31 | С-Л |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | Н-О |
1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Изучите список востребованных профессий
ТОП- 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего специального образования
Автомеханик Администратор баз данных Графический дизайнер Косметолог Лаборант химического анализа Мастер декоративных работ Мастер столярно-плотницких работ Метролог Мехатроник Мобильный робототехник Наладчик-ремонтник промышленного оборудования Оператор беспилотных летательных аппаратов Оператор станков с программным управлением Оптик-механик Парикмахер Плиточник-облицовщик Повар-кондитер Программист Разработчик Web и мультимедийных приложений Сантехник Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам) Сварщик Сетевой и системный администратор Слесарь Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям) Специалист по аддитивным технологиям Специалист по гостеприимству Специалист по информационным ресурсам | Специалист по информационным системам Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист) Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей Специалист по обслуживанию телекоммуникаций Специалист по ремонту и обслуживанию авиатехники Специалист по тестированию в области информационных технологий Специалист по техническому контролю качества продукции Специалист по технологии машиностроения Специалист по холодильно-вентиляционной технике Техник авиационных двигателей Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам Техник по защите информации Техник по композитным материалам Техник по обслуживанию роботизированного производства Техник-конструктор Техник-механик в сельском хозяйстве Техник-полиграфист Технический писатель Токарь-универсал Фрезеровщик-универсал Электромонтажник |
Игра «Самопрезентация»
Инструкция: Вы участвуете в конкурсе на интересную престижную и высокооплачиваемую работу. Вам нужно осуществить самопрезентацию. Каждый пишет о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать работодателя. Затем все по очереди зачитывают свою «саморекламу», а группа помогает, добавляя то, что участник пропустил, т.е. идет редактирование объявлений, дополнение психологических портретов членов группы.
Игра «Пословицы»
Дети вытягивают карточки, на которых написана часть пословицы.
Задание: соединить карточки так, чтобы получилась известная пословица или поговорка о профессиях или о труде.
Примеры:
Без топора – не плотник, | Без иголки – не портной. |
Какова пряха, | Такова на ней рубаха. |
Мастером нельзя родиться, | Мастерству надо учиться. |
Труд человека кормит, | А лень портит. |
Долог день до вечера, | Коли делать нечего. |
За много дел не берись, | А в одном отличись. |
Маленькое дело лучше | Большого безделья. |
Не тот хорош, кто лицом пригож, | А тот хорош, кто на дело гож. |
«Самая- самая…» называем профессию.
самая зелёная профессия (садовник, лесник)
самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
самая волосатая (парикмахер)
самая денежная (банкир, профессиональные спортсмены, модель)
самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
самая смешная (клоун)
самая умная (учёный, профессор)
самая белая (врач)
самая зубастая (стоматолог)
самая начитанная (библиотекарь)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель)
самая серьезная ( сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик)
Викторина «Кто по профессии» (если хватит времени)
Кем был по профессии Стекляшкин в сказке “Незнайка на Луне”? (Астрономом).
Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке “Кот в сапогах”? (Мельник)
Кем по профессии были герои мультфильма Чип и Дейл? (Спасатели)
Кем по профессии был Вакула из повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”? (Кузнецом)
Кем по профессии был Юрий Деточкин – похититель автомобилей в фильме “Берегись автомобиля”? (Страховой агент)
Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)
Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”? (Столяр)
Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером)
Кем по профессии был герой киноленты “Белое солнце пустыни” Верещагин, исполнивший в фильме песню “Ваше благородие…”? (Таможенником)
Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек)
А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической и музыкальной ноте
Прослушивание песни группы Непоседы
Стих «Тропинка»
Саматова Л.С.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
ЧТО ГОД УЧЕБНЫЙ ВАМ ПРОРОЧИТ
1. Хронические недосыпания.
2. Непредвиденные вызовы родителей в школу.
3. Временную амнезию во время ответов у доски.
4. Циклические (в конце каждого триместра) припадки любви к школьным учителям.
5. Быть героем школьных историй.
6. Славу победителя в школьном кроссе.
7. Звание мастера поедания пиццы в столовой
ЧЕГО СТОИТ ОПАСАТЬСЯ В НАСТУПИВШЕМ УЧЕБНОМ ГОДУ
1. Своего острого языка.
2. Перемен в личной жизни, которые произойдут на большой перемене.
3. Слишком активного пользования Интернетом, что может сказаться на успеваемости
4. Потерять учебник по геометрии.
5. Приводящего в восторг ощущения свободного полета при своем падении в глазах учителя биологии.
6. Однажды весной прийти в школу без брюк и не заметить этого.
ЧТО О ВАС ГОВОРЯТ УЧИТЕЛЯ
1. Вы - яркая незаурядная личность.
2. Величайший из лодырей всех лет и классов.
3. Лучше бы вам этого не знать.
4. Для этого класса вы слишком интеллигентны.
5. Слишком много болтает.
6. Бывают ученики сложнее, но редко.
7.Любитель поспать и опоздать на первый урок.
ЧТО О ТЕБЕ ДУМАЮТ ОДНОКЛАССНИКИ
1. Мы за тобой, как за каменной стеной.
2. Нам не жить друг без друга.
3. Тебя очень любят
4. Да ты красавчик (красотка)
5. Будь чуть-чуть добрее к людям.
6. С тобой можно идти в разведку.
Вопрос-ответ
Весёлые вопросы:
Пишешь ли ты стихи, сидя в ванной?
Ты смог бы сыграть в театре роль шкафа для посуды?
Страдаешь ли ты манией величия?
Ты можешь наловить рыбы в ванной?
Часто ли ты разговариваешь со своей собакой?
Любишь ли ты прятаться в холодильнике?
Когда зацветает сирень, хочется ли тебе превратиться в пчёлку?
Надеваешь ли ты каску, когда смотришь телевизор?
Ты часто носишь на голове ведро?
Часто ли ты по ночам грызёшь батарею?
Ты смог бы нарисовать губной помадой страуса на зеркале?
Ты часто сидишь на крыше?
Часто ли ты ездишь в транспорте зайцем?
В прекрасную лунную ночь к тебе прилетают инопланетяне?
Ты часто разговариваешь во сне?
Не ты ли съел всё варенье из буфета?
Весёлые ответы:
Да, это одно из самых удивительных качеств моего характера.
Как вы могли подумать, я же не идиот!
Нет, я только люблю спать на подоконнике.
Откуда вы знаете? Я же никому об этом не рассказываю.
Нет! Чтобы такого не произошло, питаюсь кактусами.
Это позволено только мне и Наполеону!
У меня просто нет на это времени!
Нет, но иногда я сплю в памперсах.
Конечно, да! И всё это благодаря непрерывным тренировкам.
Нет, но иногда мне этого так сильно хочется!
У меня это не очень хорошо получается, а вот мой сосед справа в этом профессионал!
Иногда я так сильно хочу этого, что даже уши мёрзнут.
Нет. Боюсь, что от этого у меня все волосы вылезут.
А ещё я крестиком вышивать умею.
Не променяю этого и на десять кило конфет.
Неплохая идея! Нужно попробовать