СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа тема: «Что такое толерантность?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка рекомендована для проведения классного часа с целью формирования толерантного общения. Знакомит учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность". Благодаря упражнениям создается благоприятный психологический климат в коллективе, способствующий приобретению опыта совместной работы. В ходе проведения классного часа используются активные методы обучения : мозговой штурм, физкультминутки,

Мероприятие создает условия для формирования у учащихся здоровье сберегающих компетенций. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа тема: «Что такое толерантность?»»

Министерство образования и молодежной политики

Чувашской Республики

Канашский строительный техникум







Методическая разработка

классного часа

тема: «Что такое толерантность?»






Разработала

мастер п\о

Семенова Любовь Алексеевна








Аннотация: разработка рекомендована для проведения классного часа с целью формирования толерантного общения. Знакомит учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность". Благодаря упражнениям создается благоприятный психологический климат в коллективе, способствующий приобретению опыта совместной работы. В ходе проведения классного часа используются активные методы обучения : мозговой штурм, физкультминутки,

Мероприятие создает условия для формирования у учащихся здоровье сберегающих компетенций.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.)

















План

Обучающая цель:

-познакомить обучающихся с понятием «толерантность»,

-дать представление о толерантности, отношении человека к окружающим людям;

-выявить основные черты толерантности;

-сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Развивающая цель:

-продолжить формирование толерантного отношения обучающихся между собой;

-способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

- развивать у обучающихся терпимость к различиям между людьми.

Воспитывающая цель:

-воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

-воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.

Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедиа,

Методы обучения: мозговой штурм, беседа, командная дискуссия, групповая дискуссия.

Вид: проблемно-деятельная игра

Тип: комбинированный


Эпиграф (на доске): «Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди."

Б.Шоу

Ход классного часа:

Деятельность мастера п/о

Деятельность обучающегося

Организационный этап

- Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о понятии «толерантность». Наша сегодняшняя встреча приурочена международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.


Внимательно слушают, настраиваются на работу.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.


Этап актуализации знаний

Мозговой штурм:

- А вы знаете, что такое толерантность?

- Какого человека называют толерантным?

Что же такое толерантность?

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде цветка Давайте изобразим ваши ответы в виде лепестков


Ответы обучающихся.

Этап усвоения новых знаний

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному. Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара....


.

Ученики оформляют таблицу

Перевод на русский язык

английский

Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

французский

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

китайский

Проявление великодушия в отношении других

арабский

Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

персидский

Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению


Перед вами Цветок толерантности. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка.

Чем они отличаются? Что общего между ними?

Какие бы вы добавили лепестки?.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: — повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Необходимое время: 5 минут.

.






Слушают и выполняют задание



Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис'» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Мини – рефлексия:

Какой вывод мы должны сделать по теме классного часа.












Делают вывод:

Толерантный человек - это человек, хорошо знающего себя, комфортно чувствующий себя в окружающей среде, понимающий других людей и готовый всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.


Этап закрепления новых знаний и способов действий

Составить с учащимися правила толерантного общения.










Упражнение: «Эмблема толерантности»

Цели:

- продолжение работы с определениями толерантности;

- развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне.

Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны — участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Заключительный этап упражнения — презентация эмблем каждой подгруппы.

Упражнение «Пантомима толерантности»









Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.



Каждый обучающийся

самостоятельно должен нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5—7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по кабинету). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе.




Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение— 3—5 мин.).















Все участники разбиваются на подгруппы по 5 человек. Каждая подгруппа получает из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. На подготовку пантомимы— 5 мин.

Этап подведения итогов

- Молодцы ребята, сегодня на классном часе были активными участниками подведем итоги:

«Ответьте на вопросы:

  1. Как воспитать в себе и в других терпимость к людям иных национальностей?

  2. Что может сделать каждый из вас для решения этой проблемы?

Рекомендации записываются на доске.

3. Какой вывод вы сделали в ходе мероприятия?

4. Правильно, понятие «толерантность» применяется не только по национальному признаку, но и по религиозному, политическому, к людям с другим мировоззрением.





- Нужно относится к людям с пониманием, изучать традиции других народов, культуру родного края, свой родной язык ит.д.

Нужно быть толерантным.

Этап рефлексии

- Прежде чем завершить классный час, мне бы хотелось узнать чему вы научились. Закончите предложения:

Я знаю, ……

Я научился, …..


- В заключение хочу вам прочитать Молитву о встрече:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.




Я знаю, что такое толерантность.

Я научился быть толерантным человеком.



Литература.

1. Аверзаев И. И. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И. И. Аверзаев // Воспитание школьников. – 2010. № 7. – С.64- 66.

2 .Гаврилова Е. Проблемы толерантности и пути их решения в школьном пространстве / Е. Гаврилова // Социальная педагогика.- 2010 № 1 – С. 45- 49.

3. Куценко Е. Пойми меня: Опыт сочувствия / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. - № 9 – С. 41-42.





6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!