ГБОУ СПО «Починковский сельскохозяйственный техникум»
Методическая разработка раздела учебной программы
по физической культуре
Тема: «Баскетбол»
Работу подготовил:
преподаватель физической культуры
Арихин Дмитрий Евгеньевич
с. Починки
2016 год.
Пояснительная записка.
Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм обучающихся всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами, - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.
Цели:
Задачи:
Познавательные:
познакомить с правилами техники безопасности;
познакомить обучающихся с историей баскетбола;
обучить технике передвижений, поворотов и стоек;
обучить технике ловли, передачи, ведения и бросков мяча;
обучить индивидуальной технике защиты и тактике игры.
Развивающие:
Воспитательные:
воспитать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений обучающихся, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельность, но и деятельность обучающихся на уроке. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные физические и психологические возможности своих воспитанников. Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено активным формам и методам обучения. Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Обучающийся должен знать:
- меры безопасности и предупреждение травм при занятиях баскетболом
- основные технические элементы игры, индивидуальные тактические действия, основные правила игры.
Обучающийся должен уметь:
- играть в баскетбол по упрощенным правилам
- выполнить учебные нормативы.
Методы и формы организации деятельности обучающихся.
Основными формами учебного процесса являются:
теоретические и практические групповые занятия;
соревнования;
учебные, тренировочные и товарищеские игры;
педагогическое тестирование;
самостоятельное изучение программного материала (домашние задания).
Основные методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.
Структура урока
В настоящее время в системе физического воспитания за основу построения урока принято разделение его на три главные части: вводную (подготовительную), основную и заключительную.
Подготовительная часть урока играет вспомогательную роль и служит созданию необходимых предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Характерными задачами, которые решает педагог в этой части, являются: а) начальная организация занимающихся, овладение их вниманием, ознакомление их с предстоящей работой и создание необходимой для ее успеха психологической установки; б) постепенная функциональная подготовка организма к повышенным нагрузкам и изменение его физического состояния («разогревание»); в) создание благоприятного эмоционального состояния.
Основная часть урока служит непосредственному решению всех предусмотренных программами и планами текущей работы образовательных, воспитательных и гигиенических (оздоровительных) задач физического воспитания.
Заключительная часть урока предназначена для завершения работы, приведения организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, а также создания в возможной мере установки на эту деятельность.
Формы контроля.
Формой контроля освоения основных элементов баскетбола является педагогическое тестирование, которое проводится в конце изучения раздела
Используются следующие тестовые упражнения:
бросок одной сверху в движении (кол-во попаданий из 10 попыток)
передачи мяча передача мяча в стену за 30 сек. ,кол-во раз;
ведение «восьмерка» (обводка трех кругов), сек.
Календарно-тематическое планирование
по разделу Баскетбол 141 группа (18 ч)
Учебник: Физическая культура: учеб. для учащихся 10-11кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха.- М. : Просвещение, 2006.-237с.
Программа: Физическая культура: Образовательная программа для Ф48 учащихся начального и среднего профессионального образования.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.-60 с. Под редакцией докт. пед. наук, профессора В.Т. Чичикина
№ урока | Тема урока |
32 | Урок №32. 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.1 Перемещения. Стойки баскетболиста. Техника безопасности на уроках баскетбола. |
33 | Урок №33 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.1 Перемещения. Стойки баскетболиста.
|
34 | Урок №34 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.2 Передачи мяча с места и в движении. |
35 | Урок №35 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.2 Передачи мяча с места и в движении (закрепить навыки пройденного материала в эстафетах). |
36 | Урок №36 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.3 Остановки |
37 | Урок №37 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.4 Ведение мяча. |
38 | Урок №38 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.4 Ведение мяча. |
39 | Урок №39 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.5 Броски мяча в корзину. |
40 | Урок №40 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.5 Броски мяча в корзину. |
41 | Урок №41 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.6 Тактика игры в нападении. |
42 | Урок №42 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.6 Тактика игры в нападении. |
43 | Урок №43 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.7 Тактика игры в защите;
|
44 | Урок №44 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.7 Тактика игры в защите;
|
45 | Урок №45 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.8 Учебные игры |
46 | Урок №46 1. Способы двигательной деятельности Тема 1.8 Учебные игры |
47 | Урок №47 1.Способы двигательной деятельности 2. Специальные подготовительные упражнения |
48 | Урок №48 1.Способы двигательной деятельности 2. Специальные подготовительные упражнения |
49 | Урок №49 3.Учебные нормативы |
Конспект урока № 35
по физической культуре
для обучающихся НПО 1 курс
преподавателя физической культуры
ГБОУ СПО «Починковский сельскохозяйственный техникум»
с. Починки, Нижегородской области
Арихина Дмитрия Евгеньевича
Тема урока: Передача мяча с места и в движении
Цели урока: развитие скоростно-силовых способностей, быстроты, игрового мышления.
Задачи урока:
1. Совершенствование навыков передачи мяча с места и в движении;
Закрепить навыки пройденного материала в эстафетах;
2. Содействовать воспитанию организованности в групповых действиях и самостоятельности принятия игровых решений;
3. Содействовать развитию внимания, игровой ловкости, быстроты реакции.
Тип урока: изучение пройденного материала
Метод проведения: индивидуальный, поточный, фронтальный, игровой;
Место проведения: спортивный зал 24 х 12 м:
Инвентарь: баскетбольные мячи на двоих, свисток.
Часть урока. | Содержание | Дозировка | Организационно- методические указания |
1 П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Я Ч А С Т Ь 10-12 Мин. | 1. Построение, сдача рапорта 2. Сообщение задач 3. Строевые упражнения 4. Общеразвивающие упражнения в движении 1). И.П. руки на пояс, наклоны головы на каждый шаг влево, вправо, вперёд, назад 2) круговые движения головы влево, вправо 3). И.П. руки к плечам: 1-4 круговые движения рук вперёд 1-4 то же назад 4). И.П. руки к плечам: - поочерёдное круговое движение согнутых рук вперёд 5) Наклоны туловища вперёд, руки вниз, на каждый шаг. 6) Выпады « пружинистым шагом» поочерёдно левой, правой ногой лицом вперёд, правым боком, левым боком 7) Прыжки на двух ногах 8) Бег равномерный, медленный: 1)лицом 2) спиной вперёд 3) приставными шагами Перестроение к основной части урока -группа шагом марш, лев, лев, 1,2,3 на месте стой 1,2. Нале-во, на 1,2 расчи-тайсь. Первые номера на месте вторые 6 шагов вперед шагом марш, 1,2,3,4,5,6, кру-гом, | 4мин 8 мин | Группа в одну шеренгу становись, равняйсь, смирно. Дежурному сдать рапорт. Здравствуйте ребята. На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать передачу мяча с места и в движении. Нале-во, кру-гом. В обход налево шагом марш. Лев, лев 1,2,3. Набрать дистанцию. Наклоны на каждый шаг. Не торопимся во время выполнения упражнения. Руки прямые, амплитуда вращения шире. Спина прямая. Короче шаг. Ноги в коленях не сгибать. Выпады глубже. Прыгаем выше. Ученики бегут в колоне, соблюдая дистанцию с изменением направления. Обратить внимание на постановку стоп. Бег спиной: с носка ставится стопа. Раздача мячей. Мячи у первых номеров. Мячи взять в руки, мячами не стучать. |
2 О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь 20-25 мин | 1. Упражнения с мячом 1.1) И.п – стойка баскетболиста, держать мяч двумя руками на уровне груди; Выполнение - передача двумя руками от груди; - передача мяча с отскоком от пола; - передача мяча из-за головы; 1.2) По команде преподавателя сомкнуться до указанного ориентира в 2 колонны 1.3) В движении по залу до указанного ориентира и обратно, передача мяча от груди двумя руками - то же самое в движении с отскоком от пола - в движении по залу до указанного ориентира и обратно передача мяча из-за головы двумя руками - в движении по залу до указанного ориентира и обратно, чередование 3-х способов передачи мяча - движение по залу с изменением направления до указанного ориентира с передачей мяча изученными способами 1.4) одна колонна по команде переходит на противоположную сторону зала в этой колонне мячи у каждого обучающегося -двигаясь навстречу друг другу, передают мяч от груди двумя руками встречному игроку и ускоряются к противоположной колонне и встают в конец колонны - то же самое, но с отскоком от пола - то же, но передача из-за головы двумя руками 1.5) По команде преподавателя группа делится на 2-3 команды (в зависимости от количества учащихся) и становится за лицевую линию 1 эстафета 1 член команды стоит с баскетбольным мячом в руках и по сигналу начинает передавать его назад через правый бок двумя руками, следующий передает через левый и т.д. 2 эстафета Для каждой команды на ее пути кладутся 3-4 обруча по количеству участников, в первый кладется баскетбольный мяч. Перестроение к заключительной части урока. Убираем мячи. Построение в одну шеренгу. | 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз 30 сек 2-3 раза 2-3 раза 2-3 раза 2-3 раза 2-3 раза 30сек 2-3 раза 2-3 раза 2-3 раза 1 мин 5-6 мин 5-6 мин 30 сек | Продемонстрировать лично. Указать на возможные ошибки и подсказать наилучшие способы их устранения. Кисти не разводить. Упражнение выполнять из стойки баскетболиста. Обращать внимание на возможные ошибки (обратить внимание на работу ног при передаче с места, правильную работу рук, не сильно разводить локти при передаче). Обязательно указывать на основные ошибки индивидуально и коллективу. Следить за правильным держанием мяча. Стараться держать дистанцию не сближаясь друг с другом. Темп максимальный. Стараться не уронить мяч, сделать точную передачу. Командам построится в колонну за капитанами. Когда мяч доходит до последнего, он бежит и в стает в начало колонны. Таким образом, команды должны дойти до линии. Команда первой, наступившая на линию, считается победителем. По сигналу первый участник бежит до противоположной лицевой линии, минуя все обручи. Добежав до лицевой линии, поднимает руку (что является сигналом для старта 2-го участника ) он бежит до 3-го обруча и становится в него и т.д. последний бежит до первого обруча, берет мяч и делает передачу ближнему партнеру тот дальше и т.д. последний ловит и делает передачи в стену и передает мяч в обратном направлении. Выигравшей считается команда первой вернувшейся в первоначальное положение. Следить за слаженными командными действиями. Убрать мячи. В одну шеренгу становись. |
3 З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь 4-5 мин | 1. Построение, подведение итогов урока, оценки за выполнение упражнений. | 4-5 мин | Отметить наиболее отличившихся. |
Учебные нормативы по технике для первого года обучения
Контрольные упражнения | Оценка |
юноши | девушки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
Бросок одной рукой сверху в движении (кол-во попаданий из 10 попыток) | 5 | 4 | 2 | 4 | 3 | 2 |
Передача мяча в стену за 30 секунды, кол-во раз | 22 | 20 | 19 | 20 | 19 | 18 |
Ведение «восьмерка» (обводка трех кругов), сек. | 12,5 | 14,0 | 16,05 | 17,0 | 19,0 | 22,0 |
Результаты педагогического тестирования обучающихся первого курса

Как мы можем видеть на диаграмме, педагогическое тестирование большинство обучающихся сдали на «отлично». Из 26 человек обучающихся данной группы, при выполнении броска одной рукой сверху в движении только 3 сдали данный норматив на удовлетворительно, 8 на хорошо и 15 сдали норматив на отлично; передачи мяча в стену за 30 секунд 2 сдали на удовлетворительно, 6 на хорошо и 18 сдали норматив на отлично; ведение мяча «восьмерка» 1 сдал удовлетворительно, 4 хорошо и 21 отлично.
Список литературы
Анищенко В. С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учеб. пособие.-М.: Изд-во РУДН, 2001
Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 2008. — 208 с.
Богданов Г. П. Школьникам — здоровый образ жизни: Внеуроч. занятия с учащимися по физ. культуре / Богданов Г. П. — М.: Физкультура и спорт, 2008. — 189 с.
Грезнева О. Ю. Педагогическая валеология. Основные понятия. – Липецк, 2009, с.250.
Зайцев Г. К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования. – СПб., 2005. – 54с.
Захаревич Н. Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности: Дисс…к. п.н. – СПб., 2008. – 125с.
Здоровый образ жизни/Сост.:Р. И.Галкина, А.И. Краснова, Ф.М. Ким. — СПб.: Русь, 2007. — 140с.
Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края. / Под ред. Г. М. Соловьева. – Ставрополь: Сервисшкола, 2008, 496с.
Лубышева Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 11-14.
Физическая культура: учеб. для учащихся 10-11кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха.- М. : Просвещение, 2006.-237с.
Физическая культура: Образовательная программа для Ф48 учащихся начального и среднего профессионального образования.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.-60 с. Под редакцией докт. пед. наук, профессора В.Т. Чичикина.
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2009