СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по изучению интервалов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя разработка - конспект урока по изучению интервалов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по изучению интервалов»

МБОУ ДОД «Комсомольская детская музыкальная школа»










Методическое сообщение

(из опыта работы)

на тему:

«Изучение интервалов,

как первый шаг к импровизации»








Подготовила: Смирнова С. В.



Из опыта работы.


Тема: «Изучение интервалов, как первый шаг к импровизации»



Латинское слово «импровизация» означает «неожиданно», «без подготовки». Импровизация – это сочинение музыки прямо во время исполнения. Она зародилась в глубокой древности: в играх, представлениях скоморохов, фокусников, ярмарочных артистов-лицедеев. Сюжеты, слова, трюки, движения изобретались ими по ходу выступления. Народные музыканты импровизировали песни, поэты-сказители создавали сказки, в поэтической форме пересказывали народные предания. Во времена И.-С. Баха импровизировать умели практически все. Обучение импровизации считалось высшей целью клавирного искусства. Позже, в 19 веке, в сочинении музыки стало цениться все тщательно продуманное.

На уроках по сольфеджио я не ставлю задачу научить всех импровизации. Но какие-то элементы, способные пробудить в ребенке моменты творчества, я стараюсь вводить. В педагогической теории и практике разработаны различные приемы, способствующие ученической цели на уроке. К числу таких приемов относятся: проблемный вопрос, практическое задание, учебное задание, проблемное задание, творческое задание.

Проблемный вопрос – тот, который вызывает интеллектуальные затруднения у учащихся, поскольку ответ на них не содержится ни в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Учитель должен четко видеть отличия между сложным вопросом и проблемным вопросом. Можно выделить три основных требования к проблеме.

1) Вопрос должен иметь логическую связь с ранее усвоенными понятиями.

2) Содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного.

3) Вызывать чувство удивления.

Задания, используемые учителем, должны быть познавательными. Такие задания являются открытыми для обсуждения. Действия учащихся направлены на поиск неизвестного.

Уже в 1 классе я стараюсь ввести детей в образ слушания и анализа звучания интервалов. Они еще не знают об этом, но образное содержание уже присутствует. Мы разыгрываем сказку «Теремок» (мелодически после каждого героя). Заранее определяем его характер, интонации. Дети с удовольствием ищут регистры, интонации, пробуют на клавишах мелодические обороты. Когда основные интонации найдены, я предлагаю детям придумать другую сказку. Пример одной из них. «Сказка утреннего настроения».

Рано утром проснулся колокольчик в утренней росе (большая секунда). Сладко потягиваясь, он раскрыл лепестки и запел своим серебряным голосочком веселую песенку (б. 2 – мелодический вид). В это время с дерева прыгнула недовольная клякса (малая секунда) и возмущенно потребовала замолчать (м. 2 в мелодическом виде). Рядом распустилась розочка (большая терция) и залюбовалась красивой бабочкой, которая порхала с цветка на цветок (м. 3 – мелодический вид). Где-то далеко проснулся петушок, и прокричал доброе утро всем (чистая кварта). Его звонкий голос разбудил медвежонка, спящего на опушке леса (чистая квинта в нижнем регистре). Медвежонок потянулся и посмотрел на свою подружку елку (большая секста), которая стояла недалеко и тихо помахивала своими пушистыми лапами, приветствуя наступление нового дня.

Для активизации работы на уроке, в момент разминки-повторения предлагаю поимпровизировать на стихотворные четверостишья. Например:


Прима: Радуга-дуга

Не давай дождя

Давай солнышко

Колоколнышко.


Секунда: Веселая лягушка

Жила в одной реке

Вверх дном ее избушка

Стояла бре-ке-ке.


Секунда (мелодическая)

Плачет, плачет

Мама-мышка

Убежал ее сынишка


Терция Солнце скрылось за горою

Не шумят дубы листвой.

Спят цветы, и травы спят

Зайцы тоже спать хотят


Кварты На парад, на парад

На парад идет отряд


Квинта с – д; д – с обезьянки

Кувыркаются


Тритон Леший, кикимора

Ходят повсюду

Ищут кого-то

К себе заманить.


В таких заданиях неизвестен результат, к которому могут прийти учащиеся после выполнения определенных действий. Цель этих заданий – создать, сделать, воспроизвести что-либо через практические действия. Они направлены на поиск путей, способов получения результата. Цель – пробудить у детей потребность научиться, освоить, совершенствовать.

Я считаю, что такие задания активизируют творческое мышление учащихся. Задания являются принципиально выполнимыми для детей вне зависимости от степени сложности. Их выполнение не ограничено рамками поиска. Требованием выполнения таких заданий является оригинальность результата и его убедительность. Для составления заданий у каждого педагога есть свои наработки, но главное они должны быть актуальны, представлять интерес для учащихся, давать толчок для развития способностей.

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!