Тема:Прощание с азбукой.
Форма проведения: урок-праздник.
Цель: систематизация знаний о буквах и звуках.
Задачи: - формировать интерес к урокам чтения, развивать речь, мыслительные операции, творческие способности детей.
- воспитывать умение слушать друг друга.
- систематизировать знания о буквах и звуках.
Ход мероприятия.
Учитель.
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда.
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Учитель: Это сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а раньше, много-много лет назад у детей не было ни букваря, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку. И называлась она тогда кириллица. Шло время, кириллица менялась и появилась первая учебная книга для детей «Азбука».
Азбука – это старшая сестра Букваря.
Азбука:
- Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я-Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Ведущий:
-Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем
показать ,чему научились. Будь нашей гостьей.
Азбука:
-Спасибо за приглашение.
Ученик:
-Азбука, почему тебя так назвали?
Азбука:
- Всё очень просто.Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше букву А называли-аз, букву Б- буки, в- веди. Так и получилось моё название от двух первых букв алфавита Аз и Буки- Азбука. ( садится)
1-й ученик.
Ежедневно по утрам
заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
А учитель учит нас.
2-й ученик.
Ель, топор, лопата, руки
В каждом слове слышим (хором – звуки)
Звуки эти разные –
Гласные, согласные
3-й ученик.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать.
И в колыбельных сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
4-й ученик.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5-й ученик.
Мы знаем буквы, знаем слоги…
Умеем говорить, считать…
И постоянно, понемногу.
(хором) Мы научились все читать.
- Сегодня мы должны проститься с Азбукой и познакомиться с новыми книгами, подружиться с ними. Для этого мы с вами совершим путешествие из г. АЗБУКИ в г. КНИЖИНСК. На пути нас ждёт много препятствий, заданий, трудностей. Мы с вами их преодолеем.
- Первая станция на нашем пути это ЗНАЙКИНО
- Мы расскажем нашим гостям, что знаем. (Дети читают стихи)
6-й ученик. Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В наш самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб новой формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
7-й ученик. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
И учительница наша
Начинала с «Азбуки».
И директор наш, ребята,
С «Азбукой» ходил когда-то.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
8 ученик Девочка-первоклассница с азбукой
С тобою, «Азбука», я в первый раз
Пришла в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбила,
Я в ней все буквы изучила,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!».
9 ученик Мальчик – первоклассник .
Как хорошо уметь читать –
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай еще страницу!».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
- Отправляемся на станцию БУКОВКИНО
-Посмотрим, как вы знаете хорошо буквы. Отгадайте, о какой букве я читаю стихотворение.
1 Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три.
А какая буква? (И)
2 Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
Но начинает алфавит. (А)
3 Отвечайте, кто знаток:
Это, что за молоток. (Т)
4 Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
(С)
5 На эту букву посмотри
Она совсем как цифра три. ( З)
6. Палочка и палочка
Посередине галочка. ( М)
7. Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой смотри-ка что случилось:
Получилась буква …. (Ю)
Остановка « Учебная»
А теперь попробуйте в стихотворении, которое я прочту, отыскать буквы, которые стоят не на своём месте.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
И едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой,
Двери гонятся за мной!» (Звери)
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу)
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке. (Маки)
У печки с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу. (У речки)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (На коне)
Загремел весенний гном,
Тучи на небе кругом. (Гром)
С утра у речки дед босой
Траву косил стальной козой(Косой)
Чёлочка в лесу растёт,
Зеленеет круглый год. (Ёлочка)
Липы не найдут зайчат –
Спрятались они, молчат. (Лисы)
Нарушая тишину,
Воют вилки на Луну. (Волки)
Латы чудесные у барсука!
Будет барсучья нора глубока! (Лапы)
Пышка любит грызть зерно –
Очень вкусное оно! (Мышки)
Остановка 4-я. «Сказочная».
А теперь наш путь – в сказку.
1. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. («Лиса и журавль».)
2. Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка».)
3. – Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто? («Теремок».)
4. – Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь».)
5. А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт». («Волк и лиса».)
6. Зашёл Иван-Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. («Царевна-лягушка».)
7. Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят».)
-Вы правильно назвали сказки. Попробуйте так же правильно назвать героев сказок. Я буду говорить первую часть имени, а вы называйте вторую.
Кощей…бессмертный
Василиса…Прекрасная
Братец…Иванушка
Сестрица…Алёнушка
Змей…Горыныч
Баба…Яга
Мальчик…с пальчик
Финист…Ясный сокол
Крошечка…Хаврошечка
- И эта станция оказалась позади. Мы отправляемся дальше.
Остановка 5-я. «Лесная».
Вот мы добрались до следующей станции. Здесь нас ожидает ёжик. Ему нужна наша помощь.
Под ольхой в тени ветвей
Серый ёж созвал гостей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите их собрать!
Мед ка
Бар тел
Дя ведь
Бел са
Ли яц
За сук
(Медведь, барсук, дятел, белка, лиса, заяц.)
- Мы прошли весь путь. Справились со всеми трудностями и достигли конца нашего путешествия. Мы прибыли в город КНИЖИНСК.
10 Ученица. Раньше Карлсон и Мальвина,
Айболит и Буратино
Приглашали нас играть,
А теперь зовут читать!
Через сказку и игру
Книги учат детвору.
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
Беру я «Азбуку» в последний раз!
Несу ее в просторный класс!
И ценной книге говорю:
– Благодарю!
Ты книга первая моя!
Теперь читать умею я!
На свете много книжек есть,
Все книжки я могу прочесть.
Все вместе. До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша «Азбука» читать научит
Тех, кто в первый класс придет.
УЧИТЕЛЬ:
-Нам пришло время прощаться с АЗБУКОЙ.
Азбука:
- Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник поазал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет новая книга. Это книга- литературное чтение.
( входит литературное чтение)
Литературное чтение:
- Я знаю, ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид опрятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни.
Где взял меня, туда верни.
Запомни- я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Азбука:
- До свидания! Счастливого пути! ( уходит)
Ведущий :
- Ну, что, ребята, дальше по дороге знаний вас поведёт книга- Литературное чтение. Она научит нас быть смелыми, добрыми, честными.Успехов вам в учёбе!
Вы прочли азбуку до корки,
Вам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий труд ,
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю-удостоверения!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Вы прочтёте любые книжки.
Вручение удостоверений первоклассникам.
Песня « Учат в школе»