СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Разработка индивидуального образовательного маршрута в дополнительном образовании".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) поможет педагогу упорядочить подход к воспитаннику с целью более качественного формирования позитивных взглядов, убеждений и духовно-эстетических норм отношения ребёнка к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Разработка индивидуального образовательного маршрута в дополнительном образовании".»

Методическая разработка

"Разработка индивидуального образовательного маршрута в дополнительном образовании".

Автор: Алфимова Анжелика Анатольевна

Организация: МБОУ "Нововасюганская СОШ"


В помощь педагогам дополнительного образования по специализации "Музыка"


Актуальность

индивидуальных подходов к ученику в дополнительном образовании никогда не ослабевала, но наоборот, с развитием новых учебных технологий приобретает наибольшую значимость. Если в системе общего образования такая практика ещё не является до конца исследованной, то в дополнительном образовании разработаны и разрабатываются многочисленные методики обучения и воспитания одарённых детей. Творческие инициативные молодые люди всегда были двигателями прогресса, а сегодняшний день диктует ускорение динамики жизни, увеличивается информационная и инновационная её составляющая. Молодое поколение, имеющее творческую инициативу, уверенность в своих силах, самостоятельность в решении проблем, социальную ответственность сможет улучшить будущее человечества.

В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.

Педагоги дополнительного образования, работая в разновозрастных группах, моделируют занятия в традиционной форме, ориентируясь на усредненный вариант учебного материала, что не позволяет в полной мере развивать творческие способности и познавательную активность каждого обучающегося. Эту тенденцию необходимо преодолевать, используя преимущества системы дополнительного образования, так как личность ребенка, её уникальность и неповторимость является основной ценностью для педагога дополнительного образования.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) поможет педагогу упорядочить подход к воспитаннику с целью более качественного формирования позитивных взглядов, убеждений и духовно-эстетических норм отношения ребёнка к окружающему миру. Конкретная цель и задачи разрабатываются с учётом способностей и возможностей обучающихся, а также с учетом существующих стандартов содержания образования и содержания базовой образовательной программы.

Такие образовательные маршруты очень важны для детей имеющих природные способности. В музыке это дети, у которых чистое интонирование, чувство ритма, музыкальная память проявляются с самого раннего возраста. Как правило у таких детей очень выражен интерес к музыкальным занятиям. Чтобы развить одарённость, педагоги приходят только к одной мысли - это индивидуальное обучение. Разрабатывается маршрут совместно с обучающимся и его родителями. Обсуждаются интересы, потребности и способности ученика, вид деятельности и программы, подходящие для дифференцированного подхода к обучению.


Музыкальные способности имеют дети. которые легко отзываются на ритм, мелодию, внимательно вслушиваются в них, легко их запоминают, если в исполнение произведения вкладывают много чувств и энергии, а также своё настроение. А чтобы понять у какого ученика та или иная способность, какими методами и формами педагог должен воспользоваться при обучении и воспитании, надо чтобы ученик имел уже учебный багаж, знания, определённую базу. Тогда педагог может выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации.

Таким образом, можно вводить составление индивидуального образовательного маршрута, имея хотя бы начальные навыки вокала, один год обучения. При составлении опора несомненно должна быть на основную предметную образовательную программу.

В данном случае индивидуальная образовательная программа будет направлена на творчество, а именно участие в конкурсах, фестивалях, проектах.

Изучив разные подходы к составлению ИОМ, можно сказать, что более всего подходит следующая структура материала программы:

- диагностика;

- долгосрочные или краткосрочные цели;

- продолжительность освоения программы;

- определение роли родителей;

- разработка учебно-тематического плана;

- определение содержания;

- формы оценки успехов ребенка.

ДИАГНОСТИКА

проводится со всеми группами-участниками ИОМ.

Основную и ведущую роль играет сам обучающийся, так как только он может определить направление, форму и сроки для получения образовательных ЗУН.


Так как группа обучающихся уже определена по годовым оценкам, успехам во внешкольной деятельности, по отличному усвоению учебной программы, мы должны составить анкету с целью выяснить индивидуальные особенности и познавательные интересы обучающегося.

Анкета 1.


Заполняют ученики. "+" ставят в том случае, если нравится действие, либо если надо определить предмет.

"++" - если очень нравится действие.

"--" - если не нравится действие.

Ничего не ставить, если сомневается или не знает ответа.

Отвечать письменно на вопросы, требующие размышления.


1. Нравится ли: - ходить на концерты;

- смотреть концерты по ТV;

- слушать музыку, когда занимаешься каким-либо делом.

2. - Хочешь ли научиться петь;

- сольно;

- дуэтом;

- группой.

3. Назовите исполнителя-певца, песни которого нравятся -

Какие предпочитаете музыкальные направления, жанры -

Какие бы песни хотелось бы спеть -

4. Что-нибудь изменится, если ты пропустишь занятие по вокалу.

5. Тебе хочется, чтобы тебя похвалили родные: - мама;

- папа;

- бабушка;

- дедушка;

- подруга, друг;

6. Как часто ты хотела бы выступать: - 1 раз в год;

- 1 раз в полгода;

- 1 раз в месяц;

- каждую неделю.

7. Хотели бы вы научиться играть на музыкальном инструменте - ;

на каком - .

8. В повседневной жизни напеваете ли вы свои мелодические попевки?



Анкета для родителей

Ф. И. ребёнка

Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье).

Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?

Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?

Как часто Вы с семьёй бываете на культурных мероприятиях, совместно просматриваете кинофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?

Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, петь, танцевать, фантазировать, размышлять?

Всегда ли доделывает свою работу до конца?

Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?

Как поощряете? Чем стимулируете?

Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

Далее с обучающимся просматриваются формы ИОМ.

Это может быть проектная работа. В моей работе это самое оптимальное решение. Участвуя в конкурсах, фестивалях и т. д. мы с учениками выбираем жанры вокальной музыки, в которых хотелось бы раскрыть себя и через исследовательскую деятельность это направление музыки раскрывается таким образом, что появляется познавательный интерес, обучающие навыки и личностное, творческое отношение к теме. Проект они делают самостоятельно, получая консультации при возникновении трудностей, а индивидуальные занятия помогают практически отработать навыки сольного пения в жанре, который заявлен в проекте. Содержание проекта будет у всех разное, в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.

Сроки реализации ИОМ зависят от даты проведения конкурсов, фестивалей. В данном случае мы планируем работу на 6 месяцев, т.к. мероприятия обычно проходят в феврале, в середине учебного года.