Методическая разработка
"Разработка индивидуального образовательного маршрута в дополнительном образовании".
Автор: Алфимова Анжелика Анатольевна
Организация: МБОУ "Нововасюганская СОШ"
В помощь педагогам дополнительного образования по специализации "Музыка"
Актуальность
индивидуальных подходов к ученику в дополнительном образовании никогда не ослабевала, но наоборот, с развитием новых учебных технологий приобретает наибольшую значимость. Если в системе общего образования такая практика ещё не является до конца исследованной, то в дополнительном образовании разработаны и разрабатываются многочисленные методики обучения и воспитания одарённых детей. Творческие инициативные молодые люди всегда были двигателями прогресса, а сегодняшний день диктует ускорение динамики жизни, увеличивается информационная и инновационная её составляющая. Молодое поколение, имеющее творческую инициативу, уверенность в своих силах, самостоятельность в решении проблем, социальную ответственность сможет улучшить будущее человечества.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Педагоги дополнительного образования, работая в разновозрастных группах, моделируют занятия в традиционной форме, ориентируясь на усредненный вариант учебного материала, что не позволяет в полной мере развивать творческие способности и познавательную активность каждого обучающегося. Эту тенденцию необходимо преодолевать, используя преимущества системы дополнительного образования, так как личность ребенка, её уникальность и неповторимость является основной ценностью для педагога дополнительного образования.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) поможет педагогу упорядочить подход к воспитаннику с целью более качественного формирования позитивных взглядов, убеждений и духовно-эстетических норм отношения ребёнка к окружающему миру. Конкретная цель и задачи разрабатываются с учётом способностей и возможностей обучающихся, а также с учетом существующих стандартов содержания образования и содержания базовой образовательной программы.
Такие образовательные маршруты очень важны для детей имеющих природные способности. В музыке это дети, у которых чистое интонирование, чувство ритма, музыкальная память проявляются с самого раннего возраста. Как правило у таких детей очень выражен интерес к музыкальным занятиям. Чтобы развить одарённость, педагоги приходят только к одной мысли - это индивидуальное обучение. Разрабатывается маршрут совместно с обучающимся и его родителями. Обсуждаются интересы, потребности и способности ученика, вид деятельности и программы, подходящие для дифференцированного подхода к обучению.
Музыкальные способности имеют дети. которые легко отзываются на ритм, мелодию, внимательно вслушиваются в них, легко их запоминают, если в исполнение произведения вкладывают много чувств и энергии, а также своё настроение. А чтобы понять у какого ученика та или иная способность, какими методами и формами педагог должен воспользоваться при обучении и воспитании, надо чтобы ученик имел уже учебный багаж, знания, определённую базу. Тогда педагог может выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации.
Таким образом, можно вводить составление индивидуального образовательного маршрута, имея хотя бы начальные навыки вокала, один год обучения. При составлении опора несомненно должна быть на основную предметную образовательную программу.
В данном случае индивидуальная образовательная программа будет направлена на творчество, а именно участие в конкурсах, фестивалях, проектах.
Изучив разные подходы к составлению ИОМ, можно сказать, что более всего подходит следующая структура материала программы:
- диагностика;
- долгосрочные или краткосрочные цели;
- продолжительность освоения программы;
- определение роли родителей;
- разработка учебно-тематического плана;
- определение содержания;
- формы оценки успехов ребенка.
ДИАГНОСТИКА
проводится со всеми группами-участниками ИОМ.
Основную и ведущую роль играет сам обучающийся, так как только он может определить направление, форму и сроки для получения образовательных ЗУН.
Так как группа обучающихся уже определена по годовым оценкам, успехам во внешкольной деятельности, по отличному усвоению учебной программы, мы должны составить анкету с целью выяснить индивидуальные особенности и познавательные интересы обучающегося.
Анкета 1.
Заполняют ученики. "+" ставят в том случае, если нравится действие, либо если надо определить предмет.
"++" - если очень нравится действие.
"--" - если не нравится действие.
Ничего не ставить, если сомневается или не знает ответа.
Отвечать письменно на вопросы, требующие размышления.
1. Нравится ли: - ходить на концерты;
- смотреть концерты по ТV;
- слушать музыку, когда занимаешься каким-либо делом.
2. - Хочешь ли научиться петь;
- сольно;
- дуэтом;
- группой.
3. Назовите исполнителя-певца, песни которого нравятся -
Какие предпочитаете музыкальные направления, жанры -
Какие бы песни хотелось бы спеть -
4. Что-нибудь изменится, если ты пропустишь занятие по вокалу.
5. Тебе хочется, чтобы тебя похвалили родные: - мама;
- папа;
- бабушка;
- дедушка;
- подруга, друг;
6. Как часто ты хотела бы выступать: - 1 раз в год;
- 1 раз в полгода;
- 1 раз в месяц;
- каждую неделю.
7. Хотели бы вы научиться играть на музыкальном инструменте - ;
на каком - .
8. В повседневной жизни напеваете ли вы свои мелодические попевки?
Анкета для родителей
Ф. И. ребёнка
Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье).
Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?
Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?
Как часто Вы с семьёй бываете на культурных мероприятиях, совместно просматриваете кинофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?
Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, петь, танцевать, фантазировать, размышлять?
Всегда ли доделывает свою работу до конца?
Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?
Как поощряете? Чем стимулируете?
Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?
Далее с обучающимся просматриваются формы ИОМ.
Это может быть проектная работа. В моей работе это самое оптимальное решение. Участвуя в конкурсах, фестивалях и т. д. мы с учениками выбираем жанры вокальной музыки, в которых хотелось бы раскрыть себя и через исследовательскую деятельность это направление музыки раскрывается таким образом, что появляется познавательный интерес, обучающие навыки и личностное, творческое отношение к теме. Проект они делают самостоятельно, получая консультации при возникновении трудностей, а индивидуальные занятия помогают практически отработать навыки сольного пения в жанре, который заявлен в проекте. Содержание проекта будет у всех разное, в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.
Сроки реализации ИОМ зависят от даты проведения конкурсов, фестивалей. В данном случае мы планируем работу на 6 месяцев, т.к. мероприятия обычно проходят в феврале, в середине учебного года.