СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка родительского собрания "Внимание! Подросток!"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка будет полезна педагогам-психологам при подготовке и проведений родительских собраний в 5-8 классах по теме особенностей  возрастного развития обучающихся в подростковом возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка родительского собрания "Внимание! Подросток!"»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа «№ 15» г. Оренбурга





Конспект

родительского собрания

в 6-8 классах
«Внимание! Подросток!»








Подготовила:

педагог-психолог

Петрова Наталия Петровна







Оренбург, 2015

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня, и благодарим за то, что вы, несмотря на занятость, нашли время посетить родительское собрание.

Мое выступление будет посвящено особенностям возрастного развития ваших детей, шестиклассников. Выступление преследует следующие цели:

– Познакомить вас, родителей шестиклассников, с основными психологическими особенностями подросткового возраста.

– Обсудить проблемы общения родителей с детьми.

– Познакомить с рекомендациями по решению данных проблем.

Подростковый возраст охватывает детей в возрасте от 10 до 15 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни.

Американский психолог С. Холл обозначал подростковый возраст как период бури и натиска. По меткому замечанию зарубежного психолога А. Фрейд,  «быть нормальным в подростковом возрасте — само по себе значит быть ненормальным».

Н.К.Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребёнок, но еще и не взрослый. Подросток – это ребенок, становящийся взрослым.

Одной из значимых характеристик возраста является биологическое созревание, которое связано с бурным физиологическим развитием и половым созреванием. В этот период происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях/ сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.

Пик подросткового кризиса приходится примерно на 13 лет. К характеристикам кризиса можно отнести следующие:

  • Эмоциональная нестабильность подразумевает перепады настроения и поведения, связанные с физиологическими и физическими изменениями. Здесь можно привести высказывание отечественного психолога Л.С. Выготского о том, что в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного.

  • Формирование нового образа физического «Я» подразумевает глубокое переживание всех своих физических недостатков и достоинств, как реальных, так и мнимых.

  • Повышение уровня половой идентификации, то есть отчетливая ориентация подростков на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Следует знать, что любой возрастной кризис, в том числе и подростковый, связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития – это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность – эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение со сверстниками.

Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

К психологическим новообразованиям подросткового возраста, к которому принадлежат шестиклассники, относят чувство взрослости - стремление ребенка быть и считаться взрослым, также потребность в самоутверждении в среде сверстников, поскольку ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. К перечисленному следует добавить зачаточные формы стремления к самовоспитанию, и уже на границе с юностью – формирование «Я-концепции» как системы внутренне согласованных представлений о себе.

Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями.

Поддержка семьи вашему ребенку сейчас очень важна. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие.

По мнению психологов, этот этап благополучно пройдет, если родители перестанут смотреть на подростка как на маленького ребенка и научатся уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестанут делать выговоры и унижать его друзей. Неплохо в этой ситуации пригласить домой его приятелей. По крайней мере, вы сможете составить о них какое-то мнение.

Универсальные советы на каждый день. Самая главная ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) – усматривать в «недопустимом» поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение!

Знаете ли вы, что изменения во внутреннем мире подростка специалисты-психологи сравнивают... с процессами, происходившими в Европе начала XVIII – XIX веков? Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял бурный и страстный романтизм.

Так вот подростки, по мнению ученых, – те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними.

Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми и самонадеянными. И напрасно родители задают сакраментальные вопросы типа «почему» и «как ты мог» – подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не «друг Коля», способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире.

Поэтому:

– Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.

– Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.

– Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.

– Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.

– Помогайте, когда он просит вас об этом.

– Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем – в учебе, спорте и т.д.

– Делитесь своими чувствами.

– Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.

– Чаще используйте приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой, Я рада тебя видеть, Мне нравится, как ты..., Я по тебе соскучилась, Давай (посидим, поделаем...) вместе, Ты, конечно, справишься, Как хорошо, что ты у нас есть...

– Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки «взрослые» подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные дети.

Что остаётся? Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: «И это пройдет». Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.

Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья – это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.

Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. А это так важно.


Спасибо за внимание!

Желаем успехов вам и вашим детям!