СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: «Учимся петь, играя».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по развитию голосообразования у обучающихся на  занятиях вокалом планируется нами с учетом всех ее компонентов: речевого дыхания, слухового восприятия, развития артикуляционного аппарата (дикция), интонационной выразительности, певческого голоса. Мной был разработан комплекс игр и упражнений, способствующий решению задач музыкального и речевого развития.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Учимся петь, играя».»


Методическая разработка: «Учимся петь, играя».

Педагог дополнительного образования, учитель музыки

Арефьева Наталья Александровна,

г. Тольятти, 2017 г


Упражнения, направленные на развитие голосообразования детей, занимающихся в вокальной студии.

Работа по развитию голосообразования у обучающихся на занятиях вокалом планируется нами с учетом всех ее компонентов: речевого дыхания, слухового восприятия, развития артикуляционного аппарата ( дикция), интонационной выразительности, певческого голоса. Нами был разработан комплекс игр и упражнений, способствующий решению задач музыкального и речевого развития.

1. Артикуляционная гимнастика (вырабатывается подвижность языка, нижней челюсти, губ)- по методу В.В. Емельянова.

2. Упражнения на развитие дыхания («Подуем на пушинку» и т.д.) по Емельянову и Картушиной М.Ю.

3. Упражнения на развитие силы голоса, звука (по Емельянову).

4. Упражнения на развитие тембра, интонации и расширение диапазона голоса (по Емельянову).

5.Упражнения на произнесение отдельных гласных, согласных звуков. (по Емельянову)

6. Упражнения на расслабление голосовых связок (штро-бас по Емельянову)

7. Логоритмические игры (на развитие четкой дикции, используются в распевках ( из книг Е. А. Алябьевой, А. И. Максакова, Н. Г. Комратовой, М. Ю Картушиной.

8. Пальчиковые игры ( по книгам Картушиной, О. И. Крупенчук, В.В. Цвынтарному).

Ряд упражнений, адаптированных для работы с дошкольниками, успешно применяются нами на музыкальных занятиях.

Развитие показателей певческого голосообразования при помощи комплекса фонопедического метода предполагает следующий результат: звук поющих детей приобретает певческую окраску, динамику, расширяет диапазон. Певческий аппарат становится более свободным, улучшается качество дыхания, способ звукообразования, вырабатывается умение слушать себя и других, вслушиваться в высоту звука, контролировать свою интонацию. Разучивание забавных стишков, чистоговорок, помогающих тренировать произношение сложных звуков, например, парных согласных (ж-ш, з-с, в-ф, б-п, г-к) , способствует становлению правильной речи, развивает чувство ритма.

Показателями певческого голосообразования будем называть некоторый комплекс признаков, отличающих певческое голосообразование от обычного, применяемого в бытовой разговорной речи. Развитие, формирование, выработка или просто появление у обучаемых комплекса показателей является целью координационно-

тренировочного этапа.

Один из показателей голосообразования - активный фонационный выдох, имеет отношение к силе тона («интенсивности звукового давления»), субъективно воспринимается как громкость.

Сила тона находится в прямой связи с силой выдоха. Также качество певческого тона тем выше, чем больше воздуха проходит через его гортань за единицу времени и чем выше скорость протекания воздуха. Фонематический слух является в большой степени «двигательным слухом», т.е. сродни «вокальному слуху». Развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования способствует развитию фонематического слуха.

В процессе занятий такой комплекс упражнений способствует:

-осознанию действий мышц, участвующих в голосообразовании (осознание скелетной и лицевой мускулатуры, дыхательной, гортанной, – через близлежащие взаимодействующие группы мышц;

-осознание ощущений вибрации, давления, действия мышц отдельно от восприятия звука своего голоса (упражнение на вибрацию губ без голоса);

-осознание через разные ощущения работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах), с разными темпами и разной силой голоса, с разными участками диапазона, с разными энергетическими затратами, с разными объемно-пространственными и эмоционально-образными представлениями;

- дозированная тренировочная нагрузка на разные группы мышц, участвующих в голосообразовании, имеющая целью развития и подготовку к решению звуковысотных, динамических и тембровых задач.

Чтобы занятия с детьми проходили успешно, чтобы поддерживался интерес к упражнениям, не возникал вопрос «зачем визжать и пищать?», создаются игровые ситуации, подбираются голосовые игры и специальные упражнения, провоцирующие включение разных голосовых регистров (например, «Пила»: произнесение сочетания гласных УОА снизу вверх и АОУ сверху вниз)……….

Немаловажную роль для развития речи играет правильная постановка дыхания.

С чего начинается традиционное обучение певческому дыханию? С глубокого носового вдоха. Всем известна рекомендация дышать животом и подавать певческий выдох низом живота. Упражняемся делать шумный вдох - бесшумный выдох, бесшумный вдох- шумный выдох бесшумный вдох и выдох. Певческое дыхание требует бесшумного вдоха, чтобы дыхание не было слышно. Можно организовать с детьми увлекательные игры «Подуем на пушинку», «Сдуем бабочку», «Задуем свечу» ( с разной силой). Упражнение «Понюхаем ароматный цветок» направлено на работу над постепенным углублением дыхания (даем сравнение : вдохни так, чтобы воздух «дошел до пояса» ); «Погреем ладошки», «Остудим ладошки». Игры незаметно окажутся и серьезной учебной работой. Дети учатся направлять струю воздуха, использовать ее силу. Можно внести в упражнение элемент соревнования « Кто дольше сможет тянуть звук?» («и-и-и» или «о-о-о»). Цель: учить экономно расходовать выдыхаемый воздух, а в дальнейшем и распределять его на всю фразу песни. Игра-песенка «Поезд» помогает решать несколько задач: дыхательную, развивает чувство ритма, внимание( вовремя вступить машинисту , интонирование поступенно нисходящей мелодии в примарном (удобном для детей) диапазоне (соль! Соль-фа-ми-ре-до-до)

Комплекс упражнений должен включать в себя артикуляционную гимнастику( это покусывание зубами кончика языка, различные покусывания языка правыми и левыми коренными зубами, упираться кончиком языка то в правую, то в левую щеки, вращения языком , губами , пощелкивания языком, покусывания губ и т.д.)

Вялость артикуляции обычно является причиной плохой дикции, гласные и согласные не имеют необходимой ясности , четкости и устойчивости, звук приобретает однообразный безжизненный характер. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, но и заднего его отдела- глотки, непосредственно связанной с гортанью ( активность мягкого неба).

Одним из принципов комплекса используемых нами упражнений является принцип саморегуляции голосообразующей системы: создание условий природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой саморегуляции.


Интонационно - фонетические упражнения.


1. Речевой или певческий процесс начинается с атаки гласного, либо произнесения согласного. Для этой цели можно использовать один из приемов: последовательность или одновременное сочетание ( комбинацию) произношения звуков. Особое внимание уделяется артикуляции.Вдох производится бесшумно, рот открыт максимально. Спеть гласный звук А с такой позицией помогает его сочетание с согласным , с которого оно начинается: А, АХ, ХА; посмеемся:ХА-ХА-ХА, ХО-ХО-ХО.

Произнесение согласных звуков активно, в определенной последовательности. Каждый звук произносится четыре раза. Например,особенности произношения звуков «П»и «Б»: произносятся вытянутыми трубочкой губами, как будто надо произнести слоги «ПУХ», «БУХ» шепотом.

2. Замена певческой или речевой атаки гласного введением дополнительного режима работы гортани- регистра, располагающегося выше или ниже искомого (например, глиссандо голосом вниз, будто что-то падает). Основным элементом упражнения является скользящая (глиссирующая) восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный и наоборот с характерным «переломом» голоса. Так называемое упражнение «вопрос- ответ».

3. Издавать звук во время вдоха.Цель: поиск режима работы гортани .Например, удивляемся.

Гортань любого человека, ребенка способна издавать звуки разного характера:

-Шумовой, нефиксированный по высоте тона звук, низкого тембра. Определить словами его можно как рокот, треск, шорох, скрип (штро-бас-регистр).Этот звук производится краями голосовых складок при полном их расслаблении (важно!). Этот звук аналогичен звуку, который издают вибрирующие губы при пропускании через них сильной струи воздуха (без голоса) или звуку «Р» произносимому шепотом, т.е. тоже без голоса. Штро-бас- это своего рода гортанный вибрант. При некотором тренаже и тщательном слуховом контроле можно научиться фиксировать штро-бас по высоте. Это способствует расширению диапазона голоса, когда произносим с разными звуками: пропеваем пять ступеней вверх и вниз, поднимаясь по полутонам на терцию и т.д.

-Режим работы гортани, в котором происходит речь, легко издаются громкие звуки, называется грудным (народные манеры пения реализуются).

Этот режим работы гортани назовем «фальцетным регистром».

-Свистковый или флейтовый регистр в природе включается у детей первых лет жизни в экстремальных ситуациях жизненных или игровых.

Приведем еще некоторые примеры упражнений, используемые нами.

-Учить опускать нижнюю челюсть и поднимать верхнюю можно с помощью такого приема: подставить ладонь под подбородок и пробовать дотянуться нижней челюстью до ладошки. Произносим : Бегемо-о-от разинул ро-о-от, про-осит бу-улки бегемо-о-от. Или упираемся пальцами ладоней в щеки –«делаем самолетики», пальцами рук проверим мягкость губ, проткнув щеки, т.е. поставив пальцы так, чтобы почувствовать провалы между верхними и нижними коренными зубами, не давая рту закрыться. Чувствуем пальцами, как работают челюсти.

Упражнение для детей называется «Страшная сказка». Исходное положение такое же –«самолетики»: глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица-испуганное и в таком положении произнесите гласные тихим низким голосом. Произносится последовательность гласных: У, УО,УОА,УОАЭ, УОАЭ

Подробнее об упражнении «Вопросы-ответы»: основным элементом является скользящая (глиссирующая) восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного в грудной. И.П. такое же , как в предыдущем упражнении. В эмоциональном отношении здесь присутствует удивленный вопрос-недоумение (восходящая интонация и ответный возглас облегчения (нисходящая интонация). Затем упражнение в модулировании голоса по высоте- используется этот прием игры «Эхо», когда взрослый произносит , например: Таря- Маря в лес ходила. Одна подгруппа спрашивает: В лес ходила?, другая отвечает: В лес ходила! (с понижением интонации). Таря-Маря шишки ела. 1. Шишки ела? 2. Шишки ела!

Нам велела. Нам велела? Нам велела!

Выразительность речи воспитывается у детей в процессе ее тембровой окраски. Упражнения на выражение разных чувств (радости, нежности, огорчения, удивления, досады, гнева, восторга, отчаяния, гордости, удовольствия и т.д.). Произносим с разным настроением:

«Мышонку шепчет мышь: ты все не спишь, шуршишь?»

Несколько приемов упражнения - издавать звук одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые губы, вытянутые трубочкой; имитацией звука «Р» вибрацией губ («Поездка на автомобиле» с изменением направления движения: подъем в горку, спуск, объезд препятствий и т. д.). Цель: активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающиеся по энергетическим затратам от обычного речевого. Такие задания побудят детей изменять высоту и силу тона на вибрации губ поиграть, изменяя высоту звука то вверх, то вниз. Добиваться звучного, энергичного тона на вибрации губ. Идет работа на расширение диапазона голоса.

- Упражнение «Болтанка». Языком, помещенным между губами, болтать на одном звуке или повышать, понижать; глиссандо вверх и вниз - упражнение «Ручеек»-помогает решать несколько задач.

-Упражнение «От шепота до крика». Скажите шепотом «Раз, два», тихим голосом - «три, четыре», средним - «пять, шесть», громко - «семь, восемь», очень громко - «девять» и крикните «десять!»

Энергетические затраты на крике «десять», сохраняя характер звука, крикнуть на звуке «А» три раза. Этот прием увидите на занятии с детьми.

Важно, чтобы дети не забывали об активном положении губ, языка, нижней челюсти не только во время упражнений, но и во время пения.

-Упражнение «Филин» ( «толкаем щеки струей воздуха»). Напеваем: (ми-ми-соль-соль, ми-ми-соль-соль.У!)

Он на дереве сидит У!У!У!

Он на всех всегда глядит У!У!У!

Темной ночью говорят У!У!У!

Зло глаза его горят У!У!У!

Чтобы занятия не были похожими друг на друга, множество форм работы нужно объединить общей темой, которая подчиняет себе все детали.

Приведу несколько примеров и тем использования артикуляционной гимнастики и интонационно-фонетических упражнений.

Темы: «Кто хочет покататься?» (на автомобиле)

«Прогулка в лес», где имитируют ручеек, считают бабочек, комариков; жужжание жучков, мошек.

«Путешествие в джунгли» (счет обезьян от 1 до 10).

«Капризная принцесса» (считают принцесс).

Для активизации артикуляционного аппарата мы вводим в раздел «Пение» звукогимнастику.

Таким образом, на занятиях пением применение разработанного нами комплекса игр и упражнений способствует решению задач музыкального и речевого развития. А через активное пение у обучающихся развиваются и музыкальные способности.