СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Урок по окружающему миру "Моя малая Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка  предназначена для урока окружающего мира по теме "Моя малая Родина". Здесь собран исторический материал, фотографии села Эушта.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Урок по окружающему миру "Моя малая Родина"»

Урок по окружающему миру

Тема: «Моя малая Родина»


Цели: Расширение и углубление знаний учащихся об истории родного края.

Воспитание чувства любви и гордости за свою малую родину.

Задачи:

Образовательная: научить учащихся видеть и ощущать красоту родного края.

Воспитательная: воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

Развивающая: развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.


Планируемый результат:

Предметные:

Знания: узнают о малой родине.

Умения: научатся проводить исследования по теме.

Навыки: составлять устный рассказ.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделе­ния существенных признаков.

Коммуникативные: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности.

Личностные:

Гражданская идентичность в форме осозна­ния «Я» как гражданина Рос­сии, чувства со­причастности и гордости за свою малую Родину, народ и исто­рию, осознание своей этниче­ской принад­лежности, гума­нистические и демократиче­ские ценности многонацио­нального рос­сийского обще­ства.

Образовательные:

Рас­ширить знания о своем родном селе;

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Способствовать вос­питанию чувства гордости за свою малую родину.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; следовать правилам поведения и общения.

- Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.



Ресурсы:

- фотографии поселка, его достопримечательностей

- презентация к уроку

- выставка головных уборов












Ход занятия.

Музыка «Моя Россия»


Родина для всех одна,

Но поспрашивай в народе,

И откроется она

Сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной

Высоко не величаем,

А сторонкою родной,

Отчим краем называем.


- Самое прекрасное слово на свете – Родина. У каждого из нас есть Родина.


- Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живёт, дом, где родился, берёзку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, всё это и есть родина, то есть родное место.

Давайте послушаем стихи о родине.


Родина – слово большое, большое

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.


В нём умещается ровно полмира

Мама, папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок… и я.


Зайчик солнечный в ладошке

Куст сирени за окошком,

И на щёчке родинка –

Это тоже Родина.


Что такое Родина?

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

Это наша Родина,

Милая Россия.

Нет другой на свете

Родины такой!


Что такое Родина,

Все ребята знают:

Это мир прекрасный,

Добрый и большой

Самая любимая

Ты, страна родная,

Нет другой на свете

Родины такой.


Малая Родина – островок земли.

Под окном смородина, вишни расцвели.

Яблоня кудрявая, под окном скамья –

Ласковая, малая Родина моя!


Cлайд 1

А как вы представляете свою родину? За что вы её любите? ( Дети показывают свои рисунки).

Откуда произошло само слово родина?

Давайте послушаем ребят, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

Слово «Родина» произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода.


Слайд 2

«Родить» - значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса), родит земля, почва.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родина – это и отечество, и страна, и место рождения человека.


Слайд 3

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём.


Деревня Эушта – это ваша малая родина, потому что здесь вы родились, здесь живут ваши родители и друзья. Для кого-то малая родина – родной город. Для кого-то городская улица или уютный дворик с качелями. Каждый человек любит свою малую родину. Словом малая родина у каждого своя.

Наша задача узнать и познакомить гостей с культурой и историей своего народа.


Деревня Эушта расположена на левом берегу реки Томи. Деревню назвали по названию татарского племени Эушта, жившего в этом месте.

Татары – эуштинцы основатели деревни Эушта. Появление нашей деревни связано с именем татарского хана Тояна. Его род с конца 16 столетия считался самым сильным среди томских татар. Было у главного князя Тояна около тысячи подданных и владел он землями по левому и правому берегам Томи – от устья Большой Киргизки на севере, до Басандайки на юге. На западе граница владений достигала Оби, на востоке истоков Малой Киргизки.

Жилище хана находилось в городках, обнесённых высоким забором, внутри которых располагались юрты. Эти городки являлись крепостным укреплением, защищали от врагов. Известны были городки Тояна, Еваги, Енюги, Басандая. Племена эуштинцев жили разрозненно, между ними возникала вражда. Но особую опасность представляли их общие враги – киргизы и калмыки, жившие в пределах Минусинских и Алтайских земель. Не раз их кони топтали Томские земли. Зная о появлении русских в Сибири, их победоносных сражениях с ханом Кучумом, строительстве первых острогов, Тоян делает исторический выбор: решает принять русское подданство. В это время русским царём был Борис Годунов. В 1603 году Тоян отправился в Москву. Он просил царя Бориса Годунова построить в его вотчине на Томи город для защиты его народа от разорительных набегов более могущественных соседей. Так, благодаря просьбе эуштинского хана Тояна, в 1604 году на нашей земле появилась Томская крепость.


Слайд 5

Вот как об этом событии пишет поэт П. Блиновский.

Невелик эуштинский народ,

Невелики Тояна владенья;

Причиняют им много невзгод

Остяков и киргиз нападенья…

С превосходною силой мирясь

И спасая народ беззащитный,

Самолично отправился хан

На Москву, до царя с челобитной.

За себя и весь свой народ,

Обитавший над Томью – рекою,

Хан Тоян обещанье даёт –

Быть под мощною царской рукою…

С тем он просит Бориса – царя

На земле его выстроить крепость,

Чтоб соседей Москве покоряя,

Усмирить и сдержать их свирепость.


Однако, трагична была судьба Тояна. В один из набегов врагов на его стойбище , племя было уничтожено, а сам Тоян утонул в озере. После уничтожения Тоянова стойбища, местность долгое время оставалась незаселённой.

И через много лет здесь снова появились Тояновы потомки: братья Сулеймановы: Мухамет, Рацеп, Набей. Поселение располагалось на высоком берегу реки Томи. Обширные заливные луга с плодородными землями, с сенокосными угодьями и пастбищами, многочисленными озёрами, дали возможность жителям хорошо жить.

Как жили эуштинцы ?

Слайд 6

Долгое время эуштинцы жили по установленным традициям: занимались охотой, рыбной ловлей, ходили на ценного зверька и на сохатого. В каждом доме имелись лыжи, подбитые конской шкурой. На таких лыжах глубокий и рыхлый снег не был страшен. Наряду с охотой и рыбной ловлей разводили небольшие стада крупного рогатого скота и лошадей. Невозможно было представить татарина без коня. Лошадь использовалась для верховой езды, в упряжке, а с развитием земледелия – как рабочий скот. Они говорили: « Без коня - татарин нищий». Наличие лошадей в хозяйстве определяло социальный статус татарской семьи. К ним относились бережно. Лошади и сейчас живут в дворах у некоторых эуштинцев.

Кочевой образ жизни оказал влияние на традиционную одежду татар.

Что вы можете рассказать об одежде , которую носили наши предки?

Слайд 7

Традиционная одежда татар, создававшаяся веками, была очень нарядна и красива. Это впечатление создавалось за счёт отделки одежды дорогими мехами, традиционной вышивкой, украшенной бисером и полузаметными лентами.


Татарские умельцы придумывали и шили одежду так, чтобы она была удобна для езды на коне, была достаточно тёплой зимой, и не была жаркой и тяжёлой летом. Для шитья одежды использовали кожу, мех, тонкий войлок из бараньей шерсти и сукно, которое сами же и изготовляли.


- Ребята, расскажите о том, что из одежды носили наши предки?


Слайд 8

Мужчины и женщины носили длинные туникообразного покроя рубахи с широким рукавом и воротником – стойкой, жакеты, шаровары и распашную верхнюю одежду.

Праздничным головным убором у татарок был – калфак. В основном его шили из бархата. Калфаки шили с твёрдым околышем, который делался из картонной полоски и обшивался тканью. Верх был закруглённым или конусовидным. Для пошива брали однотонную ткань. Калфаки украшали. Украшения были разнообразные: вышивали мелким бисером, золотыми и серебряными нитками, пришивали монеты.

Еще какие головные уборы носили наши предки?

Слайд 9

Орнаменты представляли собой растительные мотивы: цветы, листья, плоды. Также женщины носили летние и зимние шапки цилиндрической формы, а также платки и шали.

Что носили мужчины?

Слайд 10

Татарские мужчины всегда носили головные уборы. Летним головным убором была войлочная шапка – бурек. Она была небольшая, круглой формы. Снаружи отделывали её дорогими материалами – бархатом, атласом. Самым распространённым головным убором была тюбетейка. В зимнее время носили меховые шапки округлой формы с матерчатым верхним покрытием – кабац, стёганные шапки, обшитые по краю мехом – казанка.

Какую обувь носили татары?

Слайд 11

Национальной обувью татар являются кожаные сапоги. Именно их они носили повсеместно и всесезонно. Назывались эти сапожки ичеги. Шились они из овечьей или козлиной кожи, из хрома. Длина ичегов доходила до колен, некоторые шили с отворотами, а по бокам навешивали кисточки. Мужские ичеги были тёмных цветов, однотонные и без узоров. Женские ичеги были ярких цветов – коричневые, красные. На них наносились узоры из разноцветных кусочков кожи, иногда покрывались вышивками из шёлковых ниток.

Что дополняло национальный костюм?

Очень важными элементами, дополняющие национальный костюм, были украшения, которые носили мужчины и женщины. Девочки с трёх лет и до самого замужества носили простые серебряные серьги и гладкие колечки. Достигнув брачного возраста, девушки надевали полный комплект серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца. Выйдя замуж, скромный девичий набор заменялся многочисленными массивными перстнями, серьгами и поясными золотыми и серебряными пряжками.

А что сегодня носят эуштинцы?

Слайд 12

На сегодняшний день татары носят европейскую одежду, но с элементами национального костюма.


Для чего необходимо знать культуру и традиции своего народа?

И нам их потомкам нужно знать культуру и традиции наших предков. Если ты знаешь свои традиции и уважаешь их, ты будешь уважительно и терпимо относится к другим народам, и к тебе будут относится с тем же чувством. Забывая свои традиции народ становится безликим, его культура исчезает. И сам он растворяется в общей массе. Следует также помнить, что культура малого народа входит в общий состав культурного наследия человечества.


Слайд 13

До наших дней Эушта сохраняет традиции своего народа. В первую очередь не забывает язык своих предков, сохраняет религию, обычаи, отмечает национальные праздники.

Курбан-байрам, Ураза-байрам.


- А когда в дом приходит праздник, что мы готовим?


Слайд 14

- Сейчас мы проверим, знаете ли вы национальные блюда.

Слайды с 15 по 22


- Ребята, какие традиции, обычаи сохранились в вашей семье?


В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей, о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живёт любовь к родной земле, родному краю, любовь к своей малой родине.


Слайд 23


Рефлексия:

- О чем мы сегодня говорили?

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Понравился ли вам урок?

- Что именно понравилось?

- Хотелось бы вам в дальнейшем изучать историю и традиции родного края?



- Спасибо за урок.