Урок разработан для учащихся 7 класса, идущих по УМК Н.И. Санина. В классе 25 чловек. Учащиеся умеют активно работать, не любят однообразия и скучного изложения учителя.
Тема « Особенности организации грибов.» -это первый урок в теме Грибы.
выявить признаки грибов как представителей самостоятельного царства, показать черты сходства и отличия грибов от растений и животных;
раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
развивать практические умения работать с источниками биологической информации;
развивать умения анализировать объекты, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждений и доказательств.
воспитание культуры общения, самостоятельности в решении познавательных задач.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | оборудование |
1 этап - Организационный момент. | |
Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку | Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку | | |
2 этап - мотивация | |
создать условия для возникновения проблемной ситуации, почему грибы являются самостоятельным царством. Призывает учащихся посмотреть на доску, рассмотреть картинки с изображенными организмами и разделить их на две систематические группы. Дайте объяснение полученного результата | Проводят узнавание изображённых организмом и делят их на две группы и формулируют объяснения. | Познавательные - проводить сравнение, классификацию, обобщение. | на доске картинки с изображениями- одуванчик, заяц, бабочка, береза, ель, рак, дождевой червь, брусника, яблоня, грач, лягушка |
Проверяет работу учащихся. | Объясняют, что заяц, рак, дождевой червь, грач и лягушка-относятся к царству Животные, остальные- к царству Растения. | Познавательные - выполняют задания с использованием материальных объектов | |
Давайте вспомним главные признаки Растений и Животных. Работая в парах заполните таблицу, вписав знаки + и - | Вспоминают признаки двух царств и заполняют таблицу. | Коммуникативные- сотрудничать с соседом по парте Личностные – смыслообразование. Познавательные логические- анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов | На партах у учащихся листочки с таблицами Признаки сравнения | Царство Растения | Царство Животные | Тип питания | | | Рост | | | Хлоропласты | | | Клеточная стенка | | | вакуоли | | | |
Предлагает проверить результат | Называют признаки Растений и признаки Животных | | |
3 этап- определение темы , целеполагание, |
Давайте определим и сформулируем тему урока. Читает вслух исторические факты В XVI веке их называли детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие". XVIII в.: Карл Линней утвердил их принадлежность к царству растений, хотя был склонен причислить их к животным. 1960 год: их классифицировали как самостоятельное царство, т.к. они имеют признаки и растений и животных. Давайте вспомним Царства живой природы и определим о каком царстве идет речь? | Слушают, анализируют и делают вывод. Всего четыре царства -Растения -Животные -Грибы -Прокариоты. Рассуждения- бактерии были открыты в VIIв. – значит это не Прокариоты, следовательно это -Грибы | познавательные - логические, решение проблем, общеучебные, коммуникативные, | |
Подводит к формулировке темы и цели урока, задавая наводящие вопросы- Чем грибы похожи на растения, а чем на животных? Могут ли грибы иметь признаки, характерные только для их царства? Что нам надо выяснить? | Формулируют тему урока, определяют цель урока. Выяснить, почему грибы являются самостоятельным царством. | регулятивные – целеполагания, личностные - смыслообразование | |
Открывает тему урока на доске. | Записывают тему урока в тетради. | | |
4. Изучение нового материала. |
Сообщает, что наука о грибах-микология. Царство грибов включает около 100тыс видов.. | Получают технологические карты к уроку, начинают работать с ними, занося полученную информацию. | | |
Просит распределиться на 5 групп и выбрать в группах капитанов. | Распределяются на группы, выбирают капитанов. | Коммуникативные-сотрудничать с товарищами в группе. | |
Капитанам выдает карточки с заданиями. Объявляет, что на работу в группах даётся 15 мин | По карточке берут оборудование. Распределяют обязанности, выполняют задания. | | |
Создает проблемную ситуацию и мотивирует учащихся на открытие новых знаний. Контролирует, направляет, регулирует, следит за временем. | Карточка 1. Рассматривают муляжи, мукор , делают микропрепарат дрожжей, рассматривают его под микроскопом, отмечают их особенности. Сравнивают, анализируют, проводят классификацию. Готовят защиту выступления в виде мини –проекта. | Коммуникативные-сотрудничать с товарищами в группе, выполнять задания с использованием материальных объектов, проводить сравнение, классификации, ведут поиск, проводят исследования Познавательные -строить логическую цепь рассуждений, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ Регулятивные – контролируют свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания | Оборудование: муляжи белого гриба, сыроежки, мукор, дрожжи, микроскоп, стеклянная палочка, предметное стекло, лупа, ватман, маркер |
Карточка №2 Читают и анализируйте тексты. Рассматривают рисунки Находят объяснения, делают выводы. | Оборудование: рисунок внутреннего строения гриба, рисунок «Ведьмины круги» биологический словарь, текст №1,2. |
Карточка № 3. Рассматривают рисунки, производят сравнение, делают выводы. | Оборудование: рисунки клеток растений, грибов и животных , таблица, ватман, фломастеры |
| Карточка № 4 . Рассматривают предложенные объекты, устанавливают связь грибов со средой обитания, анализируют, обсуждают, делают выводы, проводят защиту своего исследования | Личностные- осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат; делать нравственный выбор; адекватно реагируют на трудности и не боятся сделать ошибку | Оборудование- мукор на кусочке хлеба, небольшой трутовик на фрагменте стволика дерева. |
Карточка №5. Рассматривают рисунки, читают и анализируют тексты, выдвигают гипотезы, рассуждают, делаю выводы. | Оборудование: рисунок с точечным отпечатком грибов и рисунок с клетками дрожжей. Текст №1 |
Организует физминутку | Делают упражнения для глаз. | | Интерактивная гимнастика для глаз Компьютер, проектор |
Объявляет, что время работы в группах истекло. Регулирует, контролирует, направляет | Группы защищают результаты своих исследований. Делятся полученной информацией с классом. Все учащиеся класса продолжают работать с технологической картой. | Коммуникативные- получать новые знания от учащихся, делиться новой информацией, которую получил сам, корректно задавать вопросы. | Мини-проекты, подготовленные учащимися для защиты. |
Предлагает прочитать в учебнике на 22 стр . второй абзац сверху и найти еще признаки с животными | Читают текст учебника, находят еще признаки сходства грибов с животными - клеточная стенка из хитина -продукт обмена-мочевина -запасают гликоген | Познавательные- поиск информации | учебник |
Подводит учащихся к выводу урока. Почему ученые долго не могли определить к какому царству относятся грибы? Почему их долгое время относили к растениям, сравнивали с грибами, но все же выделили в отдельное царство? | Дают обоснованный ответ. Называют признаки сходства грибов с растениями, с животными и признаки характерные только для грибов. | Познавательные- вести поиск и выделять необходимую информацию | |
5. Закрепление новых знаний. |
1.Предлагает провести самопроверку полученных знаний 2. Показывает правильные ответы | 1. Выполняют тест Проводят самооценку | Регулятивные- контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполненного задания | Проектор, компьютер Тест. |
6. Домашнее задание |
Задает домашнее задание. Всем - стр 23-25 читать, по желанию – сделать презентацию «Съедобные грибы Республики Коми.» | Записывают Д/З в дневники | | Запись Д/З на доске |
7. Рефлексия |
Предлагает на жёлтом кружке нарисовать смайлик урок был не скучный, все понятно не все понятно много, что не понятно | Рисуют смайлики | | Желтые кружки |
Урок окончен, всем спасибо! Уходя, сдайте смайлики! | Сдают смайлики , идут отдыхать | | |
1. Какая наука занимается изучением строения и жизнедеятельности грибов?
2. Все грибы по способу питания относят к…
3. В качестве запасного питательного вещества в грибах накапливается…
4. В состав клеточной оболочки у грибов входит …
5. Тело грибов называется …
6. Как называются тонкие ветвящиеся нитевидные трубочки в теле гриба?
7. Наружная часть гриба (плодовое тело) состоит из …
8. Какие органоиды Не присутствуют в грибной клетке?
9. Споры грибов развиваются в …
10. Нити грибницы оплетают корень растения, образуя …
11. Полезная связь между корнями деревьев и грибницей называется …
12. В хозяйственной деятельности человека грибы играют…
Карточки для работы в группах. |
Карточка 1. Классифицируйте грибы, учитывая особенности их внешнего строения, используя предложенное оборудование. Оборудование: муляжи белого гриба, сыроежки, мукор, дрожжи, микроскоп, стеклянная палочка, предметное стекло, лупа, ватман, маркер Учитывая внешнее строение, составьте схему. При защите мини-проекта дайте объяснения принципа своей классификации. Для решения вопроса можно воспользоваться подсказками. подсказка. Выберите подходящие, по вашему мнению названия групп из предложенного перечня, который дан с избытком - плесневые, шляпочные, пластинчатые, микроскопические, трубчатые. |
Карточка №2 . Есть ли сходство у грибов с растениями и животными во внутреннем строении и росте грибов? Оборудование: рисунок внутреннего строения гриба, рисунок «Ведьмины круги» биологический словарь, текст №1,2. Прочитайте и проанализируйте текст. Текст №1 Изучая грибы, ботаник Неккер увидел паутинистое вещество, из которого вырастает гриб. Объясните, что за паутинистое вещество, увидел ботаник Неккер? Рассмотрите рисунок, объясните какое строение, имеет гриб. Какую часть гриба называют почвенной грибницей, какую плодовым телом? Чем образована шляпка и ножка гриба? Текст №2 Собирая грибы, люди не могли не обратить внимание на то, как некоторые из них растут, образуя почти правильной формы круг. И что самое удивительное—внутри этих, чаще небольших, кругов трава чахнет и засыхает, словно кто ее вытоптал. Не имея ответа на загадку, суеверные люди связывали это явление с нечистой силой. В Германии эти круги считались местом пляски ведьм. Вот и пошло по свету— «ведьмины круги» (рис. 1). Круги могут ежегодно увеличиваться в среднем до 30 сантиметров в диаметре и при благоприятных условиях могут достигать огромных размеров. В лесах Северной Америки, например, диаметры этих кругов достигают 200 метров, а их возраст исчисляется в 500 лет. |
Карточка № 3. Есть ли сходства у грибов с растениями и животными на клеточном уровне? Оборудование: рисунки клеток растений, грибов и животных , таблица, ватман, фломастеры. Сравнительная характеристика клеток. Признаки сравнения | Клетка гриба | Клетка животных | Клетка растения | | | | |  При выполнении задания, воспользуйтесь ватманом и фломастерами. |
Карточка № 4 . Есть ли сходства у грибов с растениями и животными по типу и способу питания? Оборудование- мукор на кусочке хлеба, небольшой трутовик на фрагменте стволика дерева. 1. Рассмотрите среду на которой растет плесневый гриб мукор. Какой тип питания у мукора, каким способом грибы могут получать питательные вещества, если у них нет рта для захвата пищи? 2. Рассмотрите гриб трутовик, растущий на живом дереве. Известно, что он разрушает древесину своей жизнедеятельностью. Какой тип питания у трутовика? 3.Почему опытные грибники ищут подберезовики под березами, а подосиновики под осинами? Какой тип питания у подберезовика и подосиновика. При ответе можно воспользоваться доской. |
Карточка №5. Есть ли сходства грибов с растениями и животными в типах размножения? Оборудование: рисунок с точечным отпечатком грибов и рисунок с клетками дрожжей. Текст №1. Текст№1.Впервые приоткрыл дверь в тайники грибной жизни Микели. В 1729 г. он установил, что грибы имеют семена, впоследствии оказалось – семян у грибов нет. Но если положить шляпку крупного зрелого гриба нижней стороной на лист черной бумаги. Через несколько часов под шляпкой можно будет увидеть отпечатавшийся точечный (трубчатые грибы) или лучистый (пластинчатые грибы) узор, состоящий из мельчайших пылинок.  2. Если разделить почвенную грибницу на две части, они не погибают, и продолжаю расти. 3. У дрожжей на клетке появляется бугорок, из которого развивается новая клетка.  При ответе можно воспользоваться доской. |