СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературе( 8 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ООО "Мой новый урок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по программе Коровиной для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС.

Урок содействует развитию профессиональной компетенции учителя в условиях введения ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе( 8 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ООО "Мой новый урок"»

Класс  9

Дата

УМК: под редакцией В.Я.Коровиной  «Литература 9 класс».

Тема:Вечность и современность в стихах Б.Пастернака

Тип урока:  урок комплексного применения УУД .

Результаты:                

Предметные

  1. подбирать материал и готовить сообщение;

  2. выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  3.  анализировать лирические произведения;

  4. выразительно читать стихотворения;

  5. характеризовать образы;

  6. составлять ассоциативные ряды и на их основе формулировать микровывод.

Метапредметные

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации.

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи,

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

Личностные

  1. формировать социокультурную компетентность.уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  2. осознание черт этнической индивидуальности.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

  • формирование читательского мастерства:

  • умение дать доказательное суждение о прочитанном,

  • определить собственное отношение к прочитанному

  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

  • – следование в поведении моральным нормам и

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение

  • составление перечня основных признаков баллады в ходе сообщения учащихся, словарная работа

  • Составление ассоциативных рядов

  • осмысленное чтение и адекватное понимание

  • осмысление роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

  • планировать пути достижения целей;

  •  устанавливать целевые приоритеты

Оформление доски: эпиграф

Во всем мне хочется дойти до самой сути…

Б.Пастернак

        

Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Беседа

Сформулируйте цель урока, исходя из того, что сведения о балладе   нам уже знакомы. Используйте опорные слова:

  • углубить

  • расширить

  • повторить

  • совершенствовать

Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу

Настраиваются на плодотворную работу

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); установление причинно-следственных связей (П);  построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П);

II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Организация подготовки учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения

Прежде чем мы начнем читать и анализировать стихи, попытаемся представить внешний облик поэта .

Каким он был?

Что дает чтение словесных описаний его внешности теми ,кто хорошо знал его в жизни , что помогает понять в лирике Пастернака его внешность?

( работа по карточкам «Внешние особенности Пастернака в восприятии современников»)

Вступительное слово учителя.

Задает вопросы, актуализирующие знания учащихся

Выдвигает проблему.

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Слушают объяснение учителя, включаются в обсуждение/

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);  – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р);

III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Беседа, словарная работа с теоретическими понятиями.

Вторая учебная ситуация.

Знакомство с информацией о творческом пути Б.Пастернака:

Три эпохи Б.Пастернака.

    1. 1909-1913 –занятия философией , участие в кружке А.Белого, окончание университета , первые публикации. Преодоление символизма.

    2. 1914-1930 –Мировая война,революция Первая женитьба.

Время интенсивного лирического творчества.

    1. 1931- 1959

Предвоенная пятилетка. Война.

Женитьба на З.Н.Нейгауз.

Проза,переводы

Последняя любовь к Ольге Ивинской.

Объясняет понятия.

Записывают понятия.

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Работа по теме урока

Анализ стихотворений.

  1. Информация об авторе, о стихотворении, дать краткую творческую справку .Анализ раннего стихотворения «Февраль…»

Какие образы использует поэт в этом стихотворении?

Какие краски, звуки?

Какие средства художественной выразительности использует автор?

О чем это стихотворение?

2. Какое место занимает стихотворение в творчестве автора, является ли типичным для него, почему.

3. Связь с биографией автора, прототипы и адресаты стихотворения.

4. Каков смысл названия стихотворения, эпиграфа.

5. Жанр стихотворения.

6. Идея (что хотел сказать автор), тема (о чём стихотворение).

7. Основная мысль, её развитие.

8. Эмоциональная окраска, эмоциональное воздействие.

9. Преобладание личностного или общественного в стихотворении.

10. Авторское «я», отождествляется ли автор и лирический субъект (герой).

11. Особенности композиции.

Руководит анализом стихотворений, напоминает порядок анализа поэтических произведений.

С полнотой понятия и глубиной анализируют стихотворения, опираясь на схему анализа.

  Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

 ( волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

Контроль анализа стихотворений.


Контрольные вопросы. Стихотворение «Когда разгуляется»- Какое впечатление от стихотворения? (Каждому образу пейзажа приданы своеобразные , индивидуальные характеристики: облака сравниваются с грудой суровых горных ледников; лес «черной тенью насевшей копоти покрыт»)

- В каком году написано? (1956 г)

- Чем ознаменован этот период жизни Б.Пастернака? (Главное место в духовной жизни

поэта занимали непростые отношения с любимой)


- Какой образ создан поэтом в этом стихотворении? (Образ Бога, храма, высота

Духовности . Храм- образ Вселенной)

. Стихотворение одновременно светлое и

грустное.

Стихотворение «Ландыши»( 1927 год)

-  Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? ( если ученикам трудно ответить сразу, можно вернуться к этому позднее)

- Какова стилистическая окраска стихотворения?

- Так какое же настроение вызывает в нас это стихотворение?

Стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Как вы понимаете слово «суть»?(существующий ,присутствие, сущий)

«Дойти до самой сути» - то есть дойти до первоосновы бытия. Важно обратить внимание на местоимение 1-го лица «мне». Стихотворение звучит как монолог автора. Третья строфа состоит из глаголов : жить, думать, любить,свершать.

Сопровождает и контролирует мини-проект.

Обсуждают в группе, предлагают свои варианты фраз. Заполняют таблицу по предложенным темам.

установление причинно-следственных связей (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);использование критериев для обоснования своего суждения (К).достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л).

IV.  Физминутка


Электронная физминутка.

Приглашает учащихся отдохнуть

Выполняют упражнения

Регулятивные

Включение в систему знаний и повторение

Отчет о выполненной работе.

Обучающиеся стараются ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

Закончить анализ творчества можно выразительным чтение наизусть стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Защищают свое мнение.

Высказывают свое мнение.

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

(волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

V. Подведение итогов

беседа

Отвечают на вопрос: Каков лирический герой в мире поэзии Б.Пастернака?

Задает проблемный вопрос, подводящий итог уроку

Отвечают на поставленный вопрос.

Регулятивные

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений

VI. Рефлексия


Продолжите предложение:

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…    

Как я оцениваю свою работу на уроке?



Личностные

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

VI. Домашнее задание

Проблемный вопрос.

Анализ стихотворений по учебнику. Стр. 73-75. По аналогии с тем , как это делалось в классе



регулятивные




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!