Литературное чтение
Тема урока: Контраст в рассказе Виктора Астафьева «Белогрудка»
цель: создание условий для осознания, осмысления рассказа.
Задачи по содержанию:
1.Образовательные:
- проанализировать отдельные эпизоды рассказа;
- учить задавать вопросы друг другу;
2.Развивающие:
- развивать умение анализировать и пересказывать текст;
- развивать мышление учащихся;
3.Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества: любовь ко всему живому, сострадание, сопереживание чужому горю.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.
Предварительная подготовка: выучить наизусть стихотворение о защите природы.
Оборудование урока: учебники «Литературное чтение», проектор, компьютер, презентация, карточки для составления плана.
Ход урока
1.Организационный этап.
- Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем постигать удивительный мир литературы.
2.Проверка домашнего задания.
-Какой рассказ мы читали на прошлом уроке?
+ «Белогрудка».
- Кто автор рассказа?
+ Виктор Астафьев.
- Мы продолжаем работу с рассказом.
- Тема нашего урока: контраст в рассказе Астафьева «Белогрудка». Что означает это слово? У вас на партах есть ксерокопии из толкового словаря.
+…
2)- Дома вы составляли вопросы к рассказу. Поработайте в парах и задайте свой вопрос своему соседу.
(Обмен вопросами в парах).
-Какие интересные вопросы вам задали?
- Чей вопрос вам показался самым интересным?
Физкультминутка 10 –ая минута (мальчик)
3. Обобщение и систематизация знаний.
Работа в группах.
1)-Вспомним последовательность событий в рассказе. Выберите карточки с эпизодами из этого рассказа и соотнесите ваши эпизоды с рисунками, вывешенными на доске.
(Проверка выполненного задания)
2) – Найдите в своих частях слова, рассказывающие о о двух картинах жизни куницы – светлой (счастливой ) или тёмной (трагической).
Работа в группах: запись на листочках.
3)- А что это у нас получилось?
+План рассказа.
4)-Попробуйте в группах пересказать рассказ.
Физкультминутка 20-ая минута
(Проверка задания)
- А теперь проверим. (Дети пересказывают рассказ.)
4. Кроссворд.
5.Рефлексия
1) –Как вы считаете, какова главная мысль в рассказе? Найдите это предложение в тексте.
- А сейчас мы проведём игру « Молчанка». Какими мы должны быть, чтобы сохранить первозданный мир природы? Свои ответы вы будете записывать на листочке, завернёте край и передайте другому. Последний озвучит все качества.
(Звучит музыка «В мире животных»)
Ученик зачитывает написанные фразы.
Краснова Таня читает стихотворение М.Дудина
+ Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики.
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите!
- Сформулируйте основную мысль стихотворения. Как она связана с основной мыслью рассказа?
3) Домашнее задание (на выбор):
- пересказать рассказ;
- создать свой эпизод «Могло быть всё иначе», изменив рассказ.
4)Отметки за урок
-Персидский поэт Саади сказал: « Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека».
- Спасибо за урок. Все встали. Урок окончен.