I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок - 1 мин. | - Ребята, проверьте, пожалуйста, готовность к уроку! - Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. -Желаю вам успехов! | Проверка готовности к уроку (самопроверка, самоконтроль). | Регулятивные (формирование целевых установок). Личностные (отношение к учебной деятельности) |
II.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы и мотивация к изучению нового материала. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. 7 мин. | Учитель приглашает группу учащихся участвующих в сценке. Создание проблемной ситуации. - Вам понятно, о чем идет речь в данной ситуации? (- О налогах – слайд №1). - Зачем этой семье платить налог? | Инсценирование текста учебника с.121. -О налогах Возникновение проблемной ситуации | Коммуникативные (готовность слушать собеседника, участие в учебном диалоге) Регулятивные (формирование целевых установок) |
Ш.Актуализация знаний - 3 мин. | - Как вы понимаете значение слова «налог»? Учитель собирает информацию, работа с презентацией (слайд №2) | Отвечают на вопросы (записывают в центре листа слово «НАЛОГ»), слушают мнение одноклассников («Мозговой штурм» - флипчарт №1). | Познавательные (овладение базовыми предметными понятиями) Регулятивные (проявление творческой и познавательной инициативы) |
IV.Поиск решения проблемы - 27 мин. | 1.Кто платит налог? (слайд №2) - К какому мнению ВЫ пришли? Кто платит налоги? (работа с флипчартом) - На какие 2-е группы мы можем разделить всех перечисленных налогоплательщиков? Подводящий диалог: Граждане – это физические лица, а фирмы, учреждения, организации – это все юридические лица (слайд №2) . 2. «Кому?» физические и юридические лица платят налоги? (слайд №2) 3. «Зачем?» (слайд №2) - зачем семье необходимо платить налог? Ответить на этот вопрос Вам поможет работа с карточками. - На карточках представлены товары и услуги. Обсудите, по какому признаку их можно поделить на 2-е группы и разделите. Выслушивание мнений, выбор верного признака. Подводящий диалог: – Государство обеспечивает нас такими товарами и услугами, которые невыгодно производить предпринимателям. Такие товары и услуги называются общественными. Их производит государство. - А откуда государству взять на них средства? - Зачем же нам платить налоги? (слайд №2) - Что каждому из нас дают эти государственные структуры? Зачитывает стихотворение: Вы не платите налоги? – Это лично ваше дело. Лучше вы на эти деньги Особняк постройте модный Или виллу – просто шик! Но однажды в ночь глухую Загорится ваша вилла… К вам пожарные не едут – Нет пожарных нет машин! (А. Тимофеев, Нижегородская обл.) -Значит для нас важно, чтобы это существовало и действовало? (слайд №2) - Нужно платить налоги? Обобщение полученных знаний по теме урока с использованием приёма моделирования – «налоговое дерево» (Слайд № 3- 4) - Выберите слова, которые характеризуют налог (слайд № 5): - необязательный; - безвозмездный; - добровольный; - обязательный; - по возможностям. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/08/s_5a53b7bcc9278/s790842_1_1.png) - Теперь, после проделанной работы, мы можем вывести определение налога. Слайд № 6 - А теперь давайте вернемся к флипчарту №1 и определим, кто наиболее точно сформулировал определение налога. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/08/s_5a53b7bcc9278/s790842_1_2.png) | Ученики работают в группах: в кластере они фиксируют слово «КТО?», ведут дискуссию в группах. Высказывают свое мнение. - Одно лицо или организация Фиксируют ключевые понятия («Физические» и «юридические лица») в кластере Фиксируют слово «Кому?» - государству. Фиксируют ключевое понятие в кластер. В кластере записывают слово «Зачем?» Работа в группе. Выбирают только общественные товары и услуги. - от сбора налогов Открытие нового знания: - Для того, чтобы содержать государственные структуры. Фиксируют на кластере. - учимся в школе; -обращаемся к врачу; -пользуемся дорогами; - ходим в парк. -Очень важно. Учащиеся приходят к выводу, что необходимо платить налоги. Обсуждение в группе, выбор слов. Вставляют слова. Определяем победителя в группах | Коммуникативные (умение работать в группе, участие в учебном диалоге) Регулятивные (формирование целевых установок) Познавательные (умственные операции – анализ, классификация, отнесение к известным понятиям) Коммуникативные (умение работать в группе, слушать собеседника, участвовать в учебном диалоге) Познавательные (умственные операции – анализ, классификация) Коммуникативные (умение работать в группе, слушать собеседника, участвовать в учебном диалоге) Познавательные (формирование умений представлять информацию в виде схемы, овладение действиями установления причинно-следственных связей) Познавательные УУД (овладение логическими действиями анализа) Познавательные УУД (овладение логическими действиями анализа и синтеза) Регулятивные УУД (контроль правильности выполнения действий) |
V. Рефлексия и оценивание - 5 мин. | -Ребята, давайте посмотрим, как мы усвоили материал урока. Тест «Да»- «нет» (да «+», нет «-»). (Слайд № 7) | Запись в тетради (+ + - + -) Самопроверка по презентации (слайд №8) | Регулятивные УУД (самоконтроль правильности выполнения действий) |
VI. Домашнее задание – 3 мин. | Инструктаж по выполнению домашнего задания - №1 Оценка усвоения нового знания: 1.Урок полезен – всё понятно! 2.Лишь кое-что, чуть-чуть не ясно. Ещё придётся потрудиться. 3.Да, трудно всё-таки учиться! (Слайд №9) | Запись домашнего задания в дневник. 1.Высоко поднимают руку. 2. Поднимают руку, поставив локоть на парту. 3.Сидят, сложив руки «полочкой». | Регулятивные УУД (самооценка правильности выполнения действий) |