Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Занятие предмета
«Основы технического черчения»
Тема: «Прямоугольное параллельное проецирование»
Итоговое занятие
Подготовил преподаватель
Заикина Светлана Васильевна.
2017
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дисциплина: основы технического черчения
Преподаватель: Заикина Светлана Васильевна
Тема урока: «Прямоугольное параллельное проецирование»
Тип урока: обобщающий комбинированный урок.
Вид урока: практическая работа.
Цели урока:
Образовательная: совершенствовать представления о прямоугольном параллельном проецировании.
Воспитательные: воспитывать интерес к будущей профессии, творческую активность при выполнении чертежей в системе прямоугольного проецирования; способствовать формированию навыка работы в команде.
Развивающие: способствовать развитию навыков выполнения проецирования; развивать умения обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение и делать выводы при выполнении изображения геометрических тел и технических деталей.
Методическая: применение приёмов и методов организации самостоятельной работы на уроке на основе использования вариативных заданий.
Форма организации учебного занятия: групповая, интерактивная.
Технологии: информационно – коммуникативные, технологии групповой деятельности и развивающего обучения.
Методические приёмы: презентация, практические задания, работа в группе, работа консультанта, работа с карточками – заданиями, ответы на вопросы.
Материально – техническое обеспечение урока: карточки – тесты, карточки – задания, чертёжные принадлежности, модели деталей, компьютер, экран, доска, мел, маркеры, цветные плакетки.
Литература к уроку:
Вышнепольский И.С. Техническое черчение. М. Просвещение. 1985.
Боголюбов С.К. Задания по курсу черчения. М. ВШ. 1978
Бродский А.М. Черчение (металлообработка) М. Академия. 2007
Дополнительные источники:
Техническое черчение. Конышева Г.В., М., Дашков и К, 2006
Черчение плоских и пространственных фигур. Гордон В.О., М., Учпедгиз, 1955
Преподавание технического черчения. Серкутьев Г.В., Минск, Технопринт, 2005
Вышнепольский И.С. Методика преподавания черчения. М. ВШ. 1972
№ п/п | Этапы урока | Время 45 / |
1 | Организационный момент Приветствие и проверка готовности к уроку Разделение обучающихся по бригадам Представление консультанта | 3/ - 4/ |
2 | Мотивационный блок Объяснение практической значимости темы урока Сообщение целей и хода занятий. | 2/ |
3 | Актуализация опорных знаний на основе использования электронной презентации Беседа по вопросам | 5/ - 6/ |
4 | Обобщение пройденного материала: - проведение инструктажа по выполнению дальнейших упражнений; -выполнение упражнений: 1) нахождение соответствия наглядного изображения и прямоугольных проекций; 2) выполнение эскиза с модели детали; 3) нахождение недостающих линий на чертеже; 4) тест на подсчёт количества соприкосновений кубиков гранями; 5) тест на подсчёт количества однотипных элементов в данной конструкции; - Конкурс бригадиров | 20/ - 23/ |
5 | Рефлексия | 7/ |
6 | Выдача домашнего задания | 3/ |
Ход урока
1 Организационный момент.
2. Мотивационный блок.
Вступительное слово преподавателя.
На занятиях технического черчения мы познакомились с различными способами изображения предметов на чертеже. Эти знания вам пригодятся в дальнейшем в работе с технической документацией, в которой есть чертежи деталей. Они являются основой вашей работы. Вы должны уметь их читать и владеть графическим языком.
Задача сегодняшнего урока - совершенствовать полученные знания по изображению прямоугольного параллельного проецирования.
В ходе урока вы будете работать с тестами, карточками – заданиями, находить отличия и ошибки, решать творческие задания. Поэтому для начала давайте объединимся в бригады по 6 человек (3 парты), выберем бригадиров, которые будут распределять задания и координировать работу своей бригады. Чтобы отличить членов бригад приколите к левой стороне груди цветную плакетку /красную, синюю, жёлтую, зелёную/, цвет которой выберет бригадир. Все задания будут оцениваться следующим образом:
3 балла – если решение правильно;
2 балла – если допущены незначительные ошибки;
1 балл – если задание выполнено с грубыми ошибками, или не выполнено.
Соответственно в конце занятия баллы бригады суммируются:
30 и более баллов - всем членам бригады «5»;
29 - 24 балла - всем членам бригады «4»;
23 - 18 баллов - всем членам бригады «3»;
менее 18 баллов, всем членам бригады необходимо будет позаниматься дополнительно и снова попробовать решить эти задания.
А помогает мне сегодня ваш товарищ __________________________________, его будем называть консультантом. Обязанности консультанта раздавать и собирать задания, проверять результаты, сверяя с эталонами ответов подсчитывать баллы.
3. Актуализация опорных знаний:
Беседа по вопросам:
Какие способы изображения предметов на плоскости вы знаете?
/Изображение по видам; изображение в аксонометрии/
Как образуется способ изображения по видам?
/Прямоугольным проецированием – V,W,H/
Какие способы в аксонометрии вы знаете?
/Диметрическое фронтальное и изометрическое проецирование/
Дайте определение понятию «чертёж»?
/Чертёж - графический документ, содержащий информацию для изготовления и контроля изготовления деталей/
Дайте определение слову «черчение»?
/Наука, изучающая графический язык/
А графический язык состоит из линий чертежа и теперь бригады могут отвечать хором.
Как называются линии чертежа:
Линия видимого контура…/Основная сплошная толстая/;
Размерная линия…/Основная сплошная тонкая/;
Линия невидимого контура…/Штриховая/;
Линия обрыва…/Волнистая линия/;
Осевая линия…/Штрихпунктирная/;
Линия, показывающая место сечения или разреза /Разомкнутый штрих/;
Как применяется линия:
Основная сплошная толстая … /Как линия видимого контура/;
Основная сплошная тонкая… /Как размерная линия /;
Штриховая… /Как линия невидимого контура/;
Волнистая линия… /Как линия обрыва/;
Штрихпунктирная… /Как осевая линия/;
Разомкнутый штрих… /Как линия, показывающая место сечения или разреза /
За каждый правильный ответ – 1 балл в копилку бригады
4. Обобщение пройденного материала:
Преподаватель с консультантом выдают бригадирам пакеты с заданиями и упражнениями, бригадиры распределяют задания между членами бригады.
Консультант засекает время. По окончанию времени – забирает и проверяет ответы.
- проведение инструктажа по выполнению дальнейших упражнений;
Выполнение заданий:
1) На листе бумаги формата А4 - Выполнить эскиз в трёх видах с модели детали, изображённой на доске;
2) На листе бумаги формата А4 - Выполнить эскиз в аксонометрии с модели детали, изображённой на доске;
3) По карточке - установить соответствие наглядного изображения и прямоугольных проекций;
4) По карточке - найти недостающие линии на чертеже;
5) По карточке - подсчитать количество соприкосновений параллелепипедов гранями;
6) По карточке - подсчитать количество однотипных элементов в данной конструкции;
7) По карточке – найти проекции точек на видах;
8) Нахождение третьей проекции по двум видам
Студенты работают с раздаточным материалом, заполняют таблицы ответов, выполняют эскизы, расставляют недостающие линии, ищут проекции. Оказывают помощь друг другу внутри бригады, по мере выполнения сдают задания консультанту.
9) Конкурс бригадиров /проводится для увеличения оценок для бригады/
Бригадир выбирает товарища по бригаде, который выходит со своего места в проход между столов, надевает повязку на глаза и только на слух продвигается к доске с завязанными глазами подходит к доске и пытается нарисовать квадрат. Бригадир стоит возле доски и подаёт команды словами: «вперёд», «выше», «левее», «правее», «вниз», «вверх»…, - «настраивает» напарника на изображение, где тот и обводит квадрат.
Максимальное количество 3 балла
– учитывается: соразмерность сторон, параллельность линий и точность подачи команд бригадиром.
Консультант проверяет ответы команд, сверяя их с эталонами ответов, заполняет итоговую таблицу:
| Этапы работы/команды | Красная | Синяя | Жёлтая | Зелёная |
1 | Беседы по вопросам черчения и названиям линии чертежа и их применения | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-3 |
2 | Выполнение эскиза в трёх видах с модели детали | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-3 |
3 | Выполнение эскиза в аксонометрии с модели | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-3 |
4 | Установление соответствия наглядного изображения и прямоугольной проекции | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-3 |
5 | Нахождение недостающих линий на чертеже | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-3 |
6 | Подсчёт количества соприкосновений параллелепипедов гранями | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-3 |
7 | Подсчёт количества однотипных элементов в данной конструкции | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-3 |
8 | Решение теста на нахождение соответствия проекций | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-3 |
9 | Нахождение третьей проекции по двум видам | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-3 |
10 | Конкурс бригадиров | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 1-3 |
| итого | 10-30 | 10-30 | 10-30 | 10-30 |
| Оценки за урок | 3-5 | 3-5 | 3-5 | 3-5 |
5. Рефлексия: комментарии итогов урока.
6. Выдача домашнего задания: дома повторите конспект, подготовьте инструменты и принадлежности к следующему занятию и решите маленькую задачу на нахождение третьего вида.
Спасибо всем! Урок окончен!
Приложения к уроку.
Задание №1 Выполнить эскиз в трёх видах с модели детали, изображённой на доске;
2) На листе бумаги формата А4 - Выполнить эскиз в аксонометрии с модели детали, изображённой на доске;
3) По карточке - установить соответствие наглядного изображения и прямоугольных проекций;
4) По карточке - найти недостающие линии на чертеже;
5) По карточке - подсчитать количество соприкосновений параллелепипедов гранями
| | |
1 | 2 | 3 |
| | |
4 | 5 | 6 |
| | |
7 | 8 | 9 |
Заполни таблицу ответов |
За
№ конструкции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
№ параллелепипеда | 1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | |
Эталон ответов
№ конструкции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
№ параллелепипеда | 1 | 2 | 3 | 6 | 3 | 4 | 2 | 3 | 6 | 2 |
2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 3 | 4 | 7 | 6 |
3 | 4 | 3 | 8 | 4 | 5 | 5 | 7 | 5 | 6 |
4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 | 5 | 5 | 6 | 4 |
5 | 1 | 2 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 5 | 5 |
6) По карточке - подсчитать количество однотипных элементов в данной конструкции;
Заполни таблицу ответов
№ конструкции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Количество кубиков | | | | | | | | | |
Эталон ответов
№ конструкции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Количество кубиков | 27 | 15 | 22 | 21 | 40 | 19 | 15 | 20 | 11 |
7) По карточке – найти проекции точек на видах;
8) Нахождение третьей проекции по двум видам