СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по Всеобщей истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлен конспект урока по Всеобщей истории для 9 класса. Урок построен с применением различных еодов работы. Для проведения урока необходимы наглядные материалы (возможно использовать презентацию или мел и доску для самостоятельного схематичного изображения основных тезисов).

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по Всеобщей истории»

Методическая разработка урока по Всеобщей истории для 9 класса:
« Гражданское общество. Социальные движения».

Рожкова Валерия Борисовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8 Советского района Волгограда»

Учитель истории и обществознания

Цели:

Обучающие:

- Сформировать представление о «гражданском обществе».

- Рассмотреть динамику развития социальных движений в XX веке.

- Рассмотреть основные направления социальных движений второй половины XX века.

Развивающие:

- Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главную и второстепенную мысль

- Формирование умения составлять схему на основе текста

Воспитательные:

- Формирование ценностного отношения к демократии как политического течения, к гражданскому обществу как важной составляющей правового государства.



Средства обучения:

1.Учебник Сорока-Цюпа О.С. «Всеобщая история. Новейшая история» 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2009.

Ход урока

Метод. приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.


Подготовка к уроку.

Добрый день. Запишите тему урока и план.
План:
1. Развитие гражданского общества в 1890 – 1960-х гг.

2. Социальные движения в 1960 – 2000 е гг.

Готовятся к уроку. Записывают тему урока, дату и план в тетрадях.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

На прошлом уроке мы с вами рассматривали политическое развитие 1970- 2000 х. гг.


- Какие причины существовали для смены курса экономической политики? Почему был взят курс на консервативно-реформистский тип экономической политики?


- Дома вы должны были составить график развития политических течений на примере графика «Демократизации». Пожалуйста, изобразите на доске.


- Какие изменения происходили в политической сфере в ХХ веке?

Ответы на вопросы учителя.

Изучение нового материала.


1. Развитие гражданского общества в 1890 – 1960-х гг.
























2. Развитие социальных движение в 1960 – 2000- е гг.


























На рубеже веков , как мы уже знаем, произошел всплеск демократического движения, первая волна. В связи с этим происходит бурный расцвет организаций гражданского общества. Появляются новые научные, студенческие, молодежные сообщества в рамках которых граждане выражают частные интересы. Откройте страницу 188 учебника, прочтите первые два абзаца пункта «Гражданское общество и социальные проблемы».


Назовите главные черты гражданского общества в рассматриваемый период?






- Совершенно верно. А как партии смогли поделить различные объединения между собой?














Спасибо. Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что в первой половине ХХ века всё еще значительную роль играли политические партии в жизни общества. Однако с 1960-х ситуация начинает меняться. Давайте проследим эти изменения и составим схему.

Откройте стр. 190 учебника. Прочтите пункт «Изменение роли и характера гражданского общества».


- Итак, что же происходит с 1960-х годов? Какие изменения вы выделили?









Верно, теперь гражданское общество не было заинтересовано в участии в политических организациях. Однако, на смену политических, приходят другие объединения. Чем характеризовались эти объединения? Какие отличия были от политических организаций?













Теперь давайте на основе прочтенного пункта составим схему. (Приложение 1)



Появляются новые организации в обществе. Таким образом можно выделить несколько видов социальных движений характерных для второй половины ХХ века:

  1. Антивоенное

  2. Студенческое

  3. Феменистское

  4. Экологическое

  5. Этническое и национальное.


Итак, теперь в оставшееся время вы должны заполнить сравнительную таблицу «Социальные движения 1960-2000-х» . Для этого вы можете использовать учебник, три пункта со стр 191.

В конце урока все должны сдать таблицу на проверку.



Студенческое движение

Экологическое движение

Этническое и национальное

Соц. Состав




Основные идеи




Способы борьбы




Период возникновения

Появляются с 1960-х

Первая партия в 1973 г.

С конца 1950-х



Ваши таблицы проверю и выставлю оценки. Результаты сообщу на следующем уроке.

Ребята, таким образом, главным итогом изменений в социальной сфере является проявление новых форм борьбы за свои интересы. Граждане больше заинтересованы в защите своих личных интересов, нежели защита политических прав.








Читают текст учебника.



- политизация и идеологизация общественной и частной жизни

- влияние партий на общество


- Консерваторы контролировали христианские профсоюзы, анархисты руководили крупными профсоюзами во Франции, Италии, Испании, США. Социалисты и коммунисты – профсоюзы рабочих. Фашисты опирались на общества фронтовиков и т.д.


- Чтение учебника.









- Начинается падение популярности политических партий, люди не заинтересованы в политической жизни страны, не хотят участвовать в выборах. Общество ищет иные формы взаимодействия.


- С 1960-х гг. появляются новые организации, которые учитывают интересы частного характера, они более уже чем политические объединения. Например общества взаимопомощи, в защиту потребителя и др. Эти движения отражают стремление к взаимопомощи, к защите интересов индивидуума, в отличие от политических партий, которые представляли интересы как правило какой-либо части (слоя) общества.













- Заполнение таблицы.

Домашнее задание.


Читаете параграф 21. Вопрос 3 – письменно. (Сравните черты гражданского общества в индустриальную и постиндустриальную эпоху. Определите главные отличия.)

Записывают домашнее задание.



Список использованной литературы:
1. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. М.; Просвещение, 2011.

2. Соловьев А. К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX - начало XXI». М.: Просвещение, 2011.

Приложение 1.