Организационный момент. | - Прозвенел звонок и смолк – начинается урок. И пускай грамматика – наука очень строгая, Но мы с тобой грамматику осилим понемногу. Она трудна, но без неё плохое было бы житьё! На уроке не зевай: слушай, думай, отвечай. И тогда ты в свой дневник «пять» получишь, ученик! | Учащиеся садятся за парты. |
Сообщение темы урока. | - Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в гости в удивительный сказочный город Грамотеевск, все жители которого очень любят русский язык и гордятся своими знаниями. Жители сказочного города познакомят нас со словами, обозначающими предметы, научат правильно задавать вопросы к этим словам. Нам предстоит узнать много интересного и полезного, того, что пригодится нам в жизни. - Сначала мы заглянем к Всезнайке. Учитель показывает слайд. -Давным-давно ещё в глубокой древности человек, познавая природу, мир вокруг себя, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, реку и называл их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек изобретал и использовал вещи и придумывал, как их назвать : это топор, миска, дом… Дал он названия и своим чувствам, так родились слова любовь, красота, доброта… Когда появились разные профессии, они тоже получили названия: охотник, рыболов… И страшные события нашли отражение в речи, они стали называться голод, война, болезнь… Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, реки, горы, страны, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя. Одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы. Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО? а) Дидактическая игра «Угадай слово»: -Назовите, что нарисовано на картинках. Из начальных букв этих слов составьте новое слово. -Что обозначает это слово? Какой вопрос можно задать к этому слову? Почему? растения    явления природы события предметы города, реки, горы, страны -Рассмотрите иллюстрации. Из начальных букв этих слов составьте новое слово. -Что обозначает это слово? На какой вопрос оно отвечает? Почему? люди рыбы
кто? животные  птицы профессии людей - Слов, обозначающих предметы, в русском языке очень много, и без них было бы трудно людям понимать друг друга. - Спасибо Всезнайке. Полученные знания пригодятся нам сегодня на уроке. А теперь мы отправляемся к Чистописалкину. а) прописывание по образцу учителя букв и буквенных соединений, б) составление и запись с проговариванием слогов и слов, в) комментированное письмо предложения: Знания для ума, что теплый дождик для всходов. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? | Учащиеся слушают рассказ. Дети отгадывают слова, составляют опорную схему – таблицу. Дети формулируют вывод, составляется схема |
Словарная работа. | - Посмотрите, нас уже ждет Словарик, он приготовил для нас свои загадки. а) Работа с загадками: - К словам-отгадкам поставить вопрос кто? или что? Объяснить, почему. 1) В огороде вырастаю, а когда я созреваю, Варят из меня томат, в щи кладут и так едят 2) Летом бродит без дороги между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. 3) Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног. Утром рано встает, детей в школу зовет. 4) Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? 5) Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. 6) С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвостик колечком. б) Звуко-буквенный анализ слова: - Ну а теперь мы идем к соседу Словарика – Почемучке. У него тоже найдётся для нас интересное задание. -Соберите слово, правильно расставив в нем буквы. Р И Н О А Д (Родина) -На какой вопрос отвечает слово? -Что мы называем Родиной? -Что является нашей общей Родиной? в) Составление предложения из слов, данных в нужной форме: РОССИЮ, ХЛЕБ, КОРМИТ, ВСЮ, МОЯ РОДИНА. -Запишите предложение. Вспомните правила правописания предложения. -Найдите в предложении слова, обозначающие название предметов. На какие вопросы отвечают эти слова?
| Дети отгадывают загадки. - Помидор. - Медведь. - Петух. - Картофель. - Дерево. - Собака. Учащиеся разбирают предложение, составляют схему. Затем находят слова, обозначающие название предметов. |
Изучение нового материала. | - Открываем страницу 89, упр. 2. - У художника Кисточкина тоже есть для нас задание.  -Рассмотрите картинку. -Запишите, кто живет в лесу, потом, что растет в лесу. Кто?:_______________________________ - Объясните, почему к этим словам мы задаем вопрос КТО? Что?:______________________________. -Почему к этим словам надо ставить вопрос ЧТО? - У малыша Любознайки нас ждёт еще одно интересное упражнение на стр. 88 упр. 1. - Прочитайте стихотворение. - Выпишите выделенные слова в два столбика. КТО? ЧТО? - Объясните, почему для одних животных ещё ночь, для других – уже утро. | Дети работают по иллюстрации. Учащиеся формулируют вывод с опорой на схему – таблицу. Дети выполняют самостоятельно упражнение. |
Итог урока. | - Молодцы, ребята. Все жители сказочного города Грамотеевска очень довольны вами. Вы очень старались, и поэтому они приглашают вас немного поиграть в свою любимую игру «Четвёртый лишний». -Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Объясните свой выбор: *тетрадь, ученик, пенал, ручка * врач, бинт, вата, зелёнка *телёнок, лошадь, овца, коровник *марка, почтальон, газета, конверт *сестра, брат, дом, родители -Какие слова отвечают на вопрос КТО? -Какие слова отвечают на вопрос ЧТО? -К сожалению, урок подходит к концу, и нам пора возвращаться к себе в школу. Но мы ещё не раз побываем в городе, где все жители любят и знают русский язык. - С какой темой познакомились на уроке? - Что нового узнали сегодня на уроке? - Чему учились на уроке? | Ученики выполняют дидактическую игру «четвертый лишний» Дети отвечают на вопросы. |