СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Строи и управление ими"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Строи и управление ими"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Строи и управление ими"»

Тема: «Строи и управление ими».


Цель:

  1. Познакомить учащихся с основными положениями Строевого устава Вооруженных Сил РФ.

  2. Научить учащихся правильно и быстро выполнять команды.


Задачи:

1. Учебная:

- познакомить учащихся с определениями понятий строя и порядком управления ими.

- познакомить учащихся с обязанностями военнослужащих перед построением и в строю.

2. Развивающая: научить учащихся правильно выполнять строевые приемы.

3. Воспитательная: привить учащимся исполнительность и строевую выправку.

Тип урока: комбинированный.

Место: Кабинет ОБЖ.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Строевой устав Вооруженных Сил РФ.

  2. Плакат «Строи и управление ими».

Литература:

1. Учебник для 10 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев, Москва, «Просвещение», 2007 г.

2. Строевой устав Вооруженных Сил РФ, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г.

Межпредметные связи: физкультура.

Квалификационные требования:

Учащиеся должны знать:

- основные положения Строевого устава Вооруженных Сил РФ,

- обязанности военнослужащих перед построением и в строю.









План-конспект урока



Структурная часть

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Цели

1. Организационный момент- 1 мин.

Приветствие учащихся, отмечает в журнале отсутствующих.

Учащиеся приветствуют преподавателя, командир помогает преподавателю отметить отсутствующих.

Подготовка учащихся к работе на занятии, включение учащихся в деловой ритм.

2. Актуализация опорных знаний через опрос учащихся – 4 мин.

А сейчас давайте вспомним с вами, что мы проходили на прошлом уроке.

1. Как называлась наша тема?



2. Для чего предназначен автомат Калашникова?



3. Какой огонь ведется из автомата?



4. На чем основано автоматическое действие автомата?



Учащиеся отвечают на заданные преподавателем вопросы.

1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.


2. Для уничтожения живой силы противника.


3. Автоматический огонь или одиночный огонь.


4. На использовании энергии пороховых газов.

Выяснение степени усвоения, задаваемого на дом материала, определение пробелов в знаниях и их коррекция.

Используется метод контроля фронтальный опрос.

3.

Мотивация учебной деятельности – 1 мин.

Мы с вами вспомнили назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

А сегодня рассмотрим строи и управление ими.

Учащиеся внимательно слушают преподавателя.

Организация внимания учащихся, обеспечение восприятия нового материала.

4. Изучение нового материала – 25 мин.

Итак, тема нашего занятия: «Строи и управление ими»

Цель, которая будет стоять перед нами — разобраться, что такое строи и как управляют ими.

Я надеюсь, что ответы на эти вопросы вы найдете в течение нашего занятия.


Ребята, что такое строй?



Строй – установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Фото 1.

Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии. Фото 2.

Фланг — правая и левая оконечность строя.

Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом.

Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.

Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими, подразделениями и частями.

Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими, подразделениями и частями.

Ширина строя — расстояние между флангами.

Глубина строя — расстояние от первой шеренги до последней.

Ряд – двое военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому, Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.

Ребята, какие строи вы знаете?




В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями. Фото 2.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения — одно за другим. Колоны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Они применяются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.

Развернутый строй — подразделения расположены на одной линии по фронту в одношереножной или двухшереножном строю или в линию колонн на интервалах, установленных уставом или приказом командира.

Двухшереножный строй – строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага. Шеренги называются: первая и вторая. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Походный строй — подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных уставом или приказом командира. Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша.

Направляющий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении.

Замыкающий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.




Как осуществляется управления строями?




Команда разделяется на предварительную и исполнительную, команды могут быть и только исполнительные. Фото 3.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. Фото 4.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и энергично. По исполнительной команде производиться немедленное четкое ее выполнение.

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «Отставить». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.



Ребята, сейчас вы будете работать самостоятельно с наглядным пособием. Запишите в свои тетради обязанности солдата перед построением и в строю. Прил. 1.

Учащиеся записывают название темы занятия.






Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.


Учащиеся записывают в тетради основные определения Строевого устава.























Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.


Учащиеся записывают в тетради определение различных видов строя.





































Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.


Учащиеся записывают в тетради, каким образом осуществляется управление строями.















Учащиеся самостоятельно работают с наглядным пособием, слушают объяснения преподавателя.


Преподаватель сообщает тему урока и нацеливает учащихся на изучение нового материала.





Изучение нового материала начинается с вопроса: «Что такое строй?»

























Преподаватель обращает внимание на

определение различных видов строя.






















































Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются наглядное пособие.


5. Закрепление изучаемого материала – 8 мин.

Итак, давайте закрепим материал нашей темы.

Я предлагаю вам обратиться к записям в своих тетрадях с целью изучения материала.


Ну, а теперь ответьте на вопросы теста 10:


1. «Что такое строй?»

1.Установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

2.Размещение военнослужащих.

3.Размещение частей.


2.«Что такое фланг?»

1.Фланг — начало строя.

2.Конец строя.

3.Правая и левая оконечность строя.


3. «Что такое шеренга?»

1.Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на двух линиях.

2.Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии.

3.Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на трех линиях.


4. «Что такое интервал?»

1.Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими, подразделениями и частями. 2.Интервал — расстояние в глубину между военнослужащими, подразделениями и частями.


5. «Что такое дистанция?»

1.Дистанция — расстояние по фронту между военнослужащими, подразделениями и частями. 2.Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими, подразделениями и частями.


6. «Что такое ряд?»

1.Ряд – двое военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Ряд – двое военнослужащих, стоящих в одношереножном строю в затылок один другому.




7. «Что такое колонна?»

1.Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены по фронту.

2.Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу.


8. «Что такое развернутый строй?»

1.Развернутый строй — подразделения расположены на одной линии по фронту в одношереножной или двухшереножном строю или в линию колонн на интервалах, установленных уставом или приказом командира.

2.Развернутый строй — подразделения расположены на двух линиях в глубину одношереножной или двухшереножном строю или в линию колонн на интервалах, установленных уставом или приказом командира.

3.Развернутый строй — подразделения расположены на трех линиях по фронту в одношереножной или двухшереножном строю или в линию колонн на интервалах, установленных уставом или приказом командира.


9. «Кто такой направляющий?»

1.Направляющий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся вторым в указанном направлении.

2.Направляющий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении.

3.Направляющий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в указанном направлении.


10. «Кто такой замыкающий?»

1. Замыкающий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся первым в колонне. 2.Замыкающий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся вторым в колонне. 3.Замыкающий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

Учащиеся работают со своими тетрадями.



Предполагаемые ответы 10:


1.Установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.




2.Фланг — правая и левая оконечность строя.




3.Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии.






4.Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими, подразделениями и частями.





5.Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими, подразделениями и частями.




6. Ряд – двое военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому.






7.Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу.




8. Развернутый строй — подразделения расположены на одной линии по фронту в одношереножной или двухшереножном строю или в линию колонн на интервалах, установленных уставом или приказом командира.










9.Направляющий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении.








10. Замыкающий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

Самостоятельная работа с тетрадями.




Используется метод контроля (письменная проверка знаний)

6. Обобщение и систематизация изучаемого материала – 2 мин.

Предлагает рассказать, что нового учащиеся узнали на уроке.

Слушают вопросы, отвечают, делают выводы по изученному материалу.


7. Подведение итогов занятия и оценка деятельности учащихся – 3 мин.

Вначале занятия перед вами был поставлен вопрос: «Что такое строи и как управляют ими?»

Я надеюсь, что вы уже сможете ответить на этот вопрос.

Итак,

      1. Какова цель нашего занятия?

      2. Достигли ли мы ее?

      3. Что нового вы сегодня узнали?

      4. Вам понравилось занятие?


Преподаватель делает выводы по результатам занятия, анализирует работу учащихся. Знакомит с оценками за работу на уроке.

Каждый учащийся высказывает свое мнение по данному вопросу.




Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.




Учащиеся слушают, анализируют, делают выводы.

Решение проблемного вопроса.



Рефлексия

8. Сообщение домашнего задания – 1 мин.

К следующему уроку выучить определение понятий «строй», «шеренга», «интервал», «дистанция».

Учащиеся записывают домашнее задание.

Информация домашнего задания, инструкция по его выполнению.