Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство
Министерство образования Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено на заседании МО Утверждаю:
Естетсвенно-научных дисциплин Директор ГПОУ «СТТТ»
Протокол № 2 ___________________
От 21. 10. 2015г. .
Председатель МО 21. 10. 2015г.
Черепянская Н.Ф.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеклассного мероприятия по предмету МАТЕМАТИКА
Интеллектуальная ролевая игра
«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КАФЕ»
разработала: преподаватель Черепянская Н.Ф.
высшая квалификационная категория
г. Сыктывкар
2015-2016 учебный год.
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………..............стр. 3
- Цели и задачи методической разработки……….……….стр. 4
- План-конспект мероприятия……………………………. стр. 7
- Источники информации…………………………. ..........стр. 11
- Приложения:
Пояснительная записка
Актуальность методической разработки ролевой интеллектуальной игры «Математическое кафе» заключается в необходимости проведения таких мероприятий, которые побуждают интерес к математике, к учебному процессу, позволяют привлечь студентов с разными способностями и интересами, внести позитивные изменения в структуру личностных показателей обучающихся.
Игровые педагогические технологии в современном учебном заведении делают ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса. Игровая деятельность, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде. Игра как метод обучения на уроке или его части, как технология внеклассной работы позволяет: во - первых, привлечь большое количество обучающихся, во - вторых, создать условия для преодоления различных трудностей в общении и учебе, вдохновения, самореализации, получения удовольствия от интеллектуальной деятельности.
Проблема. В настоящее время существует тенденция снижения мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин студентами профессионального учебного заведения, в том числе и математики. Математические олимпиады, конкурсы, кружки, как правило, охватывают обучающихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин.
Цель методической разработки внеклассного мероприятия по математике в форме деловой игры «Математическое кафе» направлена на формирование условий для развития интереса обучающихся к математике, совершенствования способов умственной деятельности с помощью занимательных заданий и практических задач с профессиональным содержанием.
Задачи:
Изучение и применение современных педагогических технологий: технология деловой игры, ИКТ- технология;
Пополнение банка данных учебно-воспитательных мероприятий по предмету, направленных на формирование готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению; целенаправленной познавательной деятельности; осознанному овладению профессией; умение применять полученные знания по предмету в профессиональной деятельности; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Разработка дидактического материала для повторения, систематизации и обобщения учебного материала по предмету.
Ролевая игра «Математическое кафе» предполагает участие от 2 - 4 команд от 4 - 6 человек (посетители кафе), каждая из которых занимает свой столик, выбирает задания из предложенного меню по соответствующим ценам (баллам), вырабатывает коллективное решение по вопросам темы и представляет его в виде обоснованного ответа. Столики обслуживают «официанты» - раздают задания, передают листочки с решениями и ответами жюри. В кафе работает «администратор», координирующий ход игры. Каждый присутствующий на игре может выполнять любое посильное для него задание «Бухгалтерия» проводит расчеты и подводит итоги.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора заданий и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Универсальность данной разработки заключается в том, что ролевая интеллектуальная игра «Математическое кафе» может быть использована для проведения внеклассных мероприятий по всем учебным дисциплинам, профессиональным модулям; в рамках предметных недель, классных часов, а так же в масштабах техникума.
Цель игры во многом направлена на развитие познавательной и творческой активности студентов, выявление общей эрудиции обучающихся, на развитие любознательности, лидерских качеств личности.
Для осуществления данной цели разработана методическая продукция теоретического, дидактического и наглядного материала в электронном варианте, созданного в среде Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point для повышения эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Дидактический материал позволяет одновременно проводить повторение, закрепление и проверку знаний и умений студентов по темам курса математики в интерактивной форме через систематизацию и обобщение обширной информации; через межпредметную связь математики с биологией, химией, историей, специальными дисциплинами и МДК на примерах заданий практического содержания, через развитие наглядно- образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков студентов.
Вопросы и задания игры соответствуют общеобразовательной программе по математике, имеют разный уровень сложности, предполагают и наличие суммы знаний, полученной за рамками предметной программы, в том числе, в профессиональной деятельности студентов. Многие вопросы требуют логического решения и смекалки. В передаче и усвоении информации используются ИКТ. Программные средства содержат в себе четко структурированную учебную информацию во множестве наглядных изображений, рисунков, таблиц в электронном виде. В первую очередь расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения: наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Устанавливаются интегративные связи, которые позволяют ярче представить характеристику предмета, показать взаимосвязь между содержанием отдельных предметных образовательных разделов и модулей, между предметным обучением и общей информационной подготовкой студентов. Отдельные элементы игры - вопросы-задания, кроссворд, выведенные в электронном и бумажном вариантах используются как дидактический контрольно-измерительный материал для проверки знаний по отдельным темам курса математики.
План-конспект внеклассного мероприятия «Математическое кафе»
Преподаватель: Черепянская Н.Ф.
Предмет: математика
Время: 90 минут (учебная пара)
Группа: студенты I, II курсов (16-18 лет)
Форма организации учебного занятия: игра Используемые технологии: ИКТ, игровые технологии Межпредметные связи: химия, биология, история, обществознание, специальные дисциплины и МДК (кулинария, товароведение, спецтехнология, физиология питания) Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная Цели и задачи мероприятия:
Цель: побуждение интереса к предмету, развитие познавательной и творческой активности студентов, совершенствование способов умственной деятельности с помощью занимательных заданий и практических задач с профессиональным содержанием.
Задачи:
Образовательные: углубление, расширение теоретических знаний; систематизация и закрепление знаний и практических умений по дисциплине «Математика»
Развивающие: развитие способностей к саморазвитию, формирование умений и навыков самостоятельной деятельности: выделять главное, обобщать и систематизировать имеющиеся знания; развитие способов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение); способствовать развитию речи (владение математическими понятиями, терминами), развитие культуры коллективного умственного труда.
Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям; формирование качеств личности, отражающих толерантность, дисциплинированность, вежливость, товарищество.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Инновационные: компьютер, мультимедийный проектор
Технические: калькуляторы
Печатные – дидактический материал: практические задачи и занимательные задания; меню, расчетная таблица для жюри
Оформительские:
- оформление кабинета (кафе): бумага для записи, ручки, карандаши
- расстановка и оформление столов
- вывеска с названием «Математическое кафе»
- оформление меню
Структура мероприятия.
Этапы | Ход мероприятия | Время | Деятельность студентов |
Подготовительный |
Определение целей, задач, составление плана мероприятия, подготовка методического обеспечения, оборудования | 1. Изучение материала, разработка и подготовка заданий в электронном и печатном виде. 2. Выбор участников, распределение ролей 3 Проведение конкурса среди студентов на лучшее название кафе, блюд, оформления меню, стола и т.п. на лучший математический синквейн | За месяц | Выбирают команду, лидера Решают тренировочные задания Выбирают роли: официанты , администратор (ведущий) изучают свои роли, репетируют. Участвуют в конкурсе |
Оформление | Оформление кабинета | накануне | Оформляют кабинет: расстановка и оформление столов (калькуляторы, ручки, карандаши, листы для записи и т.п.) |
2. Основной |
Организационный момент | Приветствие. Организация рабочих мест | 10 мин | Ведущий – администратор кафе – приветствует гостей, объявляет участников, гостей, жюри, называет роли, объясняет правила игры |
Актуализация и мотивация знаний. Раздача дидактического материала с практическими заданиями, инструктаж и рекомендации по их выполнению | Ведущий – администратор -знакомит с меню, проводит инструктаж |
Проведение игры | Реализация сценария игры (см. приложение № 1 Сценарий игры) | 60 мин | Ведущий объявляет название блюда и его цену, время. Официанты раздают задания, собирают письменные ответы и решения, передают бухгалтерии – жюри для расчета. Участники выбирают задание и выполняют его за определенное время. |
3. Заключительный |
Итоги игры | Оценка результатов. Подведение итогов. | 10 мин. | Жюри подводит итоги и выбирает по номинациям: 1.Самый веселый посетитель 2.Самый дружный стол 3.Самый щедрый гость |
Рефлексия | Краткий обмен мнения о мероприятии в форме синквейна | Пока жюри подводит подсчет, участники составляют синквейн (запись в книге жалоб и предложений) на тему мероприятия. После объявления результатов зачитывают его. |
Планируемые результаты внеклассного мероприятия по математике:
Студент:
- активный субъект деятельности
- удовлетворяет личный и коллективный интерес
- инициативен
- самостоятелен в поиске решения проблемы
- проявляет смекалку, способности, талант, творчество
- знает и понимает:
смысл математических понятий и величин, приёмы выполнения тождественных преобразований выражений при решении уравнений; методы математического аппарата для познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умеет:
моделировать реальные ситуации на языке алгебры, интерпретировать полученный результат; использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей; владеет геометрическим языком, умеет использовать его для описания окружающих предметов; владеет простейшими способами представления и анализа данных; умеет извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать числовые данные; владеет навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; умеет приводить примеры практического использования математических знаний, применяет полученные знания для решения математических задач; практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; умеет измерять и вычислять площади и объемы геометрических фигур;
использует приобретенные знания и умения в практической деятельности
Источники информации. Электронный ресурс
Инновационные технологии при внедрении ФГОС. Личностно-ориентированное обучение на основе новых педагогических технологий [Электронный ресурс], режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/10/14/novye-pedagogicheskie-tekhnologii -
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Игровые технологии [Электронный ресурс], режим доступа: http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/igrovye_tekhnologii/12-1-0-48#.VsgGHbSLQoA –
Внеклассное мероприятие по математике.
[Электронный ресурс], режим доступа: http://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-matematike-matematicheskoe-kafe-klass-g-374855.html
Учительская копилка. Внеклассное мероприятие по математике. [Электронный ресурс], режим доступа: http://zvonoknaurok.ru/load/matematika/algebra/matematicheskoe_kafe/26-1-0-134
Внеклассное мероприятие по математике[Электронный ресурс], режим доступа: http://uchkopilka.ru/matematika/konspekty-i-stsenarii/6655-vneklassnoe-meropriyatie-po-matematike-20150625 -
Занимательные задачи по математике [Электронный ресурс], режим доступа: http://veselajashkola.ru/klass/zadachi/zanimatelnye-zadachi-shkolnikov/ -
Логические задачи по математике. [Электронный ресурс], режим доступа: http://eruditov.net/publ/math/1 -
Решение практических задач по математике. [Электронный ресурс], режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/148303.html
Практические задания по математике [Электронный ресурс], режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/08/09/prakticheskie-zanyatiya-po-teme-teoriya-veroyatnostey-i -
10