Требования к составлению образовательных программ.
Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. Его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях — художественной, технической, спортивной, экологической и многих других. Можно говорить о многообразии содержательных аспектов деятельности теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и др.
В основе деятельности УДО лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности. Фактически каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения. В каждой образовательной программе должны быть отражены цели и задачи:
Цели:
обеспечение прав личности на развитие и самореализацию,
расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей,
развитие мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества, обеспечение общественной солидарности.
Задачи:
Увеличение охвата детей услугами дополнительного образования;
Повышение качества дополнительного образования;
Обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями семей, изменениями технологического и социального уклада;
Создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в программах дополнительного образования, независимо от места проживания, социально-экономического положения семей, а также статуса здоровья через персонифицированные обязательства.
Достоинством дополнительных образовательных программ можно считать то, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.
Дополнительные образовательные программы могут разрабатываться под узкие профили, направления, виды деятельности. Как уже отмечалось, дополнительное образование стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок недополучает или вообще не получает в других образовательных учреждениях. В УДО создана специализированная материальная база, какой нет в школе. Использование возможностей дополнительного образования позволяет формировать у детей знания, умения и навыки в той сфере жизнедеятельности, которую они выбирают. Кроме того, взаимодействие с дополнительным образованием поможет развивать у детей стремление познать мир, понять назначение, устройство и принципы работы различных технических объектов и художественных образов.
Дополнительное образование достаточно полно представляет техническое творчество как комплексную и системную область знаний и практических умений. Здесь накоплен богатый опыт разнообразных видов детского научно-технического творчества: моделирование и конструирование предметов современного производства (авиа-, судо-, авто-, ракето- и т. д.), освоение новых информационных технологий (компьютерных, анимационных, рекламных и т. д.), исследование новых областей знаний (в области астрофизики, химии, радиоэлектроники и т. д.).
В УДО успешно развиваются разнообразные виды и направления художественного творчества: литературное, словесное, театральное, изобразительное и т. д. Для детей большой интерес может представлять опыт декоративно-прикладной деятельности. Декоративно-прикладное творчество имеет свой язык и свои законы. Неотделимы красота и польза изделия. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — можно создавать истинные произведения искусства. Задача педагога дополнительного образования состоит в развитии творческой активности ребенка, формировании знаний, умений и навыков декоративно-прикладной деятельности. Важно, чтобы ребенок стал не просто потребителем художественных вещей, но и наследовал опыт поколений, овладел приемами художественной деятельности на основе коллективного и индивидуального создания образов, мотивов, сюжетов, смог выбирать свой жизненный путь, готовиться к будущей профессии. Знакомство с основными видами декоративно-прикладного творчества детей в дополнительном образовании позволяет раскрыть методические условия преподавания народного искусства как особого типа художественного творчества.
Важно то, что не ограниченное рамками стандартов дополнительное образование имеет возможность обучать детей научно-технической и декоративно-прикладной деятельности как в комплексе, так и в рамках узкой специализации в одном из видов деятельности. Это позволяет детям на разном уровне осваивать разнообразные виды деятельности.
Особое место в дополнительном образовании занимает допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка детей. Можно выделить следующие возможности допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки, проводимой в УДО.
Дополнительное образование обеспечивает необходимую профессиональную информацию для детей. Здесь осуществляется процесс ознакомления с основными профессиями и специальностями: их содержанием, условиями труда, его организацией, формами и сроками освоения, возможностями трудоустройства. В УДО есть условия для осуществления различных профессиональных проб.
Можно сказать, что в процессе участия в различных видах деятельности происходит профессиональная активизация ребенка, т. е. совершенствуются знания, умения и навыки детей в выбранном виде деятельности или профессии, развиваются интересы, склонности и способности, проявляются внутренние возможности детей, формируется готовность к выбору профессии. Часто, занимаясь в УДО, ребенок осознанно выбирает будущую профессию и начинает готовиться к ней.
На уровне начальной профессиональной подготовки дети имеют возможность углубления знаний, умений и навыков в конкретной профессии, постепенного приспособления, привыкания новичка к требованиям, режиму работы, содержанию профессиональных обязанностей, особенностям рабочего места.
Основными результатами допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки детей наряду с их профессиональным самоопределением можно считать воспитание таких важных для современного человека качеств, как трудолюбие, формирование потребности в труде и осознанного отношения к нему, профессиональной компетентности, широкого политехнического кругозора и профессиональной мобильности. Кроме того, в процессе участия детей в реальной экономической деятельности происходит овладение современными экономическими знаниями, формирование нового экономического мышления, предприимчивости, самостоятельности, инициативности. Участие в конструкторской и научно-исследовательской деятельности позволяет формировать в детях готовность творчески разрешать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения.
Одной из важнейших в деятельности педагога дополнительного образования является задача формирования у учащихся элементов творческого мышления, интеллектуальной активности, творческой фантазии, эмоционального восприятия мира. Включение ребенка в процесс творчества необходимо для дальнейшего его профессионального самоопределения и саморазвития. Основной путь формирования и развития творческих способностей детей — включение их в активную творческую деятельность с самого раннего возраста, предоставление им возможности самостоятельного творчества, включение в эксперимент, создание условий для моделирования и конструирования. Все перечисленные особенности делают дополнительное образование привлекательным для детей, позволяют ребенку найти сферу самореализации и удовлетворения своих интересов и потребностей.