Контрольная работа по теме «Жизнь первобытных людей»
1. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
А) охота Б) скотоводство В) собирательство.
2. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?
А) цари Б) жрецы В) старейшины.
3. Выберите причину появления религии:
А) неумение человеком объяснять явления природы
Б) боязнь человека перед стихией природы
В) желание человека отличаться от животных.
4. Когда появился человек на Земле?
А) 2 млн. лет назад Б) 100 тыс. лет назад В) 10 тыс. лет назад.
5. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?
А) собирательство
Б) изобретение металлических орудий труда
В) овладение огнем.
6. Из чего первобытные люди делали первую одежду?
А) из шелка Б) из шкур диких животных В) из хлопка.
7. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:
А) гарпун Б) лук В) рубило.
8. Если вы решите кроссворд, то в клетках по диагонали, выделенных рамкой, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.
По горизонтали: Металл, из которого первобытные ремесленники изготавливали украшения.
Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам.
Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда.
Просьба, с которой люди обращались к богам и духам.
Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей.
Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающего людей мясной пищей.
Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений.
Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге.
Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня).
Несколько родовых общин, живущих в одной местности.
Решите задачу.
В пещере Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1.
Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?
Решите задачу.
Во время археологических раскопок, археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом – только медный топор.
Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?
Решите задачу.
Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копьё», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш».
Какие выводы можно сделать о быте и умениях племени?
Найдите ошибки.
Один ученик был большим выдумщиком. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно:
«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперед челюстями они напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязания – чей сноп будет больше. Победила самая юная - ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
- Нечестно!- заметил руководитель родовой общины, высокий парень, следивший за работой.- У тебя серп железный, а у них то медные.
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было - в те времена они еще не стали домашними животными. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного - они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной».
В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их.