СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар пояснительная записка

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к заданию "Методический семинар" на конкурс "Учитель года 2018"

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар пояснительная записка»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Лазуткина Елена Владимировна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»



На методический семинар я представляю педагогические наработки по теме: «Интерактивные методы обучения на уроках биологии и химии».


«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры,

наставления и применение на деле...»
(Н. А. Коменский)

Представьте, в практике обучения детей нет методики? Что делать? Такой генерирующий вопрос я задаю на уроках. Чтобы дать ответ на него, учащиеся думают, размышляют, выносят предложения, строят гипотезы, другими словами активно участвуют в уроке.

А какой вывод сделаем мы? Ученикам необходимо учиться учиться. Учителям необходимо учиться учить, т.е. овладевать современными методиками, технологиями.

Современные технологии образования развиваются стремительными темпами. Социальные, экономические, политические изменения в стране и в мире требуют от выпускников образовательных учреждений становления свободной, развитой, образованной личности, способной адаптироваться к условиям меняющегося мира. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения определяет ключевые компетентности, которыми должен обладать выпускник школы.

В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой, что классические подходы к обучению не позволяют в полной мере раскрыть потребности, возможности и склонности учащихся, и, соответственно, сформировать те универсальные учебные действия, которые определены ФГОС. Классические подходы к обучению рассматривают ученика как объект педагогического воздействия, не учитывая его взгляды, желания, настроение, темперамент, возможности и способности, что, на мой взгляд, затрудняет личностный рост учащихся в процессе обучения.

Данная ситуация показала, что необходимо повышать не только активность детей (внешний фактор), но и самостоятельность (внутренние изменения), способствовать тому, чтобы они могли применять свои знания на практике, что даст необходимый развивающий эффект.

Формирование навыков коммуникации и сотрудничества, одних из актуальных навыков XXI века в условиях становления информационного общества, когда умение человека добывать и передавать любого рода информацию делает его успешным и конкурентоспособным.

Обучение на современном этапе - это реализация в образовательной практике личностно-ориентированных педагогических систем, когда преподаватель становится не только источником знаний, но и организатором собственной познавательной деятельности учащихся, что требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций: личностных, предметных и метапредметных.

И я в своей педагогической практике использую образовательные модели, педагогические инновации, технологии и методы, которые оказываются наиболее эффективными для данных целей:

  • Технология проблемного обучения (Скаткин М.Н.)

  • Технология развивающего обучения (Выготский Л.С.)

  • Технология имитационного моделирования (Селевко Г.К.)

  • Коммуникативная технология (Коломинский Я.Л.)

  • Технология личностно ориентированного обучения (Якиманская И.С.)

  • Технология модерации.

Предпочтение отдаю технологии модерации. Главной отличительной чертой этой технологии является инициативность самих учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции помощника. Ход и результат обучения приобретают личностную значимость для всех участников процесса. При использовании технологии модерации каждый учащийся проживает учебный процесс в роли активного его участника.

Кроме содержательных учебных результатов использование технологии модерации позволяет развивать у учащихся способности самостоятельного решения проблем.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.
Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. Первая известная публикация по этой теме также принадлежит перу немецких специалистов - «Идеи модерации» (K. Klebert, E. Schreder, W. Straub).

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.  Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  • повышение уровня мотивации каждого учащегося к изучению предмета;

  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

  • развитие творческого потенциала учащихся;

  • развитие индивидуальных познавательных способностей каждого учащегося;

  • помощь учащимся в познании себя, самоопределении и самореализации.

Метод модерации предполагает определённые этапы урока:

  1. Инициация (начало урока, знакомство).

  2. Вхождение или погружение в тему (постановка темы урока).

  3. Формирование ожиданий учеников (совместная с обучающимися формулировка целей и учебной задачи).

  4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации).

  5. Проработка содержания темы (самостоятельная работа учащихся).

  6. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока).

  7. Эмоциональная разрядка (разминки).

Для их реализации использую интерактивные методы обучения, которые позволяют учителю полноценно реализовать разработанный план урока путем организации, координации, мотивации и контроля запланированных учебных и воспитательных мероприятий; совмещает обучение и воспитание, обеспечивая эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями, а также привитие и тренировку важных качеств личности и универсальных навыков; обеспечивает стабильное достижение запланированных результатов.

Образовательная деятельность основана на активном и интерактивном обучении и работе в группах. Интерактивная форма работы реализуется через четыре принципа: позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие и одновременное взаимодействие.

На всех этапах урока я использую:

Групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся. Например, изучение различных биогеоценозов (водоема, луга, леса). Обучение в сотрудничестве предполагает: взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов, распределение начальных действий и операций, коммуникацию, общение и взаимопонимание.

Работа в малых группах – решение биологических и химических задач, выполнение лабораторных и практических работ.

На этапе Инициация часто использую метод “Пусть говорят”. Я озвучиваю эпиграф урока, слова выдающихся людей и прошу учащихся ответить на вопрос: “Как вы понимаете эти слова?” Эпиграф я выбираю неслучайно. Он должен отражать или содержание урока, или деятельность учащихся на занятии. Затем предлагаю ученикам придумать свой эпиграф, так чтобы он означал тоже, что и авторское изречение.

На этапах: Вхождение или погружение в тему (постановка темы урока) и Формирование ожиданий учеников (совместная с обучающимися формулировка целей и учебной задачи):

Методы проблемного обучения позволяют подвести школьников к противоречию и самим найти способ его разрешения. Важными составляющими данного метода являются сравнение, обобщение и выводы. Например, при изучении темы «Прокариотическая клетка» проблемной задачей может быть следующая: «Известно, что бактериальная клетка не имеет ядра, координатора и регулятора всех функций клетки. Объясните, каким образом контролируется и регулируется нормальный ход всех внутриклеточных процессов в клетках бактерий?». А в теме 8 класса по химии «Закон сохранения массы веществ» проблемная задача мною ставится в форме демонстрационного опыта: в замкнутой системе взвешиваются вещества, вступающие в реакцию, растворы сульфата меди (II) (CuSO4) и гидроксида калия (m1) (KOH) и образующиеся в результате реакции вещества, гидроксид меди (II) (Cu(OH)2) и раствор сульфата калия (m2) (K2SO4); по одному из признаков протекания реакций учащиеся убеждаются в том, что химическая реакция прошла - выпал осадок голубого цвета. Результаты взвешивания веществ до и после реакции подтверждают закон сохранения массы веществ. Учащиеся стоят перед решением проблемной задачи: почему m1=m2?

Мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым. Например, в 6 классе я предлагаю учащимся ответить на вопрос «Почему меняют окраску листья осенью?» (демонстрирую опыт с вытяжкой из краснокочанной капусты с добавлением кислоты в одну пробирку, а в другую щелочи).

Творческие задания использую на уроках приемы с учетом способностей детей, что приводит к развитию не только логического, но и образного мышления, позволяет вовлечь в активную познавательную деятельность учащихся с разными типами восприятия. В качестве примеров творческих заданий можно привести следующие: исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…, составить (разгадать) кроссворд, синквейн и др.

На этапе: Интерактивная лекция (передача и объяснение информации):

Игра «Чистая доска». Для организации игры перед объяснением нового материала в разных концах школьной доски в произвольном порядке я записываю вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Вопросы построены на материале изучаемой темы. Разъясняю учащимся, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».

Баскет-метод — метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, в 6 классе, при изучении темы «Многообразие растений и животных», ученику предлагаю выступить в роли экскурсовода по «музею Природы» или при изучении темы «Система кровообращения, в 8 классе, учащимся предлагается «стать врачами - кардиологами» и исследовать проблему «Влияния алкоголя и табака на работу сердца».

Деловые игры. Данный метод использую для комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, что дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Например, деловая игра «Точка зрения": участники: оппоненты - группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели - учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных эпох, приверженцев различных теорий. Применима данная игра на уроках биологии при изучении тем по общей биологии о взглядах на происхождение человека, о теориях возникновения жизни на Земле и т.д.

На этапе: Проработка содержания темы (самостоятельная работа учащихся):

Практический эксперимент применяю для развития у учащихся практических навыков и привлечения к осмыслению материала, усвоению научных понятий, выявлению причинно-следственных связей, биологических закономерностей. Интересным приемом при проведении лабораторной работы или опыта является сообщение цели работы без сообщения результата. Я демонстрирую опыт, затем совместно с учащимися мы пытаемся объяснить полученный результат.

Метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.

Обучение с использованием элементов ИКТ-технологий в курсе биологии и химии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках биологии и химии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы.

На этапе: Эмоциональная разрядка (разминки) использую физминутки, соответствующие теме урока, метод Пальминг - при работе за компьютером и др.

Методы, приёмы, технологии- всё это необходимо для качественно проведённого урока. А какой урок качественный? Каким мы хотим видеть урок, каким его хотят видеть наши ученики?

Конечно-интересным и результативным.

Результативность урока определяется уровнем усвоения знаний. Поэтому на уроке важную роль отвожу этапу Рефлексии, так как она дает возможность учащимся оценить и осмыслить результаты собственной деятельности. На уроках использую такие формы рефлексии, как «Благодарю», «Символы и краски», «Оставь свой комментарий в блоге», ХИМС(– Хорошо…– Интересно…– Мешало…– Возьму с Собой), «Дерево знаний» и др.

Таким образом, использование активных и интерактивных методов обучения позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса за счёт усиления мотивации учащихся, активизации познавательной деятельности учеников, а также помогает учителю эффективно управлять процессом обучения, воспитания и развития.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».

                                            В.Сухомлинский

© 2018 357 2