МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Для восприятия времени не существует специального органа чувств. Оно характерно в той или иной мере для всех органов чувств, при этом различные свойства времени отражаются определенным комплексом анализаторов при ведущей роли одного из них.
Ребенку уже в раннем возрасте очень важно научиться ориентироваться во времени: определять и измерять время, чувствовать длительность временных интервалов. Еще большее значение ориентировка во времени приобретает в жизни младших школьников.
У детей с нарушением интеллекта развитие временных представлений подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся детей. Однако характерное для них первичное поражение центральной нервной системы приводит к отставанию в формировании взаимодействия I и II сигнальных систем. Поэтому возможности полноценного и своевременного развития временных представлений у детей с нарушением интеллекта ограничены по сравнению с нормально развивающимися детьми: элементарные временные представления у них формируются значительно медленнее и имеют качественные отклонения.
Результаты исследований (М.Г. Аббасов, М.В. Воронина, М.Н. Перова, И.Н. Финкельштейн и др.) показывают, что учащиеся с нарушением интеллекта, поступая в 1 класс, почти не владеют элементарной временной терминологией, не соотносят временные понятия с конкретными жизненными событиями. Они не осознают, что время непрерывно течет и его течение необратимо. У них нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости и элементарном практическом использовании в жизни. Чем крупнее мера времени, тем сложнее школьникам ее конкретизировать. Они с трудом устанавливают связи между фактами, явлениями, событиями, происходившими в разные периоды времени. Учащиеся с нарушением интеллекта имеют нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (урок, перемена, обед, прогулка, приготовление уроков и т. д.). Планирование деятельности школьников с нарушением интеллекта во времени также характеризуется большими трудностями, в том числе связанными с недостаточным учетом длительности этапов деятельности, их последовательности и темпа.
В связи с тем что восприятие времени рассматривается как результат деятельности ряда анализаторов, объединенных в единую систему и действующих одновременно, обучение должно быть направлено на приобретение учащимися и обогащение у них необходимого чувственного практического опыта и на формирование на этой основе способов восприятия времени и его оценивания, на преобразование временных отношений с учетом нужд, связанных с деятельностью детей.
Поскольку время не является чисто математической категорией, то и представления о нем следует формировать не только на уроках математики. Содержание обучения должно реализовываться в рамках общей системы уроков, входящих в учебный план школы, и во внеурочное время. Особое значение следует придавать осуществлению межпредметных связей с уроками русского языка, чтения, развития речи, рисования, труда; эти связи обеспечивают комплексный характер коррекционно-развивающего воздействия.
Все упражнения и игры следует проводить так, чтобы школьники самостоятельно смогли заметить свои ошибки и постарались их исправить. В этом случае трудности не снижают интереса к заданию, а становятся мотивом для продолжения поиска правильного решения. Как правило, подобные упражнения способствуют не только формированию временных представлений учащихся, но и развитию познавательной деятельности в целом. Кроме того, вариативность заданий способствует поддержанию познавательного интереса школьников.
Обязательным условием формирования системы представлений о времени является использование сочетания различных видов наглядных средств как в урочное, так и во внеурочное время. Подбор наглядных средств для изучения конкретного временного понятия осуществляется в соответствии с дидактической целью каждого этапа обучения, содержанием учебной информации, логикой ее изложения, психологическими закономерностями усвоения знаний учащимися с нарушением интеллекта. В наглядных пособиях существенным признаком временных понятий должен выступать цвет, который, являясь своего рода условным знаком, легче воспринимается в качестве носителя определенной информации.
При работе с наглядными пособиями и организации наблюдений педагог должен концентрировать внимание школьников на правильном выделении существенных признаков наблюдаемых объектов с целью предупреждения их смешения. Несущественные признаки понятий нужно варьировать.
Представления учащихся о признаках временных отрезков, наполняемости мер времени, их соотношении следует закреплять и в ходе разнообразных упражнений и дидактических игр
Упражнения, требующие выбора (показа, называния) картин, действий, характеризующих различные отрезки времени:
из предложенных картинок выбрать те, которые соответствуют вечеру (утру, ночи и т. д.);
показать те картинки из предложенных, которые имеют признаки весенних месяцев, и т. п.;
среди предложенных найти часы, которые показывают одинаковое время.
Упражнения на узнавание определенных отрезков времени по словесному описанию:
Упражнения на установление последовательности:
расположить карточки с названиями мер времени от большей к самой меньшей (и наоборот);
дописать в ряду предложенных пропущенные месяцы; v-j
расположить карточки с названиями дней недели (частей суток, месяцев года) в правильном порядке.
Упражнения на классификацию:
к карточкам с названием частей суток (месяцев) приложить соответствующие им картинки;
картинки с изображением природы или деятельности человека разложить по соответствующим им группам: утро, день, вечер, ночь и т. п.
Упражнения на сравнение и выделение отличительных признаков некоторых отрезков времени:
сравнить переходные времена года (осень-весна), части суток (утро- день, вечер-ночь) и т. п„ изображенные на картинках;
сравнить показания времени на макетах часов.
Упражнения на исключение:
в ряду предложенных для восприятия картин с изображением природы и деятельности людей в определенный отрезок времени выбрать те, которые не соответствуют данному периоду времени;
обнаружить допущенные педагогом ошибки (среди перечисленных временных признаков может появиться признак, характерный для другого отрезка времени).
Упражнения на моделирование объектов, входящих в наглядный образ временного отрезка (понятия):
смоделировать циферблат часов, показывающих определенное время (например, 2 часа ночи);
смоделировать из готовых деталей дерево, характерное для каждого времени года (по образцу и по памяти);
смоделировать небо, характерное для каждого времени суток (по образцу и по памяти).
Упражнения, требующие оценки длительности отрезка времени:
установить, сколько потребуется времени, чтобы выполнить намеченный объем работы;
помолчать (почитать) 1 минуту (3, 5 минут), а потом дать знак, когда это время истечет.
Приведем примеры некоторых дидактических игр, которые можно использовать на этапе закрепления и систематизации временных представлений учащихся.
Игра «Волшебные лабиринты»
Цель игры: дифференциация временных понятий (дней недели, частей суток), закрепление последовательности дней недели.
Материалы: карточка с прорезями в виде лабиринта, картонная фигурка девочки.
Примечание. Благодаря прорезям дети могут свободно передвигать фигурку по лабиринту.
Содержание игры
Перед школьником кладут карточку с лабиринтом, где основными пунктами пути являются части суток и дни недели, и предлагают решить игровую задачу: «Девочка собирала в лесу грибы и заблудилась. Ты сможешь помочь ей найти дом, если выберешь ту дорогу, по которой пункты пути — дни недели — встречаются в правильной последовательности ». Когда ученик достиг нужного пункта пути, ему предлагается указать, откуда он пришел, т. е. назвать начальную точку пути (понедельник) и дать словесный отчет о проделанном пути через лабиринт.
Со временем, играя в эту игру, школьники учатся первоначально планировать свой путь, называя последовательно пункты маршрута (в данном случае — дни недели), а потом двигаться по лабиринту. Аналогичным образом эта игра может использоваться при закреплении последовательности частей суток, времени и месяцев года.
Игра «Лото» (I вариант)
Цель: закрепление дифференциации и соотношения единиц измерения времени.
Материалы: большая игровая карта, разделенная на 6 частей, где записаны названия единиц времени: сутки, неделя, месяц, год, час, минута; набор разыгрываемых карточек с числами, выражающими меры времени: 24 ч, 7 дней, 30 дней, 12 мес., 60 мин, 60 с.
Примечание. Каждая часть игровой карты и соответствующая ей разыгрываемая карточка помечены специальными значками.
Содержание игры
Учащиеся кладут перед собой игровую карту и разыгрываемые карточки. Затем выбирают одну из карточек и определяют, с какой частью карты (мерой времени) она соотносится. В ходе игры школьники подробно комментируют свои действия. Когда игровая карта полностью закрывается, педагог предлагает им проверить себя, сопоставив значки игровой и разыгрываемой карточек.
Игра «Лото» (II вариант)
Цель: закрепление знания последовательности месяцев года, соотношения названия и порядкового номера каждого месяца года.
Материалы: большая игровая карта, разделенная на 12 равных частей, ограниченных цветными рамками, и наборы разыгрываемых цветных карточек с названием месяцев года.
Примечание. Цвета разыгрываемых карточек соответствуют цветам рамок большой игровой карты (зимним месяцам соответствует синий цвет, весенним — зеленый, летним — красный, осенним — желтый).
Содержание игры
Ученики получают игровую карту, состоящую из 12 частей с записанным на каждой из них порядковым номером месяца года, и подбирают соответствующие им карточки с названием месяца. Когда игровая карта полностью закрывается, школьники могут самостоятельно проверить себя, сопоставив по цвету части игровой карты и разыгрываемые карточки.
Аналогично игра может проводиться на материале частей суток, дней недели.
Заполняя игровую карту, учащиеся опираются на знания последовательности месяцев года и их порядкового места в году.
Игра «Рыбалка»
Цель: закрепление умения соотносить названия месяцев с сезонами года.
Материалы: картонный макет озера, 12 рыбок четырех цветов с названиями месяцев, 4 ведерка с названиями сезонов года тех же цветов, что и рыбки, магнитная удочка.
Содержание игры
Педагог ставит ведерки перед макетом озера и предлагает каждому ученику побывать в роли рыбака. Поймав рыбку, дети кладут ее в соответствующее ведерко. Когда все рыбки пойманы, школьники могут проверить, правильно ли они рассортировали рыбок по ведеркам. В красном ведерке (лето) должны оказаться красные рыбки (летние месяцы), в желтом (осень) — желтые рыбки (осенние месяцы) и т. д.
В ходе данной игры школьники соотносят названия месяцев с временами года и проводят их группировку. Давая словесный отчет о проделанной работе, они постепенно овладевают оперированием данными временными понятиями в речи.
Использование приведенных выше упражнений и приемов работы позволяет актуализировать, закреплять представления школьников о времени, развивать их мышление и познавательные интересы.
В заключение следует подчеркнуть, что вся коррекционная работа по формированию практических представлений о времени и умения ориентироваться в нем должна проходить в процессе комплексного воздействия, в специально созданных условиях и ситуациях, на основе использования вариативных наглядных средств и приемов работы, на всех этапах учебной и внеучебной деятельности.
Литература
Аббасов М.Г. Особенности восприятия и понимания времени у умственно отсталых первоклассников//Дефектология. — 1994. — № 5. — С. 35-41.
Воронина М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательных школ // Дефектология. — 1996. — № 3. — С. 28-30.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 94 с.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной коррекционной школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991. — 47 с.
Финкелъштейн И.Н. Представления и понятия о времени у детей-олигофренов. — М.: Просвещение, 1998. — 294 с.
Цуканов Б.И. Особенности восприятия времени у умственно отсталых учащихся // Дефектология. — 1990. — № 3. — С. 28-32.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 1974. — 206 с.