СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Авторитет родителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как добиться авторитета и что необходимо сделать, чтобы его удержать. Об этом пойдет речь в рекомендациях

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Авторитет родителей"»

Методические рекомендации для родителей «Авторитет родителей»

Как добиться авторитета у ребенка и удержать его как можно дольше? Основной совет современных психологов заключается в том, что взрослым надо чаще смотреть на себя глазами ребенка, анализировать свои действия и поступки, и если что-то идет не так, то искать причины такого поведения малыша и открывать новые пути воздействия на него.

Кроме самих родителей, на формирование авторитета родителей также влияют внешние факторы, среди которых культурные или религиозные традиции.

Основой авторитета родителей становится сам образ жизни. Как можно завоевать авторитет у ребенка, если отец позволяет себе неумеренный прием алкоголя, а мать — быть неряхой? В этом случае все их педагогические усилия будут разбиваться о неприятие ребенком данного стиля жизни, а также непонимание, как люди, которые сами не следуют своим же словам, могут учить кого-то. При этом пить до белой горячки необязательно, достаточно всего лишь подойти к нему нетвердой походкой и сказать заплетающимся языком, как папа его любит. И апогеем нелогичности часто становится то, что такие родители запрещают ребенку пить и курить. Естественно, что доверия от детей таким маме и папе не видать.

Стать авторитетом для своего ребенка – таким, как его описывают в классических учебниках по педагогике, можно только в том случае, если родители живут и действуют ответственнее своих детей, полностью понимая все возможные последствия своих поступков и слов, формируя положительную семейную атмосферу. Именно это замечательный русский педагог А. С. Макаренко называл «общим тоном семьи».

Семейный тон действует на ребенка независимо от отца и матери, а подчас даже вопреки им.Общий тон семьи задается самими личностями отца и матери. В семье, где родители не делят домашние заботы на «женские» и «мужские» (до сих пор в некоторых семьях действует старая патриархальная традиция — мужчина категорически отказывается заниматься тем, что он называет женской работой), одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, своим родителям, посторонним людям и животным, ребенок наблюдает пример общего доброго отношения. С раннего возраста он формирует в себе положительное отношение к людям, учится дружить, доверять и понимать окружающих.

Авторитет родителей поддерживается и усиливается (или ослабляется) окружением. В тех социокультурных условиях, где традиционно авторитет родителей находится на высоком уровне, детей воспитывать проще. Поэтому когда взрослые поддерживают родительский авторитет других взрослых, эффект от этой поддержки во много раз возрастает. Именно поэтому авторитет родителей силен тогда, когда слова родителей поддерживаются не только ими, но и старшим поколением семьи. Хорошо, если авторитет папы поддерживается словами мамы, бабушки и дедушки, слова мамы — словами отца, свекрови и всеми остальными взрослыми. В семьях, где авторитет одного из взрослых подтверждает авторитетное мнение другого взрослого, то при проявлении неуважения со стороны ребенка к маме папа всегда объяснит ему, как нужно относиться к маме, и даже покажет на собственном примере, как он относится к своей собственной матери (т. е. бабушке ребенка).

На ранних этапах жизни малыша родители являются для него непререкаемым и неоспоримым авторитетом в силу природных особенностей. Но как быть авторитетом для ребенка, когда он начинает взрослеть, у него проявляется склонность к анализу поведения родителей и всех окружающих? Именно тогда-то авторитет взрослых может подвергаться сомнению, особенно если сами они ничего не делают для того, чтобы оставаться так же значимыми для ребенка. Одним из путей отдаления являются обман, лицемерие и невыполнение своих обещаний. Честность должна проявляться даже в мелочах, например, при ответе на такой простой вопрос, на который родители почти всегда отвечают положительно, хотя это и не так: «Сколько еще подождать, когда мама или папа освободятся?»

Если же родители день за днем обманывают ребенка даже в незначительных вещах, то об авторитете и уважении можно просто забыть — он все слова взрослых привыкнет «делить на два» и сразу понимать, что ему говорят неправду.

Ещё одно распространенной ошибкой при формировании авторитета родителей становится подкуп. Послушание детей и внимание к себе родители «покупают» при помощи подарков и обещаний, идет активная торговля отношениями: «Ты мне купишь машинку, а я тебе скажу, что люблю тебя». Например, известен такой случай: родители, когда брали ребенка из детского сада, часто спрашивали его, кого малыш больше любит — папу или маму, и когда ребенок отвечал папе — что папу, маме — что маму, то получал подарочек. Родители радовались, что ребенок их любит, а ребенок — что ему опять дали что-то. И если вначале ребенок задумывался, кого же из них он любит, то затем выработал универсальный ответ: «Тебя — больше!», и протягивал ладошку для очередного подарка. А еще через какое-то время перед ответом на этот вопрос мальчик сначала спрашивал, что же ему родитель принес. И если сюрприз не устраивал, то мог закатить истерику, отказывался идти из детсада с неугодным теперь уже родителем, гневно спрашивал, почему же пришла мама, а не папа, подразумевая, что тот принес бы что-то получше.

Для перевоспитания ребенка можно использовать книги с таким подтекстом, который бы раскрыл им их собственное поведение, разговоры по душам. Обязательно стоит договориться, чтобы политика отношений изменилась у всех родственников, иначе бойкот будет устроен только тем членам семьи, которые настаивают на исправлении, что даст ребенку дополнительный рычаг для манипуляций.

Нравственность формируется с раннего возраста — в полгода дети уже могут отличать плохое от хорошего. Психологи показывали им двух разных персонажей: один помогал взобраться на холм альпинисту, а другой сталкивал его. И дети однозначно выбирали хорошего помощника. И если родители думают, что ребенок слишком мал и не поймет, что взрослые делают что-то плохое, то такие родители ошибаются.