КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по … (название предмета в соответствии с учебным планом) для … класса разработана на основе авторской программы под редакцией … (полные библиографические данные программы) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) … (основного начального или основного общего или среднего (полного) общего) образования по … (название предмета).
Для программ по всем предметам в 1 -5 классах пишем так:
Рабочая программа по … (название предмета в соответствии с учебным планом) для … класса разработана на основе авторской программы под редакцией … (полные библиографические данные программы) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, по … (название предмета).
В соответствии с учебным планом школы на 20___-20___ учебный год рабочая программа рассчитана на … (33, 34, 68, 102, 136, 170) часа (ов) в год (… час (а) в неделю).
Если ведется аспектное изучение предмета (английский язык): указать сколько часов в неделю отведено на каждый аспект – практика речи, грамматика, домашнее чтение, аудирование и т.п.)
Тип программы: ….. (базовая программа или углубленная программа или расширенная на базовом уровне или профильная программа) по ... (название предмета).
(!!!!!!! Если программа расширенная на базовом уровне (математика в начальной школе (2-4 кл.); алгебра (7-11 классы), то надо подробно расписать какие изменения сделаны по сравнению с авторской программой, в каких разделах программы эти изменения, какие темы дополнительно включены и т.п., с указанием количества часов!!!)
В авторскую программу внесены следующие изменения:
№№ | Раздел (Тема) | Дополнение содержания в соответствии с расширением | Кол-во часов, отведенное на расширение |
| | | |
| | | |
| | | |
ИТОГО: ____ часов
Внесение данных изменений позволяет глубже охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход в процессе обучения учащихся.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником (полные данные учебника), включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20__-20__ учебный год.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная (лекционно-семинарская) система.
*Если в авторской программе при сравнении ее с Комплексной программой вы обнаружили отсутствие отдельных разделов, тем, содержательных элементов, вы должны это отразить в пояснительной записке, указав, какие изменения – включения и где вы произвели. Выберите свой вариант записи:
«Сопоставление содержания Комплексной и авторской программ показало, что в авторской программе отсутствуют отдельные содержательные элементы ФКГОС (или ФГОС НОО). В целях полной реализации ФКГОС (или ФГОС НОО) в рабочую программу за счет резерва времени внесены следующие … (разделы, темы, дидактические единицы):
№ | Раздел | Дидактические единицы (или темы) | Кол-во часов |
| | | |
Или другой вариант: «Сопоставление содержания Комплексной и авторской программ показало, что в авторской программе отсутствуют отдельные содержательные элементы ФКГОС (или ФГОС НОО). В целях реализации ФКГОС (или ФГОС НОО) в рабочую программу при сохранении расчасовки авторской программы в содержание уроков внесены следующие элементы:
№ урока | Тема урока | Дополнительное содержание |
| | |
Цели и задачи учебного предмета …..(название предмета)
Цель:
Задачи:
-
-
-
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
В результате изучения курса … в … классе обучающиеся должны
Знать/понимать:
Уметь:
(Для программ по ВСЕМ предметам в 1 - 5 классах должны быть прописаны ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.)
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
учебник (полные библиографические данные)
авторская программа (если есть с указанием библиографии)
методическое пособие (полные библиографические данные)
другое (рабочая тетрадь, прописи и т.п.) (полные библиографические данные)
дополнительная литература (полные библиографические данные)
Например:
(учебник, рабочая тетрадь и метод. пособия - год издания не позднее 2010г.)
1. Литература. 9 кл.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ авт. – сост. Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.
2. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл./ авт. – сост. Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.
3. Курдюмова Т.Ф. Литература. 9 кл.: методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2010.
II. Содержание учебного материала (заполнять ТОЛЬКО для 1 -5 классов)
Раздел программы | Содержание ФГОС НОО | Кол-во часов |
| | |
III. Учебно-тематическое планирование
(Приложение 1: образец, стереотип-образец, образец для англ. яз.)
VI. Календарно-тематическое планирование
(Приложение 2)
(Приложение 3 для 1 и 5 классов)
Приложение 1
Учебно-тематическое планирование (образец)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | В том числе на: | Выполнение практической части программы: |
уроки | резерв | сочинения | изложения | контр. работы |
I | Международное значение русского языка | 4 | 2 | 2 | | 1 сжатое | |
II | ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ | 4 | 4 | | | | Тест |
III | СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 51 | 39 | 12 | | | Зачет |
1 | Сложные предложения | 2 | 2 | | | | |
2 | Союзные сложные предложения | 6 | 4 | 2 | | 1 сжатое | |
3 | Сложносочиненные предложения | 4 | 3 | 1 | 1 домашнее | | анализ текста |
4 | Сложноподчиненные предложения | 24 | 19 | 5 | 1 аудиторное | 1 подробное с элементами сочинения | Диктант с грамматическим заданием |
5 | Бессоюзные сложные предложения | 8 | 6 | 2 | | 1 подробное | тест |
6 | Сложные предложения с различными видами связи | 7 | 5 | 2 | 1 аудиторное | 1 сжатое | анализ текста |
IV | ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | 3 | 3 | | | | |
V | СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ | 6 | 4 | 2 | | | Репетиционный экзамен |
| Итого | 68 | 52 | 16 | 2А, 1Д | 3С, 2П | 6 |
Учебно-тематическое планирование (стереотип-образец)
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | В том числе на: | Выполнение практической части программы: | Формы контроля: |
уроки | резерв | Практические работы | Лабораторные работы | Тест | Зачёт | Контрольные работы |
-
| Название раздела | 20 | 17 | 3 | 3 | 2 | 2 | - | 1 |
-
| | 15 | 13 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
-
| | 15 | 13 | 2 | 1 | 1 | 1 | - | 1 |
-
| | 18 | 15 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| итог | 68 | 58 | 10 | 7 | 5 | 5 | 2 | 4 |
*Формы контроля выполнения программы могут варьироваться в зависимости от специфики предмета
( дополнены, изменены)
В учебно-тематическом планировании по английскому языку обязательно должны быть запланированы самостоятельные, проверочные, тестовые работы по темам, а также 4 контрольные работы (в конце каждой четверти):
I четверть – Аудирование
II четверть – Чтение
III четверть – Грамматика
IV четверть – Устная речь
Учебно-тематическое планирование (английский язык-образец)
№№ | Название темы | кол-во часов | В том числе на: | Контроль знаний |
уроки | резерв | Контр.раб | тест | зачет | Самост.раб |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
ИТОГО: | | | | | | | |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
№№ | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Содержание урока (для ин.яз.), наименование контрольных, практических, лабораторных работ, сочинений и т.п. по данной теме1 | Примечание (дом.задание,) |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
| | | | | |
ИТОГО: _____ часов
Примечание:
Названия всех лексических и грамматических тем должны быть переведены на русский язык.
Названия контрольных, самостоятельных, тестовых, лабораторных, практических, проверочных работ, сочинений, изложений и т.п. должны быть прописаны.
Названия текстов по практике речи, аудированию и домашнему чтению по предмету «Английский язык» (или прописаны №№ упражнений и страницы учебников или книг по домашнему чтению).
Все записи ведутся на русском языке
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование
№№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Содержание урока (для ин.яз.), наименование контрольных, практических, лабораторных работ, сочинений и т.п. по данной теме2 | Примечание (дом.задание,) |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
| | | | | | |
ИТОГО: _____ часов
Примечание:
Названия всех лексических и грамматических тем должны быть переведены на русский язык.
Названия контрольных, самостоятельных, тестовых, лабораторных, практических, проверочных работ, сочинений, изложений и т.п. должны быть прописаны.
Названия текстов по практике речи, аудированию и домашнему чтению по предмету «Английский язык» (или прописаны №№ упражнений и страницы учебников или книг по домашнему чтению).
Все записи ведутся на русском языке
1 Этот столбец может отсутствовать, если тема и содержание урока совпадают (для математики, физики и др., например).
2 Этот столбец может отсутствовать, если тема и содержание урока совпадают (для математики, физики и др., например).