СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к написанию сочинений по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации к написанию выпускного сочинения по литературе в 11 классе помогут сэкономить время приподготовке.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к написанию сочинений по литературе»

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе в 11 классе

.

При написании сочинения по литературе следует помнить:


- объем сочинения не менее 350 слов;


- суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;


- почерк должен быть разборчивым;


- соблюдать поля;


- на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения;


- не менять тему в процессе написания

сочинения;


- выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;


- на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);

удобнее писать наодной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами;


- писать лучше с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;


- сокращать в черновике фамилии, названия произведений;


- строго придерживаться избранной темы;


- сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос;


- не сбиваться на пересказ текста;


- не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;


- если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);


- если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»:«критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);


- то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;


- главное - умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение,отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («Помоему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...»). Это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация, только испортит впечатление от сочинения;


- удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;


- привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;


- рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик.

Не забыть о членении текста, разделить сочинение на абзацы.

Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. В зависимости от темы можно рекомендовать следующие варианты введения:


- историческое (краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных,

экономических условий);


- аналитическое (анализ центрального понятия темы);


- биографическое (факты жизни писателя, история создания произведения, эволюция

взглядов писателя);


- сравнительное (вспомнить предшествующие литературные традиции, выявить, что

нового внес писатель в развитие литературы);


- общая характеристика произведения (если тема предполагает анализ одного или

нескольких образов о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле);


- лирическое, связывающее тему с вашим личным опытом, чувствами, переживаниями по поводу прочитанного;


- введение, перекликающееся с современностью (можно использовать и в качестве заключения, показав актуальность произведения).


В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом.

Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение.

В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества.


Подготовка к сочинению по темам, предполагающим истолкование стихотворения поэта 19 или 20 века.

Браться на выпускном экзамене за тему, связанную с истолкованием стихотворения, рекомендуем только ученикам, имеющим положительный опыт такой работы. Главное втакого рода сочинении не сбиться на перечисление художественных приемов тропов, фигур речи, формальных признаков поэтического текста. Стихотворение должно быть интерпретировано по-своему, обратим внимание, что в скобках после темы указан ключ к анализу: восприятие, истолкование, оценка. Обращаем учеников к конспектам уроков, на которых рассматривались поэтические произведения. Напомним, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, с разделением строк значком «/»), так и в столбик (посредине страницы (без кавычек). Предостережем от перегрузки сочинения стихотворными цитатами. Напомним о возможности и желательности сопоставлений при анализе поэтического текста (место произведения в контексте эпохи, в контексте творчества автора, в наше время, личное восприятие).

Основное, на что следует обратить внимание при написании сочинения по лирическому произведению, это формулировка темы. Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, увидев знакомое название, просто излагать в своем сочинении все, что вы знаете об этом стихотворении. Без полного понимания того, что именно предлагается сделать с

данным произведением, хорошего сочинения с грамотным анализом стихотворения не получится. Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору стихотворения, - это попытаться понять и осмыслить то, о чем в нем говорится. Так же немаловажно разобраться в том, какова его форма, что потребует достаточно серьезного исследования содержательной стороны сочинения. Чтобы понять проблему работы вы можете действовать по следующим пунктам:

1) «просто» проанализировать стихотворение;

2) сопоставить его с каким либо другим стихотворением (этого или другого автора);

3) проследить определенную идею или образ в лирике или творчестве автора;

4) объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов в стихотворении).


Основная трудность состоит в том, что для сочинения на такую тему нельзя предложить типового плана. Как правило, для последовательного рассуждения выделяют следующие элементы:

  1. время и место создания произведения, история написания, связь с остальным

творчеством автора;

  1. предмет изображения (тема) стихотворения, жанр и его особенности, главная

мысль (идея) произведения;

  1. образы произведения и средства (тропы) их создания;

  2. композиция стихотворения.

Последовательность изложения перечисленных элементов может изменяться в зависимости от самого произведения. Если в своем сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на первый план вы должны вынести общие черты и черты различия, разные подходы к одной общей идее (например, тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему.