Основная цель данного типа урока - приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, которая предусматривает раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами; сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предмета или принципами соответствующей отрасли науки. Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Для систематизации и обобщения выделяются ключевые вопросы курса. Внимание обращается на нахождение и раскрытие в уже выученном материале закономерностей, логических связей, глубокой сущности процессов и явлений, на переход от отдельных к более широким обобщениям. Следует обратить внимание на то, что систематизация предполагает определенную форму отражения отдельных фактов в определенной системе отношений - схему, обобщающую таблицу. Нельзя считать систематизацией простое воспроизводство отдельных фактов или действий в конце изучения темы. Это будет простое повторение. Элементами урока являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
5. Итоги урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания.
Критерии урока | Оценка критерия от 0 до 2 баллов |
1. Анализ целей урока |
1.1.Постановка целей урока (цели не поставлены, поставлены учителем, определены вместе с учащимися). | |
1.2. Степень достижения целей урока (не достигнута, достигнута частично, достигнута в полном объеме). Мотивация деятельности учащихся | |
Максимальное количество баллов по разделу | 4 |
Анализ структуры и организации урока |
2.1. Целесообразность распределения времени урока по этапам урока. | |
2.2. Оборудование урока. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения | |
2.3. Проверка домашней работы (фронтальная, выборочная, самопроверка, взаимопроверка). | |
2.4. Актуализация опорных знаний (задания на анализ, сравнение, классификацию учебного материала) | |
2.5. Этап повторения опорных знаний и анализа основных фактов, событий, явлений в рамках изучаемой темы. Выбор методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический, исследовательский _____________________) и приемов (кроссворды, логические цепочки, ______________________________________________) организации повторения | |
2.6. Этап обобщения и систематизации понятий, усвоения системы знаний и их применение для объяснения новых факторов и выполнения практических заданий по изучаемой теме. Выбор метода (информационно-объяснительный, деятельностно-развивающий, исследовательский ________________________) и формы (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная ________________) | |
2.7. Итоги урока (не подведены, подведены учителем, подведены совместно с учащимися). Рефлексия. Оценивание. | |
Максимальное количество баллов по разделу | 14 |
3. Анализ содержания урока |
3.1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Научный уровень излагаемого материала. Логичность, последовательность, доступность, наглядность | |
3.2. Сознательное овладение учащимися основных понятий, усвоение связей и отношений между понятиями и явлениями в рамках изучаемой темы. Координация учителем процесса усвоения системы понятий. | |
3.3. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем, для формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся. | |
Максимальное количество баллов по разделу | 6 |
4. Анализ организации работы учащихся | |
4.1. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. | |
4.2. Сочетание различных форм работы (фронтальная, групповая, парная, самостоятельная, индивидуальная ______________________________________) Индивидуальная работа учителя с разными категориями учащихся. | |
4.3. Характер упражнений, степень сложности, вариативность в ходе урока, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Оценка и самооценка работы учащихся на каждом этапе урока (оценочный лист). | |
Максимальное количество баллов по разделу | 6 |
5. Анализ качества знаний, умений и навыков | |
5.1. Степень сознательного овладения основными понятиями темы. Степень овладения практическими умениями и навыками. Связь изучаемой темы с ранее изученным материалом. | |
5.2. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять приобретенные знания в нестандартных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. | |
Максимальное количество баллов по разделу | 4 |
6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися | |
6.1. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. | |
6.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность | |
6.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию. | |
Максимальное количество баллов по разделу | 6 |
Итого | 40 |
Дополнительные комментарии к уроку, выводы и рекомендации: __________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________