СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по анализу современного урока. Урок обобщения и систематизации знаний

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по анализу современного урока. Урок обобщения и систематизации знаний

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по анализу современного урока. Урок обобщения и систематизации знаний»

Урок обобщения и систематизации знаний


Основная цель данного типа урока - приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, которая предусматривает раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами; сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предмета или принципами соответствующей отрасли науки. Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Для систематизации и обобщения выделяются ключевые вопросы курса. Внимание обращается на нахождение и раскрытие в уже выученном материале закономерностей, логических связей, глубокой сущности процессов и явлений, на переход от отдельных к более широким обобщениям. Следует обратить внимание на то, что систематизация предполагает определенную форму отражения отдельных фактов в определенной системе отношений - схему, обобщающую таблицу. Нельзя считать систематизацией простое воспроизводство отдельных фактов или действий в конце изучения темы. Это будет простое повторение. Элементами урока являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.


Структура урока


1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

5. Итоги урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания.





























Схема анализа урока

обобщения и систематизации знаний

Дата проведения ____________

Учитель__________________________

Предмет________________________________________________________________

Тема урока______________________________________________________________

Урок посетил____________________________________________________________

Цель посещения _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


Критерии урока

Оценка критерия от 0 до 2 баллов

1. Анализ целей урока

1.1.Постановка целей урока (цели не поставлены, поставлены учителем, определены вместе с учащимися).


1.2. Степень достижения целей урока (не достигнута, достигнута частично, достигнута в полном объеме). Мотивация деятельности учащихся


Максимальное количество баллов по разделу

4

    1. Анализ структуры и организации урока

2.1. Целесообразность распределения времени урока по этапам урока.


2.2. Оборудование урока. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения


2.3. Проверка домашней работы (фронтальная, выборочная, самопроверка, взаимопроверка).


2.4. Актуализация опорных знаний (задания на анализ, сравнение, классификацию учебного материала)


2.5. Этап повторения опорных знаний и анализа основных фактов, событий, явлений в рамках изучаемой темы. Выбор методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический, исследовательский _____________________) и приемов (кроссворды, логические цепочки, ______________________________________________) организации повторения



2.6. Этап обобщения и систематизации понятий, усвоения системы знаний и их применение для объяснения новых факторов и выполнения практических заданий по изучаемой теме. Выбор метода (информационно-объяснительный, деятельностно-развивающий, исследовательский ________________________) и формы (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная ________________)


2.7. Итоги урока (не подведены, подведены учителем, подведены совместно с учащимися). Рефлексия. Оценивание.


Максимальное количество баллов по разделу

14

3. Анализ содержания урока

3.1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Научный уровень излагаемого материала. Логичность, последовательность, доступность, наглядность


3.2. Сознательное овладение учащимися основных понятий, усвоение связей и отношений между понятиями и явлениями в рамках изучаемой темы. Координация учителем процесса усвоения системы понятий.


3.3. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем, для формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся.


Максимальное количество баллов по разделу

6

4. Анализ организации работы учащихся


4.1. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.


4.2. Сочетание различных форм работы (фронтальная, групповая, парная, самостоятельная, индивидуальная ______________________________________) Индивидуальная работа учителя с разными категориями учащихся.


4.3. Характер упражнений, степень сложности, вариативность в ходе урока, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Оценка и самооценка работы учащихся на каждом этапе урока (оценочный лист).


Максимальное количество баллов по разделу

6

5. Анализ качества знаний, умений и навыков


5.1. Степень сознательного овладения основными понятиями темы. Степень овладения практическими умениями и навыками. Связь изучаемой темы с ранее изученным материалом.


5.2. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять приобретенные знания в нестандартных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.


Максимальное количество баллов по разделу

4

6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися


6.1. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом.


6.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность


6.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.


Максимальное количество баллов по разделу

6

Итого

40


0 – не реализован, 1 – частично реализован, 2 – реализован в полном объеме


Неудовлетворительный уровень

Удовлетворительный уровень

Хороший уровень

Высокий уровень

До 20 баллов

20 – 29 баллов

30 – 35 баллов

36 – 40 баллов


Дополнительные комментарии к уроку, выводы и рекомендации: __________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ознакомлен учитель

_______________/______________________________

Подпись ФИО