13
Методические рекомендации
по подготовке и проведению
«Дня защиты детей»
Общие положения
Исходя из современных требований, основными целями «Дня защиты детей» должны быть: формирование и развитие у обучающихся высоких морально-психологических качеств; психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям; бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью; любви к своей Родине; готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у обучающихся уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций. Пропаганда боевых и трудовых традиций России, ее Вооруженных Сил, Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, приобретение и закрепление практических навыков для действий в экстремальных ситуациях.
Опыт последних лет подтвердил целесообразность проведения «Дня защиты детей» в общеобразовательных учреждениях.
Что же должно лежать в основе его планирования и проведения? Примерный набор может быть таким:
— отработка действий по сигналу «Внимание всем!» и различного рода речевым информациям;
— укрытие в защитных сооружениях (убежище, подвал, внутренние помещения школы, на местности вблизи учебного заведения) при их наличии;
— действия при возникновении стихийного бедствия, наиболее характерного для данной местности (землетрясение, наводнение, оползень, ураган, буря, смерч и т.п.);
— правила поведения и действия при пожаре в школе, соседних зданиях, в лесу, на рядом расположенном предприятии;
— отработка действий при выбросе, разливе аварийно химически опасных веществ (АХОВ) на предприятиях нефтехимии, металлургии, водопроводной станции, пищевой отрасли, когда облако ядовитого вещества движется в сторону учебного заведения;
— умение оказывать первую помощь (перевязка ран, наложение шин при переломах и жгутов для остановки кровотечения, переноска пострадавших);
— умение ориентироваться в лесу, двигаться по азимуту, разводить костер, устанавливать палатку, преодолевать водные преграды;
— знание правил дорожного движения и основ поведения на улице;
— изготовление ватно-марлевой повязки для защиты органов дыхания;
— надевание средств индивидуальной защиты (противогаза, респиратора);
— знание основ здорового образа жизни;
— спортивные соревнования, военизированные игры;
— викторины, конкурсы, сдача нормативов, тренировки.
Необходимо использовать как можно более широкий диапазон форм и методов работы с обучающими. Игровые моменты создают интерес, вызывают азарт и в конечном итоге позволяют лучше усвоить и закрепить материал, приобрести практические навыки.
Проведение «Дня защиты детей» призвано способствовать решению следующих задач: учащиеся и педагоги должны показать, как они усвоили теорию и практику действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, готовы ли они оказать помощь человеку, попавшему в беду; способствовать сплочению административно-педагогического коллектива и обучающихся (чтобы они не растерялись в любой ЧС); расширению знаний истории своего государства, ВС РФ.
Одни мероприятия могут быть общешкольными, другие проводиться по отдельным классам или возрастным группам. Например, учащиеся 1-4-х классов отрабатывают одни вопросы, 5 - 9-х другие, а 10 - 11-х третьи.
Для участия в «Дне защиты детей» желательно приглашать представителей работников МЧС. Проводится он обычно в конце апреля или первой половине мая. Большей частью это событие посвящается Дню Победы — празднику всего нашего народа, отстоявшего свою независимость в Великой Отечественной войне и спасшего народы мира от угрозы фашизма. Все это должно способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
Подготовка
Успех проведения «Дня защиты детей» в значительной степени зависит от тщательности и объема подготовительной работы, полноты и качества разработанных документов, продуманности всех мероприятий. Предварительно руководитель (директор) должен внимательно изучить имеющиеся руководящие документы, знать в деталях вероятные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в той или иной мере угрожающие образовательному заведению. Все это позволит правильно спланировать порядок проведения тренировки.
Подготовку педагогического коллектива и обучающихся осуществляют в соответствии с Организационными указаниями по подготовке населения и программой курса ОБЖ. Занятия с учащимися проводят в плановом порядке по расписанию, педагогический коллектив готовится на инструкторско-методических занятиях.
Все необходимые документы, как правило, разрабатывает преподаватель-организатор ОБЖ под руководством директора школы при участии учителей. Прежде всего готовится приказ директора, в котором обязательно указываются: цели, задачи и время проведения; состав участников, порядок их подготовки по классам и категориям; объем работ по материально-техническому обеспечению; ответственные организаторы за эстафету, викторину, соревнования, конкурсы, состязания, военизированную игру, сдачу нормативов; состав общей комиссии, подкомиссий (жюри); дата общей готовности и день проведения.
(вариант)
Приказ
директора средней школы №____
«__»________20_г.
г._____________
О подготовке и проведении «Дня защиты детей»
В соответствии с основным планом основных мероприятий школы в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 20__год провести «День защиты детей" «__» ________ 20_г. Для обеспечения высокой организованности, качественного и эффективного проведения всех мероприятий
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Основными целями считать:
— формирование и развитие у обучающихся высоких морально-психологических качеств, любви к своей Родине, готовности к ее защите;
— воспитание у обучающихся уверенности в эффективности мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
— пропаганду боевых и трудовых традиций России, ее Вооруженных Сил, Гражданской обороны;
— формирование и развитие у учащихся высокого чувства долга и ответственности за порученное дело, мужества, отваги, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки, физической выносливости, постоянной готовности самоотверженно выполнять спасательные работы.
2. Главными задачами считать:
— совершенствование у обучающихся и педколлектива теоретических знаний и практических навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях;
— практическую проверку готовности обучающихся действовать в экстремальных ситуациях;
3. К участию привлечь:
— администрацию и педагогический коллектив школы;
— обучающихся всех классов (1-11-х).
4. Назначить общешкольную комиссию и подкомиссии (жюри) по проведению соревнований, эстафет, викторин и конкурсов в составе;
Общешкольная комиссия:
председатель — директор школы;
зам. председателя — зам. директора по учебно – воспитательной работе
Члены:
— организатор внеклассной воспитательной работы;
— преподаватель-организатор ОБЖ;
— учитель физической культуры;
Подкомиссия (жюри) по проведению эстафеты:
— председатель:
— члены.
Заместителю председателя общешкольной комиссии и председателям жюри до ______________ 20___ г разработать судейскую документацию и ознакомить всех членов комиссии, жюри с порядком проведения соревнований, тренировок.
5. Подготовку лиц, привлекаемых к организации и проведению мероприятий, буду проводить лично согласно прилагаемому расписанию.
Занятия с учащимися по изучению отдельных элементов эстафеты в период с ___ по _______ 20__ г. провести _____________.
6. Преподавателю-организатору ОБЖ в период с ____ по _______ 20___ г провести с учащимися тренировки по выработке умения пользоваться средствами индивидуальной защиты.
7. Организатору внеклассной работы до _________ 20___г. разработать и представить на утверждение план подготовки и проведения «Дня защиты детей».
8. Заместителю директора по административно - хозяйственной части до ___________ 20___ г. обеспечить имуществом проводимые мероприятия.
9. До ___________ 20___г. учителям физической культуры подготовить маршруты следования и разметку местности.
10. Классным руководителям до ____________ 20__ г. провести классные собрания «О задачах обучающихся по подготовке и участию в «Дне защиты детей". Ознакомить обучающихся с мерами безопасности в ходе проведения мероприятий.
11. Дата общей готовности «__» ______ 20___г.
12. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на себя. Приказ довести всему педагогическому коллективу.
Директор школы (подпись)
На основе приказа директора школы развертывается вся основная подготовительная часть. В это время активизируется пропаганда славных боевых традиций России, русского народа, учащиеся сдают нормативы гражданской обороны, проводятся тренировки по действиям в чрезвычайных ситуациях, спортивные состязания.
Каждая учебная группа должна знать не только замысел общешкольной тренировки, но и те мероприятия, в которых она участвует, их содержание, место и время проведения.
Городские школы обычно ограничиваются своим зданием и прилегающей территорией. В сельских — выбор шире. Они могут выходить в поле, лес, отрабатывать то, что не всегда удается сделать горожанам.
Учащихся 10 и 11-х классов целесообразно использовать в качестве инструкторов, помощников. Они могут готовить билеты и вопросы для конкурсов и викторин, наглядные материалы.
Общий замысел (контуры плана) проведения "Дня защиты детей" целесообразно обсудить на заседании педагогического коллектива, чтобы это было всем понятное совместное творчество. Здесь же можно решить, как лучше воплотить в
жизнь все намеченное, определить ответственных и сроки выполнения.
Уже в подготовительный период обучающиеся должны продемонстрировать свое умение оказывать первую помощь, надевать противогазы и респираторы, грамотно изготавливать ватно-марлевые повязки, делать многое другое, что предусмотрено программой и планом проведения "Дня защиты детей".
Вторым документом является план подготовки и проведения «Дня защиты детей». В нем определяются: подготовительные мероприятия, последовательность действий, сроки и исполнители.
(вариант)
Утверждаю
директор МБОУ СОШ №
__________
«___»_______20__г.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
«ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ.
в общеобразовательной школе № ____ района (города)
№ п/п | Проводимые мероприятия | Время и место проведения | Кто проводит | Отметка о выполнении |
Подготовительный период |
1. | Изучение с администрацией школы, классными руководителями нормативных документов по вопросам подготовки учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях | | зам. директора по УВР | |
2. | Рассмотрение на заседании педагогического совета (служебном совещании) вопроса о задачах педколлектива по подготовке к проведению «Дня защиты детей» | | директор | |
3. | Определение состава участников (гостей), привлекаемых (приглашенных) для подготовки и проведения (участии) «Дня защиты детей", Назначение лиц, ответственных за их встречу и сопровождение | | директор, организатор | |
4. | Отработка порядка и последовательности проведения «Дня защиты детей" с его организаторами, членами общешкольной комиссии и жюри | | директор | |
5. | Организация и осуществление контроля: за качеством занятий по ОБЖ; за подготовкой сандружины школы | | зам. директора по УВР | |
6. | Разработка судейских документов и частных планов спорторганизаторов и жюри по проведению соревнований, эстафеты, викторины и конкурсов | | организатор | |
7. | Организация, проведение занятий и тренировок по отработке этапов эстафеты | | преподаватель-организатор ОБЖ | |
8. | Организация в школьной библиотеке выставки военно-патриотической литературы | | зав. библиотекой | |
9. | Организация соревнований по элементам эстафеты | | учителя физкультуры | |
I0. | Облагораживание территории школы. Приведение в порядок учебного городка | | директор. организатор | |
Проведение «Дня защиты детей» |
1 | Сбор администрации, заслушивание командиров отрядов и председателей жюри о готовности к проведению мероприятий | | директор | |
2. | Торжественное открытие "Дни защиты детей", проведение общешкольной линейки (митинга или сбора) с участием представителей воинской части, управления ГО и ЧС, ветеранов войны и труда, шефов | | директор | |
3. | Проверка готовности учащихся, их экипировки | | директор | |
4. | Вручение командирам отрядов приказа, классным руководителям — заданий | | организатор | |
5. | Развод отрядов (классов) по местам проведения мероприятий | | организатор | |
6. | Проведение эстафеты | | жюри | |
7. | Организация спортивных соревнований Сдача норм ГТО | | Учителя физкультуры | |
8. | Проведение конкурсов | | жюри | |
9. | Проведение викторины | | жюри | |
10. | Сдача нормативов ГО | | жюри | |
И. | Изготовление ватно-марлевой повязки | | классные руководители | |
12. | Укрытие в защитном сооружении | | преподаватель-организатор ОБЖ | |
13. | Оказание первой помощи | | жюри | |
14. | Действия при угрозе стихийного бедствия | | организатор | |
15. | Действия при движении в сторону школы облака химически опасного вещества | | организатор | |
16. | Условное тушение загорания первичными и подручными средствами | | жюри | |
17. | Соревнование на лучшую песню | | жюри | |
18. | Подведение итогов. Вручение призов и наград | | директор, жюри | |
Зам. директора по УВР _________(подпись)
Примечание:
Обязательно указывается, какие мероприятия являются общешкольными, а какие выполняются отдельными классами или группой классов.
Методика проведения
Накануне мероприятия организаторы с помощью старшеклассников завершают подготовку материально-технической базы, готовят спортивный и актовый залы, систему оповещения , приводят в порядок защитные сооружения, выдают домашние задания учащимся младших классов, облагораживают пришкольную территорию, выполняют другие работы в соответствии с планом и указаниями директора.
В назначенный день по сигналу "Внимание всем!" обучающиеся во главе с учителями покидают свои классы и выстраиваются во дворе. Командиры отрядов докладывают директору о готовности к выполнению задач, участию в конкурсах, соревнованиях, викторинах. Директор объявляет «День защиты детей» открытым. В это время может звучать Гимн, другая торжественная мелодия, иногда поднимают флаг школы или проносят его мимо строя ребят.
Приглашенные ветераны Великой Отечественной войны, представители МЧС , ВДПО напутствуют обучающихся, рассказывают о великих подвигах народа, его героизме в годы войны и мирные дни, призывают состязаться честно, преодолевать все трудности, помогать товарищам.
Преподаватель-организатор ОБЖ объявляет порядок следования отрядов (классов) на свои рабочие точки (залы, классы, места во дворе). Командиры отрядов вместе с учителями, членами жюри расходятся и приступают к практической отработке тех вопросов, которые были определены планом.
При проведении спортивных соревнований, викторин, конкурсов, сдаче нормативов, надевании противогазов, респираторов и т.д., в спортзале или во дворе непременно участие нескольких классов. Все это должно быть зрелищным, заставлять переживать «за своих», вызывать интерес и здоровый азарт.
Директор (руководитель) должен находиться там, где отрабатываются наиболее важные и ответственные моменты тренировки, где учащиеся выполняют практические мероприятия.
По мере приближения к завершению посредники, члены жюри докладывают директору о выполненном объеме работ учащимися, интересных и положительных действиях, успехах и недостатках.
Заканчивая «День защиты детей», все собираются на школьном дворе или в актовом зале (в зависимости от условий и погоды), где объявляются итоги, вручаются призы, подарки, премии, грамоты.
После этого целесообразно классным руководителям, командирам отрядов, членам жюри подвести итоги по классам. Только здесь можно более подробно сказать о каждом. Именно тогда учащийся поймет, что он не песчинка в общей массе, а конкретный человек, от которого многое зависело при выполнении тех или иных действий.
А на стенах школы после такого важного события должны появиться фотогазеты листки-молнии, таблицы итогов и другие наглядные материалы.
По итогам «Дня защиты детей» директору учебного заведения целесообразно издать приказ.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭСТАФЕТ, КОНКУРСОВ,
ВИКТОРИН
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭСТАФЕТЫ
Установка палатки
Палатка находится в рюкзаке, колышки и штоки лежат рядом. Ставит ее 4-6 ребят от каждой команды. Затем вся команда выстраивается перед входом. Судья сразу после построения фиксирует затраченное время, оценивает правильность установки. Ошибки: перекос палатки (штоков), складки на крыше.
Разжигание костра
Костровище оборудовано стойками. Над землей установлен ограничитель (30 см) — выше его поднимать дрова запрещено. Вверху натянута капроновая нить, которую необходимо пережечь. Дрова обеспечивает каждая команда сама (использование ГСМ, листьев, хвои, травы запрещено). Спички (у каждой команды свои) должны быть герметично упакованы. До старта их опускают в ведро с водой. Судья отдает команде спички, и она (в любом составе) разжигает костер. Время фиксируют по пережиганию нити. Костровые обязаны работать в штормовках с надетыми капюшонами. Держащий дрова должен быть в рукавицах.
Условия; первая спичка — норма, каждая последующая — штраф 20 с, работа без капюшона или рукавиц — по 10 штрафных секунд.
Движение по азимуту
На старте судья сообщает команде азимут и расстояние, которое ей необходимо пройти. На финише команда попадает на линейный ориентир (дорога, просека...), где установлена мишень (карточки с буквами через равные промежутки). Судье на финише сообщают букву карточки, на которую вышла команда. Один из ее членов передает это сообщение оставленному на старте товарищу с помощью флажного семафора. Затем судьи сравнивают данные. При несовпадении — штраф 30 секунд.
Противогаз
Все участники надевают противогазы. Штраф: за нарушение правил надевания противогаза -- 5 секунд.
Первая помощь
Надевание противогаза на «пострадавшего», наложение жгута, шины, перевязка. Штраф; за каждую ошибку — 10 секунд.
Переноска «пострадавшего»
Участок оборудован двумя жердями. Участники вдевают жерди в застегнутую штормовку, пропуская их через вывернутые внутрь рукава. «Пострадавшего» укладывают на эти носилки головой в сторону движения и переносят на 25 — 30 метров.
Штраф: неправильное положение пострадавшего — 20 с, касание земли участником или «пострадавшим» — 30 с. падение участника — 40 с, падение носилок с «пострадавшим» — 60 секунд.
Подлаз (мышеловка)
На этапе установлены ворота с незакрепленными перекладинами высотой 40. 35 и 30 см, которые участники преодолевают ползком. I Штраф: сбитая перекладина ворот (каждая) — 20 с, непрохождение ворот — 30 секунд.
2. ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «КАК ПОСТУПИТЕ ВЫ?..
В разные сложные ситуации может попасть человек. Как поступить, как выйти из них без потерь, без ущерба? Эти вопросы не всегда удается решить не только детям, но и взрослым. Давайте потренируемся, определим свои возможности и знания. На первый взгляд кажется все просто. А вы попробуйте!
1. Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Вы будете:
а) растирать ее снегом;
б) согреваться около костра;
в) согревать ее собственным теплом?
2. Вам необходимо перебраться вброд через реку с быстрым течением. Каким из предложенных способов вы будете переходить ее в выбранном вами месте:
а) вниз по течению;
б) перпендикулярно течению;
в)против течения;
г) под углом 45 градусов к течению?
Как поступите с рюкзаком, находящимся у вас за плечами?
3. Вас мучает чувство голода, а продуктов питания нет. Как вы определите пригодность растений и ягод к употреблению в пищу:
а) попытаетесь есть то, что едят птицы;
б) будете есть все встречающиеся на пути ягоды, за исключением ярко-красных;
в) возьмете в рот небольшое количество ягод или незнакомых вам растений и, немного разжевав их, подождете 5—10 мин;
г) несмотря на голод, совершенно откажитесь употреблять в пищу незнакомые ягоды и растения?
4. Передвигаясь по тонкому льду озера, вы внезапно попали в холодную воду. Что вы будете делать, достигнув берега.
а) освободившись oт мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;
б) некоторое время кататься по снегу в мокрой одежде;
в) прыгать в мокрой одежде?
5. Вам предстоит совершить длительный переход. Далеко от конечного пункта пути вы обнаружили потертости на ногах. Как вы поступите:
а) протрете подошвы обуви бензином;
б) намочите носки водой и наденете обувь;
в) время от времени будете переодевать носки с одной ноги на другую; наденете носки наизнанку;
г) наденете обувь на босую ногу?
6. Рядом с вашим биваком — ручей сомнительной чистоты и болотце. Воду для приготовления пищи вы будете брать:
а) из ручья;
б) из болотца;
в) из специально вырытой ямы рядом с болотцем?
7. Вы укрылись в оборудованной вами снежной пещере. Имеющаяся горелка освещает и согревает убежище. При каком цвете пламени горелки вам не следует беспокоиться:
а) желтом;
б) голубом;
в) красном?
8. Внезапно разразилась сильная гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Ваши действия:
а) спрячетесь под огромным деревом;
б) укроетесь под навесом скалы;
в) останетесь на открытой местности, продолжая движение и не обращая внимания на угрозу;
г) найдете не выделяющееся на местности укрытие и переждете грозу?
3. ВОПРОСЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
1. Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения? Фугасные авиабомбы, артиллерийские снаряды, мины. Реактивные установки залпового огня «Град». Ядерное, химическое и бактериологическое оружие (правильный ответ).
2.Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражение глаз и пожары?
Проникающая радиация. Световое излучение (правильный овет). Электромагнитный импульс.
3. Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может разрушить здания, сооружения?
Ударная волна (правильный ответ). Световое излучение. Проникающая радиация.
4. От чего зависит стойкость химического заражения?
Oт токсичности ОВ и направления ветра. От площади разлива и рельефа местности. От свойств отравляющих веществ, погоды и условий местности (правильный ответ).
5. Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания?
Костюм Л-1, ОВЗК. Противогаз, респиратор, противопыльная тканевая маска (ПТМ-1), ватно-марлевая повязка (правильный ответ). Убежище и ПРУ.
6. Кем и когда был изобретен противогаз?
Н.Д.Зелинским в 1915 году (правильный ответ). Г.И.Головиным в 1913 году. М.И. Луховинским в 1914году.
7. Можно ли использовать обычную одежду для защиты кожи от ОВ?
Да, можно, если пропитать специальным раствором мыльно-масляной эмульсии (правильный ответ). Нет, нельзя. Можно в любом случае.
8. Какие коллективные средства защиты вы знаете?
Убежища и противорадиационные укрытия (правильный ответ). Противогазы, респираторы. Защитные комплекты Л-1, ОВЗК.
9. Как действовать по сигналу «Внимание всем!»?
Надеть средства защиты, покинуть помещение. Включить радио или телевизор (правильный ответ). Быстро направляться в убежище.
10. Что такое дезактивация?
Удаление радиоактивных веществ с зараженных поверхностей (правильный ответ). Обеззараживание отравляющих веществ. Уничтожение или устранение болезнетворных микробов во внешней среде.
11. Перечислите основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.
Оповещение. Применение индивидуальных и коллективных средств защиты. Эвакуация. Организация спасательных и других неотложных работ. Санитарная обработка. Организация жизнеобеспечения населения. Обучение населения.
12. В первую мировую войну впервые была проведена газовая атака с использованием хлора. Где, кто, когда осуществил ее?
22 апреля 1915 г на западном фронте, Германия.
13. Назовите дату Международного дня гражданской обороны.
1 марта. Отмечается в связи с созданием в 1972 г. Международной организации гражданской обороны.
4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ ПО ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. При аварии на химически опасном объекте вы можете оказаться в зоне заражения. В каком направлении следует быстро покинуть предполагаемую зону заражения?
По направлению ветра. Навстречу ветру. Перпендикулярно направлению ветра (правильный ответ).
2. При аварии с утечкой аммиака в качестве средства индивидуальной защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует ее смочить?
2%-м раствором нашатырного спирта. 2%-м раствором уксусной или лимонной кис-поты (правильный ответ). 5%-м раствором соды.
3. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы можете оказаться в зоне заражения, живете на 1 -м этаже девятиэтажного дома Как поступите?
Укроетесь в подвале здания. Подниметесь на верхний этаж (правильный ответ). Останетесь в своей квартире.
4. Пары какого из веществ являются наиболее токсичными?
Хлора. Аммиака. Ртути (пояснить, что они в 100 раз токсичнее паров хлора и в 2 тыс. раз — паров аммиака) (правильный ответ).
5. Какие стихийные бедствия причиняют наибольший урон людям? Землетрясения, наводнения, бури, ураганы, смерчи, оползни, сели, сходы снежных лавин.
6. Вы отдыхаете в южном городе. Находясь на 3-м этаже девятиэтажного дома, почувствовали толчок. Назовите ваши действия при землетрясении.
Остаться дома. Встать в дверной или балконный проем (правильный ответ). Немедленно выбежать из дома на улицу. Оставаться на том же месте, ждать сообщений по радио.
7. По каким основным признакам классифицируются чрезвычайные ситуации? Сфере возникновения (техногенные, природные, экологические) Ведомственной принадлежности (в строительстве, промышленности, транспорте и т. д) Масштабу возможных последствий (частные. объектовые. местные, региональные, глобальные).
8. Вы открыли дверь своей квартиры ни 10-ом этаже и обнаружили сильное задымление. Ваши действия?
Немедленно спуститься на лифте вниз и выбежать из здания. Срочно выявить источник задымления. Плотно закрыть дверь и позвонить по телефону «01». (правильный ответ).
9 Что запрещено тушить пенным огнетушителем?
Электроустановки и электропровода под напряжением
10. Можно ли использовать фильтрующий противогаз при пожаре для защиты от дыма?
Можно, если вместо фильтрующе-поглощающей коробки навинтить гопкалитовый патрон.
11). Как остановить артериальное кровотечение на руке?
С помощью жгута, наложенного ниже места ранения. Наложенного выше места ранения (правильный ответ). Непосредственно на место ранения.
12. Какова последовательность оказания первой помощи при переломах и вывихах? В случае открытого перелома:
Остановка артериального кровотечения (жгут, закрутка). Наложение стерильной повязки на рану. Иммобилизация (наложение шины) перелома подручными средствами.
В случае вывиха:
Лед, холод на место вывиха. Тугая повязка на сустав вывиха. Иммобилизация вывиха.
13. Какова первая помощь при ожогах?
Погасить горящую одежду. Обожженную часть тепа освободить от одежды, обрезая ее вокруг раны. Не вскрывать пузыри, не смазывать различными мазями место ожога. Легко протереть спиртом и наложить стерильную повязку. Вызвать скорую помощь по телефону «03". Сообщить о пожаре (если он был) по телефону «01».
14. Какова первая помощь при отморожениях?
Перевести пострадавшего в теплое помещение, мокрую одежду и белье заменить сухим. Поврежденные участки тела протереть спиртом и наложить стерильную повязку. Не рекомендуется растирать отмороженный участок снегом, грубой материей (перчаткой). Напоить пострадавшего горячим чаем, кофе, молоком. При сильном общем охлаждении организма необходимо поместить пострадавшего в ванну с водой +25 — 27 градусов С, постепенно доводя ее температуру до +37 градусов С. Дать горячий чай, кофе и отправить в больницу.
15. Какова первая помощь на берегу при утоплении?
Как можно скорее извлечь пострадавшего из воды (клиническая смерть длится не более 5 — 7 минут). Удалить воду из легких и желудка, положив на колено головой вниз. Затем положить его на спину и делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца до приезда скорой помощи.
16. Какова первая помощь при отравлении ядовитыми растениями, грибами, ягодами?
Признаки отравления: общая слабость, головокружение, тошнота и рвота, боли в животе.
Следует немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, сделать клизму, предварительно дать активированный уголь (1 таблетка на 10 кг веса).
5.ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ «ГЕРОИ И ПОДВИГИ».
1. Когда началась и закончилась вторая мировая война?
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Англия и Франция, связанные с Польшей пактом о взаимопомощи, объявили войну Германии. 2 сентября 1945 г. Япония подписала пакт о безоговорочной капитуляции.
2. Когда было учреждено звание Героя Советского Союза? Кто и за что награжден Золотой Звездой № 1?
16 апреля 1934 г. Верховным Советом СССР.
Первыми удостоены звания Героя Советского Союза летчики полярной авиации Сигизмунд Александрович Леваневский (Золотая Звезда № 1), Анатолий Васильевич Ляпидевский, Николай Петрович Каманин, Василий Сергеевич Молоков.
3. Кто из советских военнослужащих в годы Великой Отечественной войны был трижды удостоен звания Героя Советского Союза?
Иван Никитович Кожедуб, Александр Иванович Покрышкин, Георгий Константинович Жуков.
4. Кто из советских полководцев был дважды награжден орденом «Победа»? Георгий Константинович Жуков, Александр Михайлович Василевский.
5. Какими фронтами было начато наступление Советских войск по освобождению Белоруссии? Как называлась операция?
22 июня 1944 г., 1, 2, 3-м Белорусскими и 1-м Прибалтийским фронтами. Операция называлась "Багратион".
6. В каких боях и когда родилась советская гвардия — гордость нашей армии?
18 сентября 1941 г. 10, 127, 153, 161-я стрелковые дивизии геройски сражались с врагом под Минском, Смоленском, участвовали в контрударе под Ельней. За массовый героизм, мужество личного состава, высокое воинское мастерство они были переименованы в гвардейские.
7. В каком году были введены погоны в Советской Армии? В 1943 году.
8. Сколько советских воинов удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги на фронтах Великой Отечественной войны?
Около 12 тысяч.
9. Кто и когда водрузил Знамя Победы над рейхстагом? Где знамя хранится сейчас? Разведчики 756-го полка 150 сд М.А.Егоров и М.В.Кантария. Хранится в Центральном музее Вооруженных Сил.
10. Когда проходил на Красной площади Парад Победы? Кто командовал и принимал его?
24 июня 1945 г. Принимал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. командовал Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский.'
11. Кто такой Александр Матросов? Какой подвиг он совершил?
23 февраля 1943 г гв. рядовой А.Матросов в бою за деревню Чернушки (Псковская обл.) закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев. Его подвиг стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. Герой Советского Союза (посмертно).
12 Когда в годы войны был первый салют и в честь какого события?
5 августа 1943 года в честь освобождения городов Орла и Белгорода.
13. Когда и где произошло самое крупное танковое сражение второй мировой войны?
12 июля 1943 года близ с. Прохоровки на Курской дуге, с обоих сторон участвовало 1200 танков.
14. Кто и когда впервые в истории человечества совершил полет в космос?
Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток».
15. Какая дата считается днем рождения регулярного Российского флота?
Октябрь 1696 г. Боярская дума приняла Указ «Морским судам быть».