Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Прокопьевский транспортный техникум»

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
по учебной дисциплине
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
по профессии СПО 38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы
по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Прокопьевск
2016
Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии (специальности) СПО, рабочей программы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», учебного плана по профессии СПО 38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы, по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Организация-разработчик: ГПОУ ПТТ
Разработчик: Зверев Николай Юрьевич, преподаватель ГПОУ ПТТ

Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Прокопьевский транспортный техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
и.о. зам. директора по УР ГПОУ ПТТ
__________________ О.В. Старцева
Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
по учебной дисциплине
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
по профессии СПО 38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы
по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Прокопьевск
2016
Содержание
| стр. |
Пояснительная записка | 4 |
Требования к оценке результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы | 5 |
Требования к выполнению отдельных видов самостоятельной работы | 5 |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 10 |
Виды внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине | 10 |
Источники | 12 |
Приложение А | |
Приложение Б | |
| |
Пояснительная записка
В современном производстве востребованы специалисты, обладающие профессиональной грамотностью, умением адаптироваться к современным условиям трудовой деятельности. Этого можно добиться только через повышение активности студентов в учебном процессе и развитие умения самостоятельно овладевать знаниями.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов–это планируемая учебная, учебно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.
В данных методических рекомендациях представлены различныевиды внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»: составление буклетов, подготовка сообщений и рефератов, созжание презентаций и видеороликов
Объем часов на самостоятельную работу составляет 24 час.
1. Требования к оценке результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
Требования к результатам:
овладение опытом творческой, исследовательской деятельности при подготовке работ (сообщений, докладов, рефератов и т.д.);
умение применять теоретические знания на практике;
умение использовать нормативную, справочную и специальную литературу, интернет –ресурсы;
выполнение заданий в указанной форме и в установленные сроки;
оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.
2. Требования к выполнению отдельных видов самостоятельной работы
Текстовой редактор в понимании многих – это инструмент для набора и форматирования текста. Но на самом деле Word – мощный многофункциональный инструмент, который может помочь сократить временные и финансовые затраты фирм и организаций. В редакторе от Microsoft легко создавать не только текст, но и презентацию, листовку, рекламный буклет.
Буклет – его предназначение Реклама товаров и услуг посредством листовок, календарей, визиток весьма эффективна. Буклеты стоят в этом ряду на особом месте. Лист формата А 4, свернутый определенным образом, вмещает максимум информации о фирме, организации, ее продукции. Компактный же размер буклета – еще одно преимущество перед листовками и плакатами
Печатают буклеты, как правило, на стандартном по размеру листе бумаги, который складывают впоследствии, придавая ему вид гармошки. В итоге получается небольшая удлиненная книжица с тремя страницами. Их заполняют рекламными материалами с двух сторон. Реклама Конечно, и из двух страниц можно сделать буклет. Пример тому - театральные программки. Но такой формат больше удобен для размещения в основном текстовой информации. В том случае, если необходимо разместить максимум изображений, лучшего всего прибегать к классическому виду.
Это процесс лучше рассмотреть пошагово.
Запускаем «Ворд».
Переходим во вкладку «Разметка страницы».
Выбираем пункт «Ориентация». Задаем альбомное положение листа.
В той же вкладке - «Разметка страницы» - выбираем функцию «Колонки», отмечаем их число.
Для этого из пункта «Колонки» выбираем строку «Другие колонки». В выпадающем окне ставим галочку в чекбоксе «Разделить».
Оценивание буклета | Макс. кол. баллов |
Содержание полностью отражает цели публикации. | 5 |
Информация точна, носит законченный характер | 10 |
Орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют. | 5 |
Дизайн соответствует содержанию работы. | 10 |
Изображения соответствуют содержанию. | 5 |
Текст легко читается, цвет фона и изображения гармонируют и удобны для чтения | 10 |
ОБЩИЕ БАЛЛЫ | 45 |
Буклет оценивается по 45 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 40 – 45 баллов – «отлично»;
• 36 – 39 баллов – «хорошо»;
• 32 – 35 баллов – «удовлетворительно;
• мене 31 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.
Специфика реферата:
• не содержит развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок,
• дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.
Виды рефератов
По полноте изложения | Информативные (рефераты-конспекты). |
Индикативные (рефераты-резюме). |
По количеству реферируемых источников | Монографические. |
Обзорные. |
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);
3) введение;
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.
Реферат оценивается исходя из установленных показателей и критериев оценки реферата.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии | Показатели |
1.Новизна реферированного текста Макс. - 20 баллов | - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. |
2. Степень раскрытия сущности проблемы Макс. - 30 баллов | - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. |
3. Обоснованность выбора источников Макс. - 20 баллов | - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). |
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов | - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев. |
5. Грамотность Макс. - 15 баллов | - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль. |
Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• мене 51 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.
Требования к оформлению реферата
Тематика рефератов разрабатывается преподавателем дисциплины и предоставляется студентам заранее
Реферат выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте. Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3 см, левое – 1,5 см, шрифт TimesNewRoman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзац – 1,25, выравнивание по ширине. Объем реферата 10 листов.. Графики, рисунки, таблицы обязательно подписываются (графики и рисунки снизу, таблицы сверху) и располагаются в приложениях в конце работы, в основном тексте на них делается ссылка
Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в левом нижнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется и оформляется в соответствии с Приложением А
Готовая работа должна быть скреплена папкой скоросшивателем или с помощью дырокола. Работы в файлах, скрепленные канцелярскими скрепками приниматься не будут.
Рефераты сдаются преподавателю в указанный срок.
Реферат не будет зачтен в следующих случаях:
а) при существенных нарушениях правил оформления (отсутствует содержание или список литературы, нет сносок, номеров страниц и т.д.)
б) из-за серьезных недостатков в содержании работы (несоответствие структуры работы ее теме, неполное раскрытие темы, использование устаревшего фактического материала).
Возвращенный студенту реферат должен быть исправлен в соответствии с рекомендациями преподавателя.
Студент, не получивший зачет по реферату, к экзамену или зачету не допускается
Пример оформления титульного листа представлен в Приложении А.
Сообщение является самым простым видом работы. Как правило, оно:
- готовится по одному вопросу и посвящено более глубокому его изложению, чем обычно, на семинарском занятии;
- объемом не превышает 5-10 страниц, написанных от руки;
- не требует специального оформления.
Чтобы сделать сообщение достаточно найти журнальную или газетную статью по конкретной теме, отличающуюся актуальностью и новизной, а также воспользоваться специальной учебной или научной литературой (монография, брошюра, сборник научных статей, рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное и методическое пособие), выбрать из этого материала несколько интересных фактов, сведений и рассказать о них аудитории.
Критерии оценивания сообщения
1 Соответствие содержания работы теме.
2. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы
3. Исследовательский характер.
4. Логичность и последовательность изложения.
5. Обоснованность и доказательность выводов.
6. Грамотность изложения и качество оформления работы.
7. Использование наглядного материала.
Оценка «отлично»- учебный материал освоен студентом в полном объеме, легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы. Сообщение носит исследовательский характер. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и орфоэпической грамотностью. Использует наглядный материал (презентация).
Оценка «хорошо»- по своим характеристикам сообщение студента соответствует характеристикам отличного ответа, но студент может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи. Отсутствует исследовательский компонент в сообщении.
Оценка «удовлетворительно»- студент испытывал трудности в подборе материала, его структурировании. Пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации. Не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения. Материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов. Допускает стилистические и орфоэпические ошибки.
Оценка «неудовлетворительно»- сообщение студентом не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации либо не соответствует теме.
Презентация -это набор материала (текст и картинки), которые обладают выраженной яркостью и используются в качестве презентационного или же информационного материала. Презентацию принято также называть слайд-фильмом. Презентации бывают разного рода, на этот раз рассмотрим только вариант презентации компьютерного типа. Обычно для компьютерной презентации используется мультимедийный проектор, отражающий содержимое экрана компьютера на большом экране, вывешенном в аудитории. Презентация представляет собой совмещение видеоряда - последовательности кадров со звукорядом - последовательностью звукового сопровождения. Презентация тем эффективнее, чем в большей мере в ней используются возможности мультимедиа технологий.
Презентация представляет собой последовательность слайдов. Отдельный слайд может содержать текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звук. В основном учебные презентации создают в программе PowerPoint.
Правила создания удачной компьютерной презентации:
Определите цель презентации и придерживайтесь ее в создание.
Все образы должны быть яркими и понятными.
Должна присутствовать динамичность.
Материал должен быть интересным и кратким.
Текст должен быть дополнен картинками, звуком и т.д., чтобы сделать презентацию более интересной и эффективной.
Информация должна быть адаптирована для презентации.
Выберите оптимальный размер презентации, так чтобы она не была ни сильно долгой и не сильно короткой.
Только самую важную информацию с соблюдением последовательности и т.д.
Основные плюсы презентации заключаются в том, что небольшое количество материала способно передать большой объем информации быстро и эффективно.
Рекомендации по созданию презентации:
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания):
Подготовил: Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальность
Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
Второй слайд
План:
1. ______________________________.
2. ______________________________.
3. ______________________________.
Третий и последующие слайды
Лаконично раскрывает содержание информации, можно
включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы
и другие способы наглядного отображения информации
Последний слайд
Список источников для создания презентации
- Критерии оценивания презентаций (баллы)
Параметры оценивания презентации | Выставляемая оценка (балл) за представленный проект (от 1 до 3) |
Связь презентации с заявленной темой | |
Содержание презентации | |
Заключение презентации | |
Подача материала проекта – презентации | |
Графическая информация | |
Графический дизайн | |
Техническая часть | |
Эффективность применения презентации в учебном процессе | |
Итоговое количество баллов: | |
На презентацию заполняется данная таблица, где по каждому из критериев присваиваются баллы от 1 до 3, что соответствует определённым уровням развития ИКТ-компетентности:
1 балл – это низкий уровень владения ИКТ-компетентностью
2 балла – это средний уровень и, наконец,
3 балла – высокий уровень владения ИКТ-компетентностью
Помимо этого необходимо учесть работу над проектом в целом:
Название критерия | Оцениваемые параметры |
Дидактические и методические цели и задачи | |
Выделение основных идей | |
Содержание | Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях Все заключения подтверждены достоверными источниками Язык изложения материала понятен аудитории Актуальность, точность и полезность содержания |
Подбор информации | |
Подача материала | |
Логика и переходы во время проекта | |
Заключение | Яркое высказывание - переход к заключению Повторение основных целей и задач выступления Выводы Подведение итогов Короткое и запоминающееся высказывание в конце |
Речь | |
3.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося | 24 |
в том числе: | |
- составление и оформление буклета | 4 |
- составление и оформление электронной презентации | 8 |
- подготовка докладов и рефератов | 12 |
| |
Итоговая аттестация в форме зачета (6 семестр) и дифференцированного зачета (7 семестр) |
4. Виды внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование темы | Вид самостоятельной работы обучающихся | Объем часов |
Тема 1.1. Введение в информационные технологии. | - реферирование на тему: «Информационные технологии в профессиональной деятельности». | 4 |
Тема 1.2.Аппаратно-техническое и программное обеспечение информационных технологий | Подготовить доклад на тему Примерные темы доклада: «Классификация персональных компьютеров», «Классификация технических средств информатизации», «Устройство и принцип действия ЭВМ» | 4 |
Тема 2.1Использование пакета Microsoft Office в профессиональной деятельности | Создание информационного буклета по профессии реферирование на тему: «Надстройки в программах пакета Microsoft Office». | 4 |
Тема 2.2. Информационные технологии в организации транспортных предприятий | Создание презентации на тему: «Информационные технологии в профессиональной деятельности водителя» Создание видеоролика : «Мой выбор - моя профессия» | 2
10 |
Всего по темам | | 24 |
Источники
Основные источники:
1. Гохберг Г.С. Информационные технологии: учебник для студ. сред. проф. Образования/Гохберг Г.С, Зафиевский А.В., Короткин А.А.-5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208с.
2. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. Образования/Е.В. Михеева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384с.
Дополнительные источники:
1.Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия, 2008. - 8 – е изд. - 256с.- (Среднее профессиональное образование).
2. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. – Изд-е 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 381с. – (СПО)
Интернет-ресурсы
Российские поисковые системы [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Rambler http://www.rambler.ru Яndex http://www.yandex.ru Апорт http://www.aport.ru– Загл. с экрана.
Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://fcior.edu.ru– Загл. с экрана.
Полезные ресурсы учителям[Электронный ресурс]: – Режим доступа: http: //www.bankreferatov .ru http: //www.students .ru – Загл. с экрана.
Информационно-справочный портал [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http: //www.librari .ru– Загл. с экрана.
Буклет - пример создания: [Электронный ресурс]: – Режим доступа http://fb.ru/article/150612/buklet---primer-sozdaniya – Загл. с экрана.
Образец оформления титульного листа для реферата
(ПРИЛОЖЕНИЕ А)
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Прокопьевский транспортный техникум»
Р Е Ф Е Р А Т
По учебной дисциплине
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Тема: «Программа Paint»
Реферат подготовил
студент группы 2166
Ф.И.О.
Проверил
Зверев Н.Ю.
г. Прокопьевск, 2017 г.
22