СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Развитие исследовательских умений младших школьников при работе в малых группах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для педагогов о том, как формировать исследовательские умения у младших школьников, какие этапы у занятия-исследования, их характеристика.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Развитие исследовательских умений младших школьников при работе в малых группах»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»














Развитие исследовательских умений младших школьников при работе в малых группах на занятиях-исследованиях

Методические рекомендации












Выпонила: Антонович Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»

г. Киселёвска,







Киселёвск 2016


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………..2

Этапы занятий-исследований…………………………………………………4

Организация групповой работы………………………………………………7

Список литературы…………………………………………………………..10

Приложение 1………………………………………………………………...11

Приложение 2………………………………………………………………...13





























Пояснительная записка

Организация исследовательской деятельности учащихся на занятиях является важной задачей современного образовательного процесса. Сейчас много внимания уделяется самостоятельным исследованиям учащихся, начиная с самого юного возраста. Для педагогов бывает трудно организовать занятие-исследование, которое является одной из форм интерактивного обучения. Актуальность данных методических рекомендаций заключается в том, что они окажут помощь в организации исследовательской деятельности учащихся на занятиях. При использовании рекомендаций учебный процесс будет построен таким образом, что практически все учащиеся окажутся вовлеченными в процесс познания, каждый участник группы сделает своё маленькое открытие, свой первый шаг к познанию законов окружающего мира. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы объединения и сотрудничества. Рекомендации будут полезны педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования, учителям биологии и экологии. В работе рассматриваются разные типы занятий-исследований, построенных на основе индуктивного и дедуктивного методов обучения, методика групповой формы организации работы учащихся на этих занятиях, приводятся примеры занятий-исследований, и разнообразные педагогические приёмы, способствующие организации этапа мотивации на занятиях.

Цель методических рекомендаций: познакомить слушателей курсов повышения квалификации (педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов) с методическими рекомендациями по организации групповой работы учащихся на занятиях-исследованиях.

Задачи

  • Проанализировать этапы разных типов занятий-исследований, построенных по индуктивному и дедуктивному методам.

  • Дать рекомендации по организации групповой работы учащихся на занятиях-исследованиях.

  • Подробно рассмотреть организацию этапа мотивации на занятиях-исследованиях, привести примеры педагогических приёмов на этом этапе.

При использовании данных методических рекомендаций педагоги овладеют опытом по организации исследовательской деятельности учащихся на занятиях, познакомятся с методикой организации занятий -исследований, сделают учебный процесс интересным, увлекательным и познавательным для каждого ребёнка, при этом будет достигнута большой самостоятельность каждого учащегося. Рекомендации будут способствовать повышению педагогического мастерства педагога, в организации интерактивного обучения через исследовательскую деятельность учащихся.

Работа в малых группах на занятиях-исследованиях дает возможность всем учащимся (в том числе и стеснительным) участвовать в изучении нового материала, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания. При использовании групповой формы организации исследований на занятиях роль педагога перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

В младшем школьном возрасте дети чрезвычайно любознательны, активны, вместе с педагогом изучают и исследуют окружающий мир. Развитие исследовательского отношения к миру связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для проведения учащимися больших и малых исследований, что позволяет им приобрести универсальные способы познания окружающего мира – исследовательские умения. Для этого очень важно, чтобы ребёнок на самых первых этапах обучения мог прикоснуться и удивиться многообразным тайнам природы, в процессе познания испытать радость творчества, восторг открытия. Важным условием для ребёнка является возможность разделить свою радость открытия с другими ребятами, быть услышанным и понятым. Поэтому основным методом обучения на занятиях является проблемно-исследовательский метод, который позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребёнка в процессе учения. Важно и то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. При этом обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, лучшему пониманию своих сверстников.

Этапы занятий-исследований

Как же организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительный и исследовательский умений, необходимых для самостоятельного учения? Хорошо известно, что существуют две основные разновидности мыслительного процесса – индукция и дедукция. Известный американский педагог и психолог Дж. Дьюи писал: «Между тем, как индукция переходит от отдельных подробностей (или частного) к связному взгляду на положение (общему), дедукция начинает с последнего и идёт обратно к частному, соединяя и связывая его. Индуктивный процесс ведёт к открытию связующего принципа, дедуктивный к его проверке – подтверждению, отвержению, изменению на основании своей способности превращать различные подробности в целостный опыт». Каждый из этих процессов осуществляется при их взаимодействии, что обеспечивает человеку возможность открытия, с одной стороны, и проверенное критическое мышление – с другой. В связи с наличием двух основных разновидностей мыслительного процесса выделяют и две основные разновидности методики исследования – индуктивного и дедуктивного типа. В связи с тем, что индуктивное и дедуктивное исследования направлены на достижение разных целей – открытие связующего принципа в первом случае и его проверку (подтверждение, изменение) во втором, то и одни и те же по названию этапы занятия имеют в каждом случае свои функциональные особенности. (Приложение 1) Любой поиск нового знания начинается с возникновения какого-то вопроса, с проблемы, которую нужно решить в ходе занятия. Очень эффективно проведение занятий с использованием поисково-исследовательского метода, где формой организации учебной деятельности является групповая форма работы с учащимися. Такие исследовательские занятия имеют чёткую структуру и состоят из следующих этапов:

  1. Этап мотивации (создание проблемной ситуации).

  2. Этап – исследование (проводится в малых группах).

  3. Этап обмена информацией (обобщение материала)

  4. Этап организации информации (индукция, классификация информации).

  5. Этап связывания информации (дедукция, создание единого целого по изученному материалу, т.е. закрепление)

  6. Этап подведения итогов.

  7. Применение знаний

  8. Рефлексия.

Этап мотивации на таких занятиях самый важный, от него зависит, состоится исследование или нет. Необходимо, чтобы у ребят возник вопрос, и была сформулирована проблема, которую надо будет решить на занятии. Результатом поиска решения проблемы и будет приобретение нового знания учащимися. Это будет индуктивное исследование на занятии. В случае дедуктивного исследования нужно озвучить какую-то общую идею, выступающую как гипотеза, которую необходимо подтвердить или опровергнуть. Таким образом, ключевым моментом мотивации в случае дедуктивного исследования является гипотеза-обобщение, а не возникновение исследовательской проблемы или вопроса, направляющего дальнейшее исследование. На этом этапе мотивации должна быть создана такая ситуация, которая приведёт учащихся к самостоятельному формулированию общей идеи как гипотезы. Нельзя, чтобы эту идею сообщил детям педагог. Рождением гипотезы и её осмыслением завершается этап мотивации, который вызывает необходимость поиска информации для обоснования гипотезы или для ответа на проблемный вопрос. Педагогические приёмы для этапа мотивации на исследовательских занятиях представлены в приложении 2.

Этап исследования лучше всего проводить в малых группах. Для каждой группы подбирается разный материал для изучения, на основании которого ребята осуществляют свой поиск. Использование разного материала при наличии нескольких поисковых групп значительно расширяет информационно-поисковое поле для учащихся, позволяет посмотреть на проблему с разных сторон, мотивирует учащихся на то, чтобы поделиться своими знаниями и находками с другими ребятами. В каждой группе учащихся есть решение данной проблемы или подтверждение гипотезы.

Этап обмена информацией необходим для того, чтобы группы учащихся высказали своё мнение и представили найденные данные по решению проблемы занятия или подтверждению (опровержению) гипотезы.

Этап организации информации в случае индукции, его ещё можно назвать этапом классификации, т. к. сортировка имеющихся данных по принципу некоторого сходства выступает здесь как центральное звено. Такая сортировка предполагает нахождение признака сходства, оценку информации с точки зрения этого признака и выделение сходной группы фактов. На этом этапе учащиеся связывают информацию, найденную разными группами, и делают своё маленькое открытие. Связывание информации обеспечивает обобщение материала и решение проблемы занятия, которое должно стать достоянием каждого учащегося. Если выполненная сортировка данных помогла связать факты и сделать обобщение, то этап организации информации считается удачным и способствующим решению задач занятия. В случае дедукции этап организации информации представляет собой определённую систематизацию полученных данных. Необходимо выделить факты, которые подтверждают или опровергают гипотезу-обобщение. Эта систематизация информации обеспечивает и систематизацию новых знаний, без чего невозможно их дальнейшее использование.

Этап связывания информации в случае дедукции позволяет открыть связующий принцип, идею, которая относится ко всем изученным фактам. Нахождением такой идеи завершается этот этап. На этом этапе в случае дедукции учащиеся формулируют заключение, принимая во внимание всю имеющуюся информацию, систематизированную и оценённую на предыдущем этапе. Основной целью дедуктивного исследования является обоснование какой-то идеи, а не её открытие. Умение доказывать, обосновывать свои идеи, выводы, решения формируется на таких занятиях.

Этап подведения итогов способствует достижению понимания решения проблемы или подтверждения (опровержения) гипотезы. На этом этапе происходит возвращение к началу исследования, а точнее к проблеме и оценивается то, в какой мере она решена. Этот этап может послужить источником для возникновения и постановки новых вопросов, новых гипотез, которые будут решаться на следующих занятиях.

Этап применения знаний необходим для того, чтобы учащиеся могли использовать знания, полученные на занятии - исследовании на практике при решении разных задач и упражнений. Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследований представлено в приложении 1.

Организация групповой работы на занятиях-исследованиях

Одной из самых эффективных форм организации учебной деятельности на занятиях-исследованиях является групповая форма работы с учащимися. Применение групповых форм работы способствует формированию коммуникативных умений, развитию мышления и личности ребёнка, дифференцированному и индивидуальному обучению. Исследование в малых группах обеспечивает удовлетворение познавательной потребности ребёнка, его эмоционального благополучия, высокий уровень межличностного общения, способствует обеспечению насыщенности содержания обучения. При правильной организации групповой работы каждый её участник, так или иначе, вовлекается в работу группы и достигает для себя каких-то результатов. При групповом исследовании учащиеся самостоятельно изучают какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового сообщения и выступления перед всеми учащимися.

Одной из разновидностей метода группового исследования является поисковый метод, его специфика заключается в том, что дети решают какую-то практическую задачу или проблему, либо осуществляют какой-то прикладной проект, что предполагает высокую степень самостоятельности групп в поисковой деятельности. Итогом совместной работы может быть доклад, презентация, фотоальбом, видеоролик и т. д. Для того чтобы совместная работа в группе состоялась, и группа не только выполнила свою исследовательскую задачу, но и представила результаты, которые получились, педагогу необходимо решить ряд важных вопросов, связанных с подготовкой учащихся к проведению группового исследования и развитием у них навыков совместно работы и исследовательских умений.

  1. Определить количество групп и количество учащихся в каждой группе. В педагогике считается, что оптимальное количество участников группы – 4 – 5 человек, связано это с распределением ролевых позиций в процессе межличностного взаимодействия. Другим условием является особенность изучаемого материала, его объём, сложность, форма представления, необходимость оборудования. Важно учесть временные границы занятия и возрастные психологические возможности учащихся с точки зрения объёма внимания и работоспособности. Ведь на занятии каждая малая группа представляет результаты своей работы всем ребятам.

  2. Определить состав каждой рабочей группы. Педагог должен прогнозировать возможности работы каждого ребёнка в той или иной группе. Для этого ему необходимо знать его индивидуально- психологические особенности, чтобы успешно спланировать состав малых групп. Учащиеся в течение года должны иметь опыт работы в разных группах: сильных или слабых по составу, или смешанных, в которых есть учащиеся разной степени подготовленности. Участие ребёнка в группах разного типа будет способствовать тому, что у него появится больше возможностей занимать разные позиции в межличностном взаимодействии. На своих занятиях я чаще всего использую смешанный состав групп, в которых есть сильные и слабые учащиеся. Состав групп можно периодически менять, но это на усмотрение педагога.

  3. Спланировать организацию работы каждой группы. От этого зависит работа каждого участника группового взаимодействия, выполнение группой исследовательской задачи, а также какие исследовательские и коммуникативные умения будут развиваться у учащихся. На занятиях первого года обучения, когда исследование в малых группах только начинается, важно помочь ребятам освоить такой вид деятельности, новой для них. Для этого надо включить каждого ребёнка в процесс групповой работы. Нужно не только обсудить и зафиксировать план работы, но и дать инструкции, в которых написано, что должен делать каждый участник команды. Однако, уже на первых этапах обучения необходимо давать детям возможность самостоятельно распределять какую-то часть работы между участниками группы. Например, кто-то хорошо умеет выделять главное из текста, кто-то хорошо защищает результаты работы группы, кто-то делает выводы. Важно, чтобы со временем все ребята научились выполнять любые этапы исследования и представлять его результаты. По мере приобретения опыта совместной работы необходимость в использовании инструкций отпадает.

  4. Спланировать представление результатов работы каждой группы. С первых дней применения методики исследования в учебном процессе учащиеся учатся представлять результаты своей работы в разнообразной форме: устного отчёта (доклада), рисунка, схемы, таблицы, графика, диаграммы, модели, макета, эксперимента, группового выступления, презентации, творческого отчёта и т. д. Структура занятия-исследования включает этап обмена информацией как один из основных этапов, который мотивируется наличием нескольких команд, решающих одну и ту же проблему, но на основе изучения разного материала. Важно, чтобы каждый участник группы выступил при представлении результатов работы своей команды, почувствовал причастность к достигнутым итогам, проявил себя. Можно на начальных этапах работы использовать «Помощник ответа», в котором даны примерные предложения, по которым строится защита результатов:

- Мы изучали ….. и выяснили, что….

- Мы поняли, что это….

- Это подтверждается тем, что….

- Мы сравнили и оказалось, что….

- Мы сделали вывод…..

Необходимо сказать о роли педагога на этапе проведения учащимися исследования в малых группах. Его роль направляющая и корректирующая. Он должен подойти к каждой группе, помочь, если это нужно, учитывая особенности каждой группы. В какой-то группе необходимо задать провокационный вопрос, чтобы способствовать созданию проблемной ситуации и возобновлению поиска решения проблемы, в другой одобрить работу учащихся, поддержать уверенность в своих силах. В любом случае от педагога требуется высокая работоспособность и гибкость в работе на занятиях-исследованиях. Результат же такой работы – развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная мотивация учащихся, которая обеспечивает педагогу поддержку его творческих усилий и подлинное удовлетворение от педагогической деятельности.
























Список литературы

  1. Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. [Текст] / А. Г. Асмолова М.: Просвещение. 2008. – 235 с.

  2. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // сборник статей под ред. А. С. Обухова / [Текст ] Д. Б. Богоявленская М.: НИИ школьных технологий. 2008. – 24 с.

  3. Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения в школе. [Текст ] / Е. К. Григальчик (и др.) Минск.: Красико-принт. 2009. – 128 с.

  4. Карпова, Е. В., Кулешова, О. Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации. [Текст] / Е. В. Карпова, О. Н. Кулешова Ярославль.: Академия развития. 2014. – 147 с.

  5. Танцоров, С. Т. Групповая работа в развивающем образовании. [Текст] / С. Т. Танцоров М.: Мысль. 2009. – 138 с.

  6. Уварова, О. А. Механизмы и секреты технологии модерации. Организация интерактивных занятий. [Текст] / О. А. Уварова Волгоград.: Учитель. 2014. – 254 с.

  7. Шумакова, Н. Б., Авдеева, Н. И., Климанова, Е. В. Развитие исследовательских умений младших школьников [Текст] / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова Волгоград.: Учитель. 2013. – 160 с.

  8. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. [Текст] / И. С. Якиманская М.: Сентябрь.2013. – 263 с.



















Приложение 1

Таблица 1. Функциональное значение этапов индуктивного и дедуктивного исследований

Этап исследования

Значение этапа

Индуктивное исследование

Дедуктивное исследование

Мотивация или создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и формулирование вопроса, который вызывает необходимость поиска и является регулятором этого поиска.

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза- обобщение, обусловливающая необходимость поиска. фактов для её обоснования.

Исследование

Поиск решения проблемы.

Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы.

Обмен информацией

Изложение результатов исследования.

Изложение результатов исследования.

Организация информации

Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью обеспечения условий для связывания разрозненных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения.

Сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов с целью их оценки по отношению к гипотезе- обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы.

Связывание информации

Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения.

Формулирование заключения о доказанности гипотезы на основании оценённых и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения).

Подведение итогов

Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме.

Оценивание малых гипотез, вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление её значения, уточнение, развитие.

Применение

Использование найденного принципа, идеи, нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия.

Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев.

Рефлексия

Оценка результативности занятия самими учащимися.

Оценка результативности занятия самими учащимися.










































Приложение 2

Педагогические приёмы этапа мотивации на занятиях-исследованиях


  1. Загадка - загадать учащимся загадку, ответ на которую, они найдут в результате исследования или, отгадав которую, поймут, что будет изучаться на занятии. Одним из вариантов этого приёма является загадка-утверждение, которую нужно подтвердить или опровергнуть в ходе исследования.

  2. Мальчик Почемучкин на занятие приходит мальчик Почемучкин, которому хочется узнать ответ на какой-либо вопрос, решить проблему, узнать о чём-то… Учащиеся помогают ему в этом.

  3. Выполнимое-невыполнимое действие - из предложенного списка фотографий, картинок, предложений, утверждений и т. д. выбрать правильные варианты. Сразу это не удаётся. Решение находится в ходе занятия.

  4. Графические загадки или загадки-картинки - на доске или на слайде «окошки», за которыми спрятано то, что будет изучаться на занятии. По мере изучения «окошки» открываются. Можно сделать графический рисунок ромашки. На сердцевине написано общее понятие, а на лепестках вопросы, на которые ответы будут получены в ходе занятия.

  5. Кроссворд – учащимся предлагается решить кроссворд, в котором есть незнакомые понятия. Ответы находятся в ходе исследования.

  6. Формулировка гипотез – учащимся предлагается начало предложений, которые они продолжают. При этом предложения могут быть и правильными, и нет. Ответ будет получен в ходе занятия, будут выбраны верные предложения.

  7. Отрывок из какого-либо текста - педагог читает его, а ребята обсуждают, что будут изучать на занятии. Из текста нужно выделить предположения, а в результате исследования найти подтверждение или опровержение этих предположений.

  8. Письмо от мальчика, который всегда и во всём сомневается. Учащиеся доказывают ему правильные утверждения и опровергают неправильные.

  9. Стихотворение – если есть подходящее стихотворение для изучаемой темы, то можно его использовать на занятиях-исследованиях.

  10. Узелки на память – у каждого учащегося на занятии верёвочка, на которой завязано несколько узелков (по числу новых понятий или количеству заданий). По мере изучения узелки последовательно развязываются.

  11. Информационная минутка – педагогом или учеником рассказывается об интересном факте по изучаемой теме из книги, из СМИ, информация из интернета и т. д.

  12. Представьте, что вы … - необходимо смоделировать ситуацию, учащиеся представляют себя деревом, хищником, или ещё каким-либо объектом природы.

  13. Эпиграф – педагог озвучивает эпиграф по теме исследования – слова писателей, учёных, пословицы и поговорки. Учащимся предлагается ответить на вопрос «Как они понимают эти слова?» Принимаются разные предположения (гипотезы). Ответ находится в ходе исследования.

  14. Творческий эксперимент – перед учащимися ставится проблема, они предлагают пути решения, получают всё необходимое оборудование и справочные материалы, выполняют эксперимент и самостоятельно изучают новое понятие.

  15. «Немой» диктант – учащиеся без слов поднимают карточки с правильными ответами или рисунками. Этот приём подходит для занятия по обобщению знаний учащихся.