Методическое пособие по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Театр располагает большими возможностями, так как воздействует целым комплексом средств.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно - ролевой игрой (игра в театр, что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.
Для того чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребёнка, тем ярче будут творческие проявления.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба.).
Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
ЦЕЛЬ- сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
ЗАДАЧИ
1. Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами театров).
2. Обеспечить взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
3. Формировать у детей умения использовать для передачи образа различные средства выразительности.
4. Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки; с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще.
5. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и т. д.).
Принципы построения предметно-пространственной среды.
Проектирование зоны театральной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в детском саду:
предоставление права и свободы выбора;
создание условий моделирования, поиска, экспериментирования;
обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей.
Условия для развития театрализованных игр и
приобщения детей к театральной деятельности
Создание эстетической предметно-развивающей среды в соответствие с возрастными особенностями детей.
Отбор литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Оснащение театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников.
Важно также соблюдение условий при работе с художественными произведениями:
выразительное прочтение произведения, с использованием комплекса средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
проведение беседы, поясняющей и выясняющей понимание ребенком не только содержания произведения, но и отдельных средств выразительности.
введение в тему, создание эмоционального настроения, распределение ролей (выбор роли по желанию, назначение на главные роли робких, застенчивых детей, распределение ролей по карточкам, проигрывание ролей в парах).