СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика использования ИКТ в работе классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живём в 21 веке – веке информационных технологий. Они стремительно ворвались в нашу жизнь. Хотим мы этого или нет – у нас нет выбора: либо шагать в ногу со временем, т.е. активно использовать эти технологии в работе, либо – признаться в бессилии и уступить дорогу молодым и мобильным коллегам.

 

Просмотр содержимого документа
«Методика использования ИКТ в работе классного руководителя»

Методика использования ИКТ в работе классного руководителя

(Выступление учителя МОУ «Лицей № 12» Заслонко О.К. на внутришкольном семинаре классных руководителей)



Мы живём в 21 веке – веке информационных технологий. Они стремительно ворвались в нашу жизнь. Хотим мы этого или нет – у нас нет выбора: либо шагать в ногу со временем, т.е. активно использовать эти технологии в работе, либо – признаться в бессилии и уступить дорогу молодым и мобильным коллегам.

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

  1. Учеников привлекает новизна и зрелищность любого материала, демонстрируемого на экране.

  2. Во время таких мероприятий создаётся обстановка реального общения, ребята стремятся словами выразить свои мысли, у них вырастает интерес к материалу, обсуждаемому вместе со всеми, пропадает страх общения.

  3. Появляется желание самому научиться делать такие же интересные презентации, фильмы, клипы, пропадает страх перед компьютером.

  4. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает
    никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.

  5. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо что-то иллюстрировать.

  6. В случаях выявления в слайдах подобия недостатков или ошибок,
    можно сравнительно легко устранить дефекты.

  7. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в
    презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно демонстрировать и очень подробно, и рассматривая только отдельные вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала определяется по ходу мероприятия.

  8. Во время демонстрации презентации даже с применением проектора
    рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

  9. Повышение уровня использования наглядности на мероприятиях.

  10. Повышение производительности мероприятия.

  11. Установление межпредметных связей с другими предметами и областями.

  12. Появляется возможность организации творческой деятельности учащихся по созданию учебных и воспитательных материалов под руководством преподавателей.

10. Преподаватель, использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний и развитии учащихся.

11.Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.


Использование ИКТ в моей работе в качестве классного руководителя


  1. Ведение классной базы данных:

  • Списки, адреса, телефоны

  • Сценарии классных часов, праздников

  • Грамоты, благодарственные письма

  • Анкеты

  • Музыка

  • Уголок класса

  • Портфолио учеников

  • Иллюстрации для классной газеты

  • Поздравления с днём рождения

  • Интернет-ресурсы

  • Планы работы и т.д.

  1. ИКТ во внеклассной работе:

  • Создание банка данных результатов работы в классе (фильмы, фотографии, сценарии, сочинения, отзывы, анкеты, статьи в прессе)

  1. ИКТ во взаимодействии с родителями:

  • Проведение родительских собраний

  • Родительский лекторий

  • Фотоотчёты для родителей

  • Привлечение родителей к процессу помощи своим детям в освоении компьютера для учебных целей, при подготовке к классным часам, урокам, праздникам

  1. Активизация творческого потенциала школьников:

  • Вовлечение учащихся в подготовительную деятельность к мероприятиям с использованием средств ИКТ (кл.часам, праздникам)

  • Консультирование учащихся по вопросам использования компьютера для таких целей

  1. Взаимодействие с другими образовательными учреждениями, использование опыта воспитательной других учителей через Интернет (http://intergu.ru).


При работе с мультимедийными презентациями необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

• Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

• Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных материалов.

• Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

• Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

• Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

• Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер равномерно заполнять все экранное поле.

• Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

• На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

• Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

• избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее

уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

• ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.;

• дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

• учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.



Оформление слайдов

Стиль:

• Соблюдайте единый стиль оформления

• Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации

• Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями)

Фон:

  • Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета:

• На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста

• Для фона и текста используйте контрастные цвета

• Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты:

• Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде

• Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации:

• Используйте короткие слова и предложения

• Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных

• Заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице:

• Предпочтительно горизонтальное расположение информации

• Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана

• Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней

Шрифты:

• Для заголовков - не менее 24

• Для информации не менее 18

• Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния

  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации

  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив, подчёркивание.

Способы выделения информации:

Следует использовать:

о рамки; границы, заливку;

о штриховку, стрелки;

о рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации:

• Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

• Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов:

Для обеспечения разнообразия следует, использовать разные виды слайдов:

• с текстом;

• с таблицами;

• с диаграммами.