СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы с текстами при подготовке к ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В контексте формирования требуемого уровня коммуникативной компетенции все виды речевой деятельности необходимы для эффективного овладения искусством коммуникации, дальнейшего образования и развития личности.На начальном и среднем этапах языкового образования чтение скорее выступает как средство обучения.На старшем этапе обучения чтение чаще выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда мы читаем не столько для того, чтобы правильно выполнить учебное задание, сколько для того, чтобы получить необходимую информацию из текста и использовать её.

Просмотр содержимого документа
«Методика работы с текстами при подготовке к ЕГЭ»

Майсейкова В.Е.,

преподаватель английского языка

ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище»


Методика работы с текстами при подготовке к ЕГЭ


В контексте формирования требуемого уровня коммуникативной компетенции все виды речевой деятельности необходимы для эффективного овладения искусством коммуникации, дальнейшего образования и развития личности.

В отечественной методике вопросы обучения чтению всегда занимали особое место. Во все периоды социально-политического развития общества на первый план выходили различные аргументы в защиту особого значения чтения, но неизменным и очевидным остается факт, что именно искусство чтения является систематизирующей основой для формирования информационно-академических умений. Именно эти умения позволяют человеку эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках, а также выстраивать автономную образовательную траекторию с учетом своих индивидуальных потребностей и возросших возможностей современной системы непрерывного образования с наличием множества моделей и форм традиционного очного и дистанционного обучения.

На начальном и среднем этапах языкового образования чтение скорее выступает как средство обучения. Наибольшее внимание уделяется формированию технике чтения. Расширению языкового репертуара и развитию базовых репродуктивных умений учащихся на базе прочитанного.

На старшем этапе обучения чтение чаще выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда мы читаем не столько для того, чтобы правильно выполнить учебное задание, сколько для того, чтобы получить необходимую информацию из текста и использовать её. В зависимости от ситуации, полнота и точность извлечения информации может и должна быть различной.

Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключается в способности извлечь информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи. Эго предполагает овладение определенными видами и технологиями чтения.

Это отнюдь не означает, что в старших классах роль чтения, как средства обучения уходит на задний план. Чтение продолжает быть оптимальным средством развития и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, что позволяет оптимизировать процесс усвоения учащимися нового и использования уже изученного фактического языкового и речевого материала.

Коммуникативно-ориентированные задания на развитие и контроль лексики и грамматики, умений аудирования, письма и говорения предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций к ним.

Все методисты едины в том, что для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать основные базовые технологии работы с текстом, включающие умения:

-игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

  • прогнозировать и вычленять нужную смысловую информацию;

  • читать по ключевым словам;

  • работать со словарем;

  • использовать сноски и комментарии, встречающиеся в тексте;

  • интерпретировать и трансформировать текст.

Если рассматривать чтение не просто как навык, синонимичный понятию «беглость чтения» вслух или про себя, а как умение, то необходимо научить:

  • ориентироваться в дискурсивной структуре различных типов текста;

  • опознавать тип текста, его коммуникативное назначение, речевые и языковые особенности его построения, случаи проявления особенностей языковой культуры пишущего, его адресата;

  • интерпретировать содержание текста и его достоинства или недостатки в отношении высказываемых идей, способов передачи эмоционального состояния ситуации, языка текста;

  • отделять факты от частных мнений и субъективных суждений и т.д.

При работе с любым текстом (печатным/звуковым/видео) можно выделить три основные этапа работы:

  1. дотекстовый,

  2. текстовый,

  3. послетекстовый этапы.

Очевидно, послетекстовый этап будет присутствовать

лишь в том случае, когда текст используется не только как средство формирования умения читать, но и для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, говорить и писать на иностранном языке.

Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов.

Дотекстовый этап:

  • создать необходимый уровень мотивации учащихся;

  • активизировать имеющиеся фоновые знания и опыт, в том числе языкового, речевого и социокультурного характера;

по возможности сократить уровень языковых, речевых и социокультурных трудностей, подготовить учащихся к адекватному воприятию сложных в языковом и речевом отношении и важных по содержанию отдельных моментов текста, используя задания опережающего характера.

Текстовый этап:

  • продолжить формирование соответствующих языковых навыков и речевых умений;

  • проконтролировать степень сформированное™ различных языковых навыков и речевых умений;

развивать умения интерпретации текста.

Послетекстовый этап:

  • использовать текст в качестве языковой/речевой/содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи;

  • развивать различные когнитивные, информационно-коммуникативные умения, связанные с умением систематизировать и обобщать полученную информацию, интерпретировать образно-схематическую информацию (схемы, графики, карты и т.д.), а также переводить вербальный текст в графические схемы и таблицы, сжимать текст или выделять его суть; использовать полученную информацию в проектной и исследовательской деятельности.

Ни учебники нового поколения, ни курсы повышения квалификации преподавателей не в состоянии радикально изменить ситуацию и сделать процесс обучения иностранным языкам в целом и чтению в частности таким, чтобы он не вступал в противоречие с новыми целями обучения языкам

4


межкультурного общения. Есть лишь одно эффективное средство - изменить формат и содержание итогового контроля. Попытка привести формулировку целей обучения в соответствие с получаемыми результатами сделана в ЕГЭ.

Поскольку целью обучения чтению является формирование умению просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения, т.е. умений извлекать информацию в нужном объеме для решения конкретной речевой задачи, то и на экзамене чтение проверяется именно с данных позиций.

Задания, направленные на контроль разнообразных видов и технологий чтения.

Типы заданий, используемые на отечественных и зарубежных экзаменах:

Задания на множественную подстановку

Как правило, в таких заданиях использую текст, разбитый на параграфы или несколько коротких текст. Отдельно в произвольном порядке приводятся заголовки к параграфам или текстам, причем заголовков может быть больше, чем параграфов/текстов, что несколько усложняет задачу и сокращает возможность механического угадывания. Необходимо соотнести содержание абзаца с заголовком и вписать соответствующий номер в лист ответа. Задача в данном случае состоит в том, чтобы проверить, насколько быстро и эффективно обучающийся может определить основную мысль текста, а также некоторые детали на уровне содержания и смысла {reading for a gist and for detail).

Задания на множественный выбор

Эта часть предполагает контроль нескольких умений. Также задания могут проверять: общее понимание прочитанного; установление логических связей текста; детальное понимание текста на уровне смысловых идей и причинно- следственных связей.

Иногда вопросы могут быть направлены на понимание значения отдельного слова (например, местоимения it) в конкретном контексте. Здесь необходимо умение установить логико-смысловые связи текста. Возможны вопросы и на понимание всего текста в целом, предполагающие способность обобщать информацию, генерализировать понятия, выделять общую идею текста и т.д.

Восстановление текста

В данном случае проверяется понимание структуры текста наряду с умениями устанавливать общий смысл и отдельные детали текста. Из текста изымаются отдельные предложения и абзацы. С целью усложнения задачи к изъятым частям текста могут быть добавлены лишние предложения или отрывки. Экзаменуемые должны восстановить текст в нужной последовательности.

Поиск конкретной информации

Вопросы даются перед текстом, но при этом не обязательно в этой последовательности, как эта информация изложена. Чтобы быстро и правильно выполнить задание, экзаменуемые должны сканировать (просматривать) текст до тех пор, пока не найдут соответствующую информацию. Только затем темп прочтения замедляется и начинается более детальное прочтение.

Не ставя отдельно цель контролировать технику чтения, заданный формат контроля обеспечивает решение задачи. Очевидно, если техника чтения сформирована недостаточно хорошо, то выполнить все предложенные задания в отведенное для этого время невозможно.

Очевидно, что если формат работы с текстами не учитывает данный тип контрольных заданий, то учащиеся не смогут справиться с подобными выпускными испытаниями.

Задача же учителя заключается, по-видимому, не просто в том, чтобы подготовить суворовцев к успешной сдаче выпускного экзамена в его существующем сегодня формате, но и сформировать устойчивые, жизненно необходимые навыки и умения, которые могут пройти более серьезную проверку временем и реальными испытаниями взрослой жизни за пределами училища.

6