СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы решений тригонометрических уравнений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет эффективно и продуктивно пользоваться основными формулами при решении тригонометрических уравнений. 

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы решений тригонометрических уравнений»

МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза А. М. Селютина с. Михайловское» Методы и приемы решений тригонометрических уравнений Учитель математики: Бекмурзова С. Т. 10 класс

МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза А. М. Селютина с. Михайловское»

Методы и приемы решений тригонометрических уравнений

Учитель математики: Бекмурзова С. Т.

10 класс

Содержание . Определение тригонометрии как науки. Основные понятия для введения в раздел. Виды тригонометрических уравнений Методы решения

Содержание .

  • Определение тригонометрии как науки.
  • Основные понятия для введения в раздел.
  • Виды тригонометрических уравнений
  • Методы решения
ЦЕЛЬ :   Повторить решение тригонометрических  уравнений. 1. Знать формулы для решения простейших тригонометрических уравнений. 2. Различать типы тригонометрических уравнений и знать способы их решений. 3. Уметь решать тригонометрические уравнения любых типов.  Выделение основных проблем при решении  этих уравнений: Потеря корней. Посторонние корни. Отбор корней.

ЦЕЛЬ :

  • Повторить решение тригонометрических

уравнений.

  • 1. Знать формулы для решения простейших тригонометрических уравнений.
  • 2. Различать типы тригонометрических уравнений и знать способы их решений.
  • 3. Уметь решать тригонометрические уравнения любых типов.
  • Выделение основных проблем при решении

этих уравнений:

  • Потеря корней.
  • Посторонние корни.
  • Отбор корней.
Тригономе́трия (от греч. τρίγονο (треугольник) и греч. μετρειν (измерять), то есть измерение треугольников) — раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии. Данный термин впервые появился в 1595 г. как название книги немецкого математика Бартоломеуса Питискуса (Bartholomäus Pitiscus, 1561—1613), а сама наука ещё в глубокой древности использовалась для расчётов в астрономии, геодезии и архитектуре .

Тригономе́трия (от греч. τρίγονο (треугольник) и греч. μετρειν (измерять),

то есть измерение треугольников) — раздел математики,

в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.

Данный термин впервые появился в 1595 г. как название книги немецкого математика Бартоломеуса Питискуса (Bartholomäus Pitiscus, 1561—1613),

а сама наука ещё в глубокой древности использовалась для расчётов в астрономии, геодезии и архитектуре .

Развитие тригонометрии началось с этих великих ученых! Жозеф Луи Лагранж Фалес Архимед

Развитие тригонометрии началось с этих великих ученых!

Жозеф Луи

Лагранж

Фалес

Архимед

В XVIII веке Леонард Эйлер дал современные, более общие определения, расширив область определения этих функций на всю числовую ось.

В XVIII веке Леонард Эйлер дал современные, более общие определения, расширив область определения этих функций на всю числовую ось.

Рассмотрим в прямоугольной системе координат окружность единичного радиуса и отложим от горизонтальной оси угол (если величина угла положительна, то откладываем против часовой стрелки, иначе по часовой стрелке). Точку пересечения построенной стороны угла с окружностью обозначим Р.

Рассмотрим в прямоугольной системе координат окружность единичного радиуса и отложим от горизонтальной оси угол

(если величина угла положительна, то откладываем против часовой стрелки, иначе по часовой стрелке). Точку пересечения построенной стороны угла с окружностью обозначим Р.

у х

у

х

Повторим значения синуса и косинуса  у π/2 90°   1  120° 2π/3  π/3 60°   135° 3π/4 π/4 45°  150° 5π/6 1/2 π/6 30°   180° π -1 0 1 0 0° x  - 1/2 ½  2π 360 (cost)  210° 7π/6 - 1/2 11π/6 330° [-π/6]  225° 5π/4 7π/4 315° [-π/4]  240° 4π/3 5π/3 300° [-π/3]  -1  270° 3π/2 [-π/2]  (sint)

Повторим значения синуса и косинуса

у π/2 90°

1

120° 2π/3 π/3 60°

135° 3π/4 π/4 45°

150° 5π/6 1/2 π/6 30°

180° π -1 0 1 0 0° x

- 1/2 ½ 2π 360 (cost)

210° 7π/6 - 1/2 11π/6 330° [-π/6]

225° 5π/4 7π/4 315° [-π/4]

240° 4π/3 5π/3 300° [-π/3]

-1

270° 3π/2 [-π/2]

(sint)

Арккосинус Арккосинусом числа а  называется у такое число (угол) t из [0;π], что cos t =  а .  Причём, |  а  |≤ 1 . π/2 arccos( - а ) arccos а  = t х 0 π arccos( - а ) = π- arccos  а 1 -1 а -а Примеры: 1)arccos(-1) = π 2)arccos( )

Арккосинус

Арккосинусом числа а называется

у

такое число (угол) t из [0;π], что

cos t = а .

Причём, | а |≤ 1 .

π/2

arccos( - а )

arccos а = t

х

0

π

arccos( - а ) = π- arccos а

1

-1

а

Примеры:

1)arccos(-1)

= π

2)arccos( )

Арксинус  Примеры: Арксинусом числа а  называется такое число (угол) t из [-π/2;π/2] , что sin t = а . Причём, |  а  |≤ 1 . у π/2 1 arcsin а  = t а х - а arcsin( - а ) arcsin( -  а )= - arcsin  а -1 -π/2

Арксинус

Примеры:

Арксинусом числа а называется

такое число (угол) t из [-π/2;π/2] ,

что sin t = а .

Причём, | а |≤ 1 .

у

π/2

1

arcsin а = t

а

х

- а

arcsin( - а )

arcsin( - а )= - arcsin а

-1

-π/2

Арктангенс а у Арктангенсом числа а  называется такое число (угол) t из (-π/2;π/2), что tg t = а . Причём, а  Є R. π/2 arctg а  = t 0 х arctg( - а ) = - arctg а arctg( - а ) -π/2 - а 1) arctg√3/3 = π/6 Примеры: 2) arctg(-1) =  -π/4

Арктангенс

а

у

Арктангенсом числа а называется

такое число (угол) t из (-π/2;π/2),

что tg t = а .

Причём, а Є R.

π/2

arctg а = t

0

х

arctg( - а ) = - arctg а

arctg( - а )

-π/2

- а

1) arctg√3/3 =

π/6

Примеры:

2) arctg(-1) =

-π/4

Арккотангенс у Арккотангенсом числа а  называется такое число (угол) t из (0;π), что c tg t = а . Причём, а  ЄR . -  а а arcctg  а = t arcctg( -  а ) π 0 х arcctg( -  а ) = π – arcctg а Примеры: 1) arcctg(-1) = 3π/4 2) arcctg√3 = π/6

Арккотангенс

у

Арккотангенсом числа а называется

такое число (угол) t из (0;π),

что c tg t = а .

Причём, а ЄR .

- а

а

arcctg а = t

arcctg( - а )

π

0

х

arcctg( - а ) = π – arcctg а

Примеры:

1) arcctg(-1) =

3π/4

2) arcctg√3 =

π/6

Формулы корней простейших тригонометрических уравнений 1.cost =  а , где | а| ≤ 1 или 1) cost=0 t = π/2+πk‚ kЄZ Частные случаи 2) cost=1 3) cost = -1  t = 2πk‚ kЄZ  t = π+2πk‚ kЄZ

Формулы корней простейших тригонометрических уравнений

1.cost = а , где | а| ≤ 1

или

1) cost=0

t = π/2+πk‚ kЄZ

Частные случаи

2) cost=1

3) cost = -1

t = 2πk‚ kЄZ

t = π+2πk‚ kЄZ

Формулы корней простейших тригонометрических уравнений 2. sint = а, где | а |≤ 1 или Частные случаи 1) sint=0  t = πk‚ kЄZ 2) sint=1 3) sint = - 1  t = π/2+2πk‚ kЄZ  t = - π/2+2πk‚ kЄZ

Формулы корней простейших тригонометрических уравнений

2. sint = а, где | а |≤ 1

или

Частные случаи

1) sint=0

t = πk‚ kЄZ

2) sint=1

3) sint = - 1

t = π/2+2πk‚ kЄZ

t = - π/2+2πk‚ kЄZ

Формулы корней простейших тригонометрических уравнений 3. tgt = а, а ЄR  t = arctg а + πk‚ k  ЄZ 4. ctgt = а, а  ЄR t = arcctg а + πk‚ kЄZ

Формулы корней простейших тригонометрических уравнений

3. tgt = а, а ЄR

t = arctg а + πk‚ k ЄZ

4. ctgt = а, а ЄR

t = arcctg а + πk‚ kЄZ

При каких значениях х имеет смысл выражение: 1.arcsin(2x+1) 2.arccos(5-2x) 1) -1≤ 2х+1 ≤1  -2≤ 2х ≤0  -1≤ х ≤0 Ответ: [-1;0] 2) -1≤ 5-2х ≤1  -6≤ -2х ≤ -4  2≤ х ≤3 Ответ: [2;3] 4.arcsin(4x²-3x) 3.arccos(x²-1) -1≤4х²-3х≤1  4х²-3х ≥ -1  4х²-3х ≤ 1 4х²-3х-1 ≤ 0 Ответ: -1≤ х²-1 ≤ 1  0 ≤ х² ≤2 Ответ:

При каких значениях х имеет смысл выражение:

1.arcsin(2x+1)

2.arccos(5-2x)

1) -1≤ 2х+1 ≤1

-2≤ ≤0

-1≤ х ≤0

Ответ: [-1;0]

2) -1≤ 5-2х ≤1

-6≤ -2х ≤ -4

2≤ х ≤3

Ответ: [2;3]

4.arcsin(4x²-3x)

3.arccos(x²-1)

-1≤4х²-3х≤1

4х²-3х ≥ -1

4х²-3х ≤ 1

4х²-3х-1 ≤ 0

Ответ:

-1≤ х²-1 ≤ 1

0 ≤ х² ≤2

Ответ:

Виды тригонометрических уравнений 1.Сводимые к квадратным  Решаются методом введения новой переменной  a∙sin²x + b∙sinx + c=0 Пусть sinx = p, где |p| ≤1, тогда a∙p² + b∙p + c = 0 Найти корни, вернуться к замене и решить простые уравнения.

Виды тригонометрических уравнений

1.Сводимые к квадратным

Решаются методом введения новой переменной

a∙sin²x + b∙sinx + c=0

Пусть sinx = p, где |p| ≤1, тогда a∙p² + b∙p + c = 0

Найти корни, вернуться к замене и решить простые уравнения.

 Виды тригонометрических уравнений 2.Однородные 1)Первой степени: Решаются делением на cos х (или sinx)  и методом введения новой переменной . a∙sinx + b∙cosx = 0 Т.к. sinx и cosx одновременно не равны нулю, то разделим обе части уравнения на cosx (или на sinx ). Получим: простое уравнение a∙tgx + b = 0 или tgx = m Пример. Решите уравнение sinx + 2cosx = 0. Решение:  Разделим обе части уравнения на cosx .  Получим  Ответ:

Виды тригонометрических уравнений

2.Однородные

1)Первой степени:

Решаются делением на cos х (или sinx) и методом введения новой переменной .

a∙sinx + b∙cosx = 0

Т.к. sinx и cosx одновременно не равны нулю, то разделим обе части уравнения на cosx (или на sinx ). Получим: простое уравнение

a∙tgx + b = 0 или tgx = m

Пример. Решите уравнение sinx + 2cosx = 0.

Решение: Разделим обе части уравнения на cosx .

Получим

Ответ:

 Виды тригонометрических уравнений 2) Однородные уравнения второй степени: Решаются делением на cos² х (или sin²x) и методом введения новой переменной . a∙sin²x + b∙sinx∙cosx + c∙cos²x = 0 Разделим обе части на cos²x. Получим квадратное уравнение: a∙tg²x + b∙tgx + c = 0. П р и м е р .   Решить уравнение:  3sin  2   x  + 4 sin  x  · cos  x  + 5 cos  2  x  = 2.       Р е ш е н и е .  3sin  2   x  + 4 sin  x  · cos  x  + 5 cos  2   x  = 2sin  2   x  + 2cos  2   x  ,                                 sin  2   x  + 4 sin  x  · cos  x  + 3 cos  2   x  = 0 ,                                tg 2   x  + 4 tg  x  + 3 = 0 ,  отсюда   y   2  + 4 y  +3 = 0 ,                                корни этого уравнения:   y 1  =  - 1,   y 2  =  - 3,  отсюда                              1)   tg  x  = –1,   2)   tg  x  = –3,  Ответ:

Виды тригонометрических уравнений

2) Однородные уравнения второй степени:

Решаются делением на cos² х (или sin²x) и методом введения новой переменной .

a∙sin²x + b∙sinx∙cosx + c∙cos²x = 0

Разделим обе части на cos²x. Получим квадратное уравнение:

a∙tg²x + b∙tgx + c = 0.

П р и м е р .   Решить уравнение:  3sin  2   x  + 4 sin  x  · cos  x  + 5 cos  2  x  = 2.

 

    Р е ш е н и е .  3sin  2   x  + 4 sin  x  · cos  x  + 5 cos  2   x  = 2sin  2   x  + 2cos  2   x  ,

 

                              sin  2   x  + 4 sin  x  · cos  x  + 3 cos  2   x  = 0 ,

 

                             tg 2   x  + 4 tg  x  + 3 = 0 ,  отсюда   y   2  + 4 y  +3 = 0 ,

 

                             корни этого уравнения:   y 1  =  - 1,   y 2  =  - 3,  отсюда

                             1)   tg  x  = –1,  2)   tg  x  = –3,

Ответ:

 Виды тригонометрических уравнений  3.  Уравнение вида: А sinx + B cosx = C. А, В, С  0    sin  x  + cos  x  = 1 .     Р е ш е н и е .   Перенесём все члены уравнения  влево:                           sin  x  + cos  x  – 1 = 0 ,

Виды тригонометрических уравнений

3. Уравнение вида:

А sinx + B cosx = C. А, В, С  0

   sin  x  + cos  x  = 1 .

    Р е ш е н и е .   Перенесём все члены уравнения

влево:  

                        sin  x  + cos  x  – 1 = 0 ,

Виды тригонометрических уравнений 4.  Решение тригонометрических уравнений с помощью универсальной  тригонометрической подстановки Решаются с помощью введения вспомогательного аргумента.  А sinx + B cosx = C Проверка Если ,  - не верно, значит  , не является корнями исходного уравнения Ответ: При переходе от уравнения (1) к уравнению (2), могла произойти потеря корней, значит необходимо проверить, являются ли корни уравнения  корнями данного уровнения.

Виды тригонометрических уравнений

4. Решение тригонометрических уравнений с помощью универсальной

тригонометрической подстановки

Решаются с помощью введения вспомогательного аргумента.

А sinx + B cosx = C

Проверка

Если ,

- не верно, значит

, не является корнями исходного уравнения

Ответ:

При переходе от уравнения (1) к уравнению (2), могла произойти потеря корней, значит необходимо проверить, являются ли корни уравнения  корнями данного уровнения.

Формулы . Универсальная подстановка.  х    + 2  n; Проверка обязательна!  Понижение степени.  = (1 + cos2x ) : 2  = (1 – cos 2x) : 2  Метод вспомогательного аргумента. a cosx +b sinx заменим на C sin(x+  ), где   - вспомогательный аргумент .  cos  =  sin  =

Формулы .

Универсальная подстановка.

х + 2 n; Проверка обязательна!

Понижение степени.

= (1 + cos2x ) : 2

= (1 – cos 2x) : 2

Метод вспомогательного аргумента.

a cosx +b sinx заменим на C sin(x+  ), где

 - вспомогательный аргумент .

cos  =

sin  =

Решение простейших уравнений 2) cos(x+π/3) = ½ tg2x = -1   2x = arctg (-1) + πk, kЄZ  x+π/3 = ±arccos1/2 + 2πk, kЄZ  x+π/3 = ±π/3 + 2πk, kЄZ  2x = -π/4 + πk, kЄZ  x = -π/8 + πk/2, kЄZ  x = -π/3 ± π/3 + 2πk, kЄZ  Ответ: -π/8 + πk/2, kЄZ. Ответ: -π/3 ± π/3 + 2πk, kЄZ 3) sin(π – x/3) = 0  упростим по формулам приведения  sin(x/3) = 0 частный случай  x/3 = πk, kЄZ  x = 3πk, kЄZ. Ответ: 3πk, kЄZ.

Решение простейших уравнений

2) cos(x+π/3) = ½

  • tg2x = -1

2x = arctg (-1) + πk, kЄZ

x+π/3 = ±arccos1/2 + 2πk, kЄZ

x+π/3 = ±π/3 + 2πk, kЄZ

2x = -π/4 + πk, kЄZ

x = -π/8 + πk/2, kЄZ

x = -π/3 ± π/3 + 2πk, kЄZ

Ответ: -π/8 + πk/2, kЄZ.

Ответ: -π/3 ± π/3 + 2πk, kЄZ

3) sin(π – x/3) = 0

упростим по формулам приведения

sin(x/3) = 0

частный случай

x/3 = πk, kЄZ

x = 3πk, kЄZ.

Ответ: 3πk, kЄZ.

Эти правила помогут при решении! Увидел квадрат – понижай степень. Увидел произведение – делай сумму. Увидел сумму – делай произведение.

Эти правила помогут при решении!

  • Увидел квадрат – понижай степень.
  • Увидел произведение – делай сумму.
  • Увидел сумму – делай произведение.
1.Потеря корней: делим на g(х). опасные формулы (универсальная подстановка).  Этими операциями мы сужаем область определения. 2. Лишние корни: возводим в четную степень. умножаем на g(х) (избавляемся от знаменателя). Этими операциями мы расширяем область определения. Потеря корней, лишние корни.

1.Потеря корней:

  • делим на g(х).
  • опасные формулы (универсальная подстановка).

Этими операциями мы сужаем область определения.

2. Лишние корни:

  • возводим в четную степень.
  • умножаем на g(х) (избавляемся от знаменателя).

Этими операциями мы расширяем область определения.

Потеря корней, лишние корни.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!