МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза А. М. Селютина с. Михайловское»
Методы и приемы решений тригонометрических уравнений
Учитель математики: Бекмурзова С. Т.
10 класс
Содержание .
- Определение тригонометрии как науки.
- Основные понятия для введения в раздел.
- Виды тригонометрических уравнений
- Методы решения
ЦЕЛЬ :
- Повторить решение тригонометрических
уравнений.
- 1. Знать формулы для решения простейших тригонометрических уравнений.
- 2. Различать типы тригонометрических уравнений и знать способы их решений.
- 3. Уметь решать тригонометрические уравнения любых типов.
- Выделение основных проблем при решении
этих уравнений:
- Потеря корней.
- Посторонние корни.
- Отбор корней.
Тригономе́трия (от греч. τρίγονο (треугольник) и греч. μετρειν (измерять),
то есть измерение треугольников) — раздел математики,
в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.
Данный термин впервые появился в 1595 г. как название книги немецкого математика Бартоломеуса Питискуса (Bartholomäus Pitiscus, 1561—1613),
а сама наука ещё в глубокой древности использовалась для расчётов в астрономии, геодезии и архитектуре .
Развитие тригонометрии началось с этих великих ученых!
Жозеф Луи
Лагранж
Фалес
Архимед
В XVIII веке Леонард Эйлер дал современные, более общие определения, расширив область определения этих функций на всю числовую ось.
Рассмотрим в прямоугольной системе координат окружность единичного радиуса и отложим от горизонтальной оси угол
(если величина угла положительна, то откладываем против часовой стрелки, иначе по часовой стрелке). Точку пересечения построенной стороны угла с окружностью обозначим Р.
у
х
Повторим значения синуса и косинуса
у π/2 90°
1
120° 2π/3 π/3 60°
135° 3π/4 π/4 45°
150° 5π/6 1/2 π/6 30°
180° π -1 0 1 0 0° x
- 1/2 ½ 2π 360 (cost)
210° 7π/6 - 1/2 11π/6 330° [-π/6]
225° 5π/4 7π/4 315° [-π/4]
240° 4π/3 5π/3 300° [-π/3]
-1
270° 3π/2 [-π/2]
(sint)
Арккосинус
Арккосинусом числа а называется
у
такое число (угол) t из [0;π], что
cos t = а .
Причём, | а |≤ 1 .
π/2
arccos( - а )
arccos а = t
х
0
π
arccos( - а ) = π- arccos а
1
-1
а
-а
Примеры:
1)arccos(-1)
= π
2)arccos( )
Арксинус
Примеры:
Арксинусом числа а называется
такое число (угол) t из [-π/2;π/2] ,
что sin t = а .
Причём, | а |≤ 1 .
у
π/2
1
arcsin а = t
а
х
- а
arcsin( - а )
arcsin( - а )= - arcsin а
-1
-π/2
Арктангенс
а
у
Арктангенсом числа а называется
такое число (угол) t из (-π/2;π/2),
что tg t = а .
Причём, а Є R.
π/2
arctg а = t
0
х
arctg( - а ) = - arctg а
arctg( - а )
-π/2
- а
1) arctg√3/3 =
π/6
Примеры:
2) arctg(-1) =
-π/4
Арккотангенс
у
Арккотангенсом числа а называется
такое число (угол) t из (0;π),
что c tg t = а .
Причём, а ЄR .
- а
а
arcctg а = t
arcctg( - а )
π
0
х
arcctg( - а ) = π – arcctg а
Примеры:
1) arcctg(-1) =
3π/4
2) arcctg√3 =
π/6
Формулы корней простейших тригонометрических уравнений
1.cost = а , где | а| ≤ 1
или
1) cost=0
t = π/2+πk‚ kЄZ
Частные случаи
2) cost=1
3) cost = -1
t = 2πk‚ kЄZ
t = π+2πk‚ kЄZ
Формулы корней простейших тригонометрических уравнений
2. sint = а, где | а |≤ 1
или
Частные случаи
1) sint=0
t = πk‚ kЄZ
2) sint=1
3) sint = - 1
t = π/2+2πk‚ kЄZ
t = - π/2+2πk‚ kЄZ
Формулы корней простейших тригонометрических уравнений
3. tgt = а, а ЄR
t = arctg а + πk‚ k ЄZ
4. ctgt = а, а ЄR
t = arcctg а + πk‚ kЄZ
При каких значениях х имеет смысл выражение:
1.arcsin(2x+1)
2.arccos(5-2x)
1) -1≤ 2х+1 ≤1
-2≤ 2х ≤0
-1≤ х ≤0
Ответ: [-1;0]
2) -1≤ 5-2х ≤1
-6≤ -2х ≤ -4
2≤ х ≤3
Ответ: [2;3]
4.arcsin(4x²-3x)
3.arccos(x²-1)
-1≤4х²-3х≤1
4х²-3х ≥ -1
4х²-3х ≤ 1
4х²-3х-1 ≤ 0
Ответ:
-1≤ х²-1 ≤ 1
0 ≤ х² ≤2
Ответ:
Виды тригонометрических уравнений
1.Сводимые к квадратным
Решаются методом введения новой переменной
a∙sin²x + b∙sinx + c=0
Пусть sinx = p, где |p| ≤1, тогда a∙p² + b∙p + c = 0
Найти корни, вернуться к замене и решить простые уравнения.
Виды тригонометрических уравнений
2.Однородные
1)Первой степени:
Решаются делением на cos х (или sinx) и методом введения новой переменной .
a∙sinx + b∙cosx = 0
Т.к. sinx и cosx одновременно не равны нулю, то разделим обе части уравнения на cosx (или на sinx ). Получим: простое уравнение
a∙tgx + b = 0 или tgx = m
Пример. Решите уравнение sinx + 2cosx = 0.
Решение: Разделим обе части уравнения на cosx .
Получим
Ответ:
Виды тригонометрических уравнений
2) Однородные уравнения второй степени:
Решаются делением на cos² х (или sin²x) и методом введения новой переменной .
a∙sin²x + b∙sinx∙cosx + c∙cos²x = 0
Разделим обе части на cos²x. Получим квадратное уравнение:
a∙tg²x + b∙tgx + c = 0.
П р и м е р . Решить уравнение: 3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2.
Р е ш е н и е . 3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2sin 2 x + 2cos 2 x ,
sin 2 x + 4 sin x · cos x + 3 cos 2 x = 0 ,
tg 2 x + 4 tg x + 3 = 0 , отсюда y 2 + 4 y +3 = 0 ,
корни этого уравнения: y 1 = - 1, y 2 = - 3, отсюда
1) tg x = –1, 2) tg x = –3,
Ответ:
Виды тригонометрических уравнений
3. Уравнение вида:
А sinx + B cosx = C. А, В, С 0
sin x + cos x = 1 .
Р е ш е н и е . Перенесём все члены уравнения
влево:
sin x + cos x – 1 = 0 ,
Виды тригонометрических уравнений
4. Решение тригонометрических уравнений с помощью универсальной
тригонометрической подстановки
Решаются с помощью введения вспомогательного аргумента.
А sinx + B cosx = C
Проверка
Если ,
- не верно, значит
, не является корнями исходного уравнения
Ответ:
При переходе от уравнения (1) к уравнению (2), могла произойти потеря корней, значит необходимо проверить, являются ли корни уравнения корнями данного уровнения.
Формулы .
Универсальная подстановка.
х + 2 n; Проверка обязательна!
Понижение степени.
= (1 + cos2x ) : 2
= (1 – cos 2x) : 2
Метод вспомогательного аргумента.
a cosx +b sinx заменим на C sin(x+ ), где
- вспомогательный аргумент .
cos =
sin =
Решение простейших уравнений
2) cos(x+π/3) = ½
2x = arctg (-1) + πk, kЄZ
x+π/3 = ±arccos1/2 + 2πk, kЄZ
x+π/3 = ±π/3 + 2πk, kЄZ
2x = -π/4 + πk, kЄZ
x = -π/8 + πk/2, kЄZ
x = -π/3 ± π/3 + 2πk, kЄZ
Ответ: -π/8 + πk/2, kЄZ.
Ответ: -π/3 ± π/3 + 2πk, kЄZ
3) sin(π – x/3) = 0
упростим по формулам приведения
sin(x/3) = 0
частный случай
x/3 = πk, kЄZ
x = 3πk, kЄZ.
Ответ: 3πk, kЄZ.
Эти правила помогут при решении!
- Увидел квадрат – понижай степень.
- Увидел произведение – делай сумму.
- Увидел сумму – делай произведение.
1.Потеря корней:
- делим на g(х).
- опасные формулы (универсальная подстановка).
Этими операциями мы сужаем область определения.
2. Лишние корни:
- возводим в четную степень.
- умножаем на g(х) (избавляемся от знаменателя).
Этими операциями мы расширяем область определения.
Потеря корней, лишние корни.
Спасибо
за
внимание!