Название метода или приема
|
Описание
|
Стадия использования
|
«Мозговой штурм».
|
Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.
|
Вызов
|
«Верите ли вы, что…»
|
Учитель читает вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…», а уч-ся обсуждают ответы в группе. Если верят, то во 2 строке ставят +, а если нет, то -
|
Вызов
|
«Корзина идей».
|
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
|
Вызов
|
«Верные и неверные утверждения».
|
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
|
Вызов
Осмысление
Рефлексия
|
«Ролевая игра».
|
Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка.
|
Вызов
|
«Лови ошибку».
|
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает найти допущенные ошибки.
Ошибки в задании 2 уровней:
1) явные, которые легко выявляются уч-ся, исходя из личного опыта и знаний;
2) скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Уч-ся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Затем изучают новый материал, возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить вначале урока.
|
Вызов
|
«Толстые и тонкие вопросы».
|
Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.
?– фактический ответ
? – обстоятельный ответ, развернутый.
На стадии вызова – вопросы, на которые уч-ся хотели бы получить ответы при изучении темы.
На стадии рефлексии – демонстрация понимания прочитанного.
Тонкие ?
|
Толстые ?
|
Кто...? Что...?
Когда...? Может...?
Будет...? Могли...?
Как звать...?
Было ли...?
Согласны ли вы...?
Верно ли...?
|
Дайте три объяснения: почему?
Объясните: почему...?
Почему вы думаете...?
Почему вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите: что будет, если...?
Что, если...?
|
|
Вызов
Рефлексия
|
«Инсерт».
|
Чтение текста с пометками:
V уже знал,
+ новое,
- думал иначе,
? не понял, есть вопросы.
Составление таблицы, выписываются основные положения из текста.
|
Осмысление
|
«Дерево предсказаний».
|
Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в произведении.
«Ствол дерева» – тема, «ветви» – предположения, которые ведутся по 2 основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), «листья» - обоснование предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
|
Осмысление
|
«Концептуаль-ная таблица».
|
Этот приём полезен, когда предполагается сравнение 3 и боле вопросов.
По горизонтали то, что подлежит сравнению,
По вертикали – черты и свойства, по которым происходит сравнение.
Что я знаю о пустыне?
|
Что я нового узнал о пустыне?
|
|
|
|
Осмысление
|
«Что? Где? Когда? Почему?»
|
Таблица заполняется по ходу работы с информацией.
|
Осмысление
|
«Письмо по кругу».
|
Прием предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
|
Осмысление
|
«Ромашка вопросов».
|
Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.
Чтение текста по частям и постановка вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Опишите дальнейшие события и т.д.
Простые: Как выглядели герои?
Уточняющие: Ты так считаешь? То есть ты сказал?
Объясняющие: Почему?
Творческие: В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Оценочные: Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/
Практические: Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»
|
Осмысление
|
«Кластер»- гроздь винограда.
|
Карта мышления.
1) Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):
2) 1 этап – мозговой штурм (идеи).
2 этап – систематизация, оформление в кластер.
3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3) Составление ассоциаций по теме в виде кластера.
|
Осмысление
Рефлексия
|
«Перепутанные логические цепи».
|
Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку
|
Осмысление
Рефлексия
|
«Карусель».
|
Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп.
Необходимо подготовить ручки, листы с написанными на них вопросами (по одному на каждом). По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
|
Осмысление
|
«ЗХУ»
|
На 1 этапе уч-ся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу.
На протяжении изучения темы заполняется третья колонка (ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме).
Заполнение таблицы:
Знаю
(вызов)
|
Хочу узнать
(вызов)
|
Узнал
(реализация смысла или рефлексия)
|
Работа в паре: что я знаю о теме урока?
|
Формулиро-
вание целей
|
Соотноше-
ние старой и новой информации
|
|
Вызов
Осмысление
Рефлексия
|
«Взаимоопрос».
|
Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу .
|
Осмысление
|
«Свободное письмо».
|
Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме.
|
Рефлексия
|
«Галерея».
|
После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.
|
Рефлексия
|
«Синквейн».
|
Пятистишие:
Тема,
- 2 прилагательных, описывающих тему,
- 3 глагола, характеризующих действие,
- фраза из 4 слов, содержит основную мысль,
- синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.
|
Рефлексия
|
«Рафт».
|
Определим параметра будущего текста.
Р – роль (Весна)
А – аудитория (кому вы будете писать – жителям леса)
Ф – форма (рассказ)
Т – тема (весенняя сказка «Как-то раз Весна…»)
|
Рефлексия
|