СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Милосердие. Кто мой ближний?»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Милосердие. Кто мой ближний?»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фрязевская средняя общеобразовательная школа № 41 им. Б.А.Воробьева», Московская обл., г.о.Электросталь.


Разработка конспекта урока

для обучащихся 4 класса







ТЕМА:

«Милосердие. Кто мой ближний?»






Автор: Архипова Светлана Юрьевна,

учитель изобразительного искусства, предметной области ОДНКР

МБОУ «Фрязевская СОШ №41

им. Б.А.Воробьева».






2021

Цель урока:

- формирование нравственных и культурных ценностей обучающихся.

Задачи урока:

- раскрыть понятия о христианских добродетелях: христианская любовь, милосердие, сострадание, бескорыстие;

- показать значимость христианских добродетелей в развитии социальной и духовной культуре нашей страны на примере волонтерского движения;

- прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества;

- знакомство обучающихся с творчеством детского писателя Б.А.Ганаго;

- обучение самостоятельному осмыслению, оцениванию понятий, проблемы,

ориентировке в духовных категориях.


Средства:

- Материалы и иллюстрации учебника Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры» 4 класс, Москва 2018;

- Методическое пособие для учителя Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры» 4 класс, Москва 2018;

- Евангелие от Луки (гл.10, стих30-37);

- Словарь русского языка С.И.Ожегова;

- Видео. Анимационный фильм «Притча о добром самарянине»;

- Рассказ Бориса Гонаго «Спасение из огня», сборник Детям о молитве:

- Материалы для практической работы: пластиковая доска, стек, соленое тесто, палочки-зубочистки.


Задания для опроса: Методическое пособие для учителя Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры» 4 класс, стр.62-65.


Задания для закрепления: Методическое пособие Основы православной культуры стр.63-65.

Задание на дом: Учебник стр.43 № 6.

Ход урока:


Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Вы наверняка уже имеете опыт и можете рассказать о встречах в вашей жизни с хорошими людьми и с людьми, которые делали поступки плохие по отношению к вам. Люди дают нам радость общения и могут оставить в нашем сердце боль. Как нам поступать в таких случаях?

Господь дал христианам великую Книгу Жизни - Евангелие, в которой можно найти ответ, на любой вопрос, возникающий на жизненном пути в любом возрасте.

Давайте послушаем притчу, небольшой рассказ, который нам рассказал Сам Господь - Иисус Христос.

Учитель читает текст притчи о милосердном самарянине или просматривает с классом видео, анимационный фильм «Притча о милосердном самарянине».

Учитель:

- Как поступил самарянин по отношению к незнакомому человеку, которого избили разбойники?

Ребята:

- Он ему помог. Не прошел мимо. Сделал добрый поступок.

Учитель:

- Кто же наш ближний?

Ребята:

- Тот, кто рядом с нами, близко к нам, поможет.

Учитель:

- Христос сказал, что ближний - это каждый нуждающийся в помощи человек.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Кто сформулирует тему?

Ребята:

- О доброте. О ближних. Мы будем говорить о добрых людях, которые помогают друг другу.

Учитель:

- Тема урока: Милосердие. Кто мой ближний?

Откроем словарь русского языка С.И.Ожегова. Прочтем значение слова милосердие.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Работа с учебником:

Смотрим Милосердный самарянин. Илл.34-35.

Учитель:

- Слово «милосердный» означает «милующий», «жалеющий». Когда вы испытываете сострадание, проявляете сочувствие к бедам.

Работа в тетради

Записываем дату, тему урока.

Задание:

  1. Выделить корни в слове «милосердие».

  2. Придумай и напиши однокоренные слова к слову «милый» и «сердце».

Ребята:

Называют однокоренные слова, дописывают.

Учитель:

- Молодцы. Правильно.

- А как вы думаете, в наше время подобный случай как в притче может произойти?

Ребята:

- Да. Могут напасть грабители.

Учитель:

- В трудной жизненной ситуации может оказаться любой человек. Тот, кто окажется рядом должен помочь нуждающемуся. Так поступают христиане.

Кто такие христиане?

Ребята:

- Те люди, которые верят в Иисуса Христа, Бога.

Учитель:

- Правильно. Но не только верят, но и живут по заповедям Божьим, стараются совершать поступки по Его законам.

Работа в тетради

Задание:

Написать небольшой текст - рассказ из нескольких предложений с использованием слов: милосердие, сострадание, помощь. В рассказе можно привести примеры добрых поступков совершенными вашими родственниками, одноклассниками.

Ребята:

По желанию зачитывают рассказы.

Учитель:

- Молодцы. Нужно помогать, делиться с нуждающимся, даже если не имеешь много.

Учитель:

- Все ли люди проявляют сочувствие, сострадание?

Ребята:

- Нет.

Учитель:

- А можно ли в себе воспитать такую добродетель как, милосердие, если такое качество у человека отсутствует или его совсем мало?

Ребята:

- Да. Нет. Объясняют свою точку зрения.

Учитель:

- Если человек захочет стать милосердным, добрым, то постепенно душа его преобразится, через добрые поступки, дела.


Учитель читает рассказ.

Борис Гонаго «Спасение из огня». 

Давняя эта история. Произошла она в начале века накануне Рождества.
На хуторе, вдали от деревни, жила большая крестьянская семья. Папа ещё утром уехал на лошади в город. Мама и дети — мал мала меньше — собрались у домашнего очага. Мама готовилась к празднику. Дети слушали потрескивание поленьев в печке и мечтали о подарках.
Быстро темнело. Домашние стали беспокоиться: папа обещал вернуться засветло, а его всё нет и нет. Зимой же всякое случается. Вон метель как разыгралась, да и волки в эту пору могут на человека напасть. И конечно, все боялись разбойника Мишки Петрова, который грабил, а иногда и убивал людей в окрестных лесах.
Напряжение нарастало. Маленькая Лиза не выдержала и спросила:
— Почему папы так долго нет?
Что могла ответить мама? Уж кто-кто, а она-то представляла всю опасность, зная, что муж должен был привезти большую сумму денег.
Вой метели стих. В тишине ожидание стало ещё томительней. И тут старший, двенадцатилетний Федя, предложил:
— Мама, давай я поднимусь на холм. Может, услышу звон колокольчиков на папиных санях.
— Иди, мой мальчик, — перекрестила его мать. — И пусть Господь сохранит тебя.
Федя выскочил во двор. Он не боялся ни темноты, ни волков, ни разбойников, ибо верил, что Христос всегда защитит его. С вершины холма на дороге ничего не было видно, не звенели и знакомые колокольчики. Федя встал на колени:
— Господи, помоги моему папе вернуться домой. Спаси его и от волков, и от Мишки Петрова. Спаси и самого Мишку. Он несчастный, потому что не узнал Тебя. Не знает, как Ты всех любишь, любишь и его. Боже, спаси Мишку.
Мальчик встал и пошёл к дому. Он не услышал чей-то глубокий вздох, почти стон, прозвучавший ему вслед. Вскоре вернулся папа, и вся семья радостно встретила Рождество.
А спустя несколько дней в дверь постучал угрюмый мужчина и попросился на работу. На хуторе лишние руки нужны всегда, и его с удовольствием взяли. Работал он исправно, но был очень молчалив и вечером после ужина сразу уходил спать на сеновал.
Однажды ночью раздались крики. Хутор пылал. Вся семья, одеваясь на бегу, выскочила во двор. Не было только Феди, который спал на втором этаже и был сразу же отрезан огнем.
Казалось, что спасти его невозможно, но тут к дому подбежал работник с лестницей. Он приставил её к уже шатающейся стене и, быстро поднявшись, бросился в огонь. Люди ахнули и стали молиться. Томительно тянулись секунды.
И вот, наконец, в проёме окна появился человек, прижимающий к груди Федю, завёрнутого в одеяло. Мальчик был невредим, но работник получил страшные ожоги.
Только под утро несчастный пришёл в себя. Несмотря на страдания, лицо его было спокойно. Он попросил позвать Федю и, превозмогая боль, сказал ему: — Я — Мишка Петров, разбойник. На Рождество я хотел ограбить твоего отца, но услышал, как ты молился за меня. Господь по твоей молитве совершил чудо: я раскаялся и начал новую жизнь.
Он перевёл дыхание и продолжил:
— Федя, дай мне руку. Я спас тебя от огня земного, ты помолись, чтобы Господь спас меня от огня вечного.
Сказав это, он закрыл глаза и затих, а лицо его осветилось каким-то
неземным светом.
 Учитель:

- Почему разбойник Мишка Петров не стал грабить Фединого папу? Что его остановило?

Почему он изменился?

Ребята:

- Милосердие мальчика Феди. Разбойник услышал, как за него просит Бога мальчик.

Учитель:

- Доброта, любовь способна растопить лед даже самых жестоких сердец.

Христиане верят, что источником этой любви является Кто?

Ребята:

- Бог.

Учитель:

- Мальчик Федя обратился к Источнику любви – Богу. Случилось чудо, Господь преобразил душу Мишки Петрова.

Почему он попросился на работу в эту семью?

Ребята:

- Он хотел сделать что-то доброе для мальчика и для его семьи в благодарность.

Учитель:

- Скажите, ребята, если человек совершит добрый поступок милосердия, может ли он просить оплату за это?

Ребята:

- Нет. Это уже не милосердный поступок, а корыстный.

Учитель:

- У нас много людей, которые помогают бескорыстно.

Вы слышали слово – «волонтеры»? Кто они такие? Чем занимаются?

Ребята:

- Да. Волонтеры это помощники, которые работают бесплатно.

Учитель:

- Волонтёрство или волонтёрская деятельность – это общественно полезная работа, выполняемая добровольно без расчёта на денежную оплату труда.

Волонтёр – это человек, который добровольно оказывает безвозмездную помощь людям, нуждающимся в особой поддержке и социальной защите: дети-сироты, пенсионеры, беженцы, инвалиды, тяжелобольные люди и т.д., помощь организациям, государству.

Наглядный и самый простой пример волонтёрства – субботник. В выходной день мы жертвуем отдыхом, выходим и убираем свою придомовую или школьную территорию от накопившегося за зиму мусора.

Символ волонтерского движения – эмблема с изображениями разноцветных рук, которые тянутся вверх.

Давайте мы тоже придумаем символ-эмблему к нашему уроку милосердия и слепим из соленого теста. Какой символ подходит?

Ребята:

- Сердечко!

Учитель:

- Молодцы!


Практическая работа.


Убираем на край стола тетради. Достаем доску для лепки, листик бумаги, стек, палочку-зубочистку. Кусочки теста поможет раздать дежурный.


Поделка. «Символ милосердия».


Объяснение и показ учителя порядка работы:

  1. Формируем из небольшого кусочка теста, предварительно окрашенного гуашевой краской в красный цвет, шарик.

  2. На доску кладем лист бумаги во избежание прилипания теста к доске. Сплющиваем на доске шарик из теста, получается круг (толщина должна быть примерно 4-5 мм).

  3. Нижнюю часть круга прищипываем пальчиками, образуя острый конец, а верхнюю часть по центру с помощью стека или палочки прижимаем ближе к центру круга. Поправляем пальчиками, формируем фигурку – сердечко.

  4. В верхней части сердечка с помощью палочки-зубочистки делаем отверстие для подвески.

  5. На сердечке можно долепить, по желанию, розочки, цветы из остатков теста или нанести рисунок с помощью стека, палочки.

  6. Оставляем для просушки.

После просыхания изделие можно покрыть лаком, в отверстие продевается нитка или лента для подвешивания.

Ребята:

Выполнение практической работы.

Уборка рабочего стола.


Рефлексия

Учитель:

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Нужно ли за доброе дело ждать награду?

- Можно ли в себе воспитать милосердие?

- Кто такие волонтеры?

- Какие добрые поступки мы можем сделать нашим ближним?

- Что показалось наиболее интересным на уроке?

Учитель: - Ребята, спасибо за работу на уроке!



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!